к предыдущему посту, о Григории Нисском

Oct 14, 2013 18:51

Вот точная цитата из Григория Нисского, в работе прот. Георгия Флоровского "Византийские отцы 4 века". Можно было бы и прямой текст найти, но я уже не стала. Да... смысл несколько иной.:)))

"Всякое понятие, составляемое по естественному уразумению и предположению, согласно с каким-нибудь удобопостижимым представлением, созидает Божий кумир, а не возвещает о самом Боге". Понятия человеческого ума слагаются на основе созерцания и изучения видимого, тварного мира, и они становятся пустыми, когда ум возвышается за пределами тварного естества. "Ибо велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности". - Бог выше всякого имени. Бог не имеет собственного имени, "естество неопределимое не может быть объято никаким словом, имеющим значение имени", - говорит Григорий. Ибо всякое имя, всякое понятие предполагает ограниченность и определенность. Но Божественное бытие бесконечно и беспредельно, и потому неопределимо. "О бытии сего естества мы знаем, но, что касается до наименования, которым бы во всей силе обнималось неизреченное и беспредельное естество, мы говорим, что его или совершенно нет, или оно нам вовсе неизвестно..." Божественная сущность не может быть постигнута через выделение отличительных и характерных признаков. Божественная природа проста и бесконечна... Она выше всякого начала, не представляет признаков своего собственного естества: ибо наисобственнейший ее признак тот, что ее естество выше всякого представления об отличительных свойствах. В созерцании Божественного бытия уму человеческому не на чем остановиться, неоткуда начать: "как некое обширное море, оно не дает никакого знака, указующего на какое-либо начало". Потому здесь безусловная грань для умозаключений. "Ибо в рассуждении Его не представляется ничего, - ни времени, ни места, ни цвета, ни очертания, ни вида, ни объема, ни количества, ни протяжения, ни иного чего именующего, именования, вещи или понятия". Созерцательная мысль непрестанно движется, никогда не достигая. "Простота догматов", говорить св. Григорий, "предполагает, что Бог не может быть охвачен ни именем, ни понятием, не иной какой постигающей силой ума, что Он пребывает выше всякого не только человеческого, но даже ангельского и премирного постижения, что Он неизглаголен, неизречен, превыше всякого означения словом, - и имеет одно имя, которое служит к познанию его собственного естества, - именно, что Он один паче всякого имени..." В мышлении о бытии Божием должно простираться в бесконечность. Слов не хватает. "Одно есть имя, означающее божественную сущность, - говорит Григорий, - именно самое удивление, неизреченно возникающее в душе при мысли о Ней..."

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/florovsky/byzant/23.html

цитаты разные

Previous post Next post
Up