В погоне за лучшим. МВВ Во-115.

Aug 26, 2016 21:55

Ещё задолго до принятия на вооружение противотанкового вертолёта Bo-105P (он же PAH-1 - Panzerabwehrhubschrauber, Противотанковый вертолёт) немецкие военные посчитали необходимым начать разработку вертолёта следующего поколения, рассматривая Bo-105P как временный. В 1973 году был подготовлен список недостатков PAH-1: отсутствие бронирования, не самые лучшие системы наблюдения, отсутствие пушечного вооружения. Фирме Messerschmitt-Bölkow-Blohm было предложено разработать новый вертолёт на базе узлов Bo-105, проект получил название Во-115.



Инженеры МВВ не стали особо мудрить и, по сути, пошли способом по которому были созданы "Кобра" и Ми-24. В основу вертолёта легла конструкция Во-105 практически без изменений. Была установлена двухместная бронированная кабина пилотов, с размещением тандемом, по типу "Кобры". Интересно, что спереди размещался не стрелок, а пилот. В носу разместили систему наведения ракет и тепловизор. Из-за увеличения веса носовой части вертолёта автопушку пришлось сдвинуть к центру корпуса, а так как военные хотели сохранить посадку на лыжи, сделать её и выдвижной. Для сохранения лётных характеристик потяжелевшего вертолёта на уровне Во-105 были установлены новые двигатели.



Макет Во-115.

Военные проект одобрили - вертолёт получился полностью соответствующий всем требованиям, к тому же дешёвый, даже дешевле закупки американских "Кобр". МВВ получили деньги на постройку прототипа к 1975 году. Кроме того, было предложено проработать возможность размещения на узлах подвески иного вооружения кроме ракет НОТ и подвесных топливных баков. В остальном прототип от проекта 1973 года практически не отличался.



МВВ Во-115.

К лету 1974 была завершена предварительная серия испытаний отдельных узлов. Была проведена серия исследовательских полётов доработанного Во-105. Для отработки компоновки построили полноразмерный макет вертолёта. Основной проблемой для проекта стала 20-мм автопушка - даже размещение под центром массы вертолёта не помогало побороть её отдачу, которая нещадно мотала бы достаточно лёгкий (всего 2 с половинной тонны) вертолёт при ведении огня. В МВВ склонялись к замене автопушки на пулемёт для решения этой проблемы. В целом всё было готово к постройке полноценного прототипа.





МВВ Во-115. Хорошо видна автопушка. Вместо одного блока ракет НОТ подвешен дополнительный топливный бак.



Но к тому времени военные уже считали Во-115 устаревшим проектом. Вертолёт мог эффективно выполнять только противотанковые задачи, а военным уже хотелось получит полноценный ударный вертолёт. Осенью 1975 года финансирование проекта Во-115 было прекращено. В конечном счёте, армией были выдвинуты претензии к недостаточному бронированию вертолёта и плохому размещению экипажа (пилот перекрывал обзор стрелку). Одновременно с этим был дан старт программе РАН-2, в рамках которой предполагался конкурс между несколькими фирмами на создание ударного вертолёта.



Во-105Р и Во-115.

Сложно сказать, был ли отказ от Во-115, который мог пойти в войска практически вместе с Во-105 и имел неплохие перспективы на экспортном рынке, в пользу программы, которая затянется почти на 15 лет, ошибкой. Но в МВВ так просто сдаваться не собирались - уже к 1975 году был готов новый вариант Во-115, отвечавший требованиям программы РАН-2. Вертолёт создавался в значительной кооперации с итальянской фирмой Agusta. Обе фирмы разрабатывали свои проекты, заимствуя друг у друга некоторые узлы и решения. В дальнейшем предполагался конкурс между немецким и итальянским вертолётами. В основе немецкого проекта всё ещё лежали узлы Во-105, но внешне машина сильно изменилась.



Во-115 вариант 1975 года.

Вертолёт стал сильно уже, бронирование защищало все важные узлы, а не только кабину и было вписано в несущую конструкцию. Экипаж разместили так же тандемом, но стрелка подняли над кабиной пилота, обеспечив ему хороший обзор. Прицельный комплекс остался в носу, но получил большие углы наведения. По своим основным ЛТХ Во-115 не изменился. Так же прорабатывался вариант оснащения вертолётом более мощными двигателями.



Размещение электроники на Во-115. на рисунке изображён вариант с новыми двигателями.

Новый вариант Во-115 не успел даже попасть к военным, как после появления YAH-64 немецкие военные снова поменяли требования к программе РАН-2. Одним из новых требований стала высокая маневренность вертолёта и выполнения сложных манёвров уклонения. Кроме того, изменились требования и к электронике, и прицельному комплексу. Из-за этой задержки у МВВ возникли разногласия с Agusta. В течение 1975-1977 годов в МВВ было разработано несколько новых вариантов Во-115, с более мощными двигателями, улучшенной аэродинамикой. Но немецкие инженеры просто не успевали за своей же армией, которая почти каждый год снова и снова пересматривала требования к программе РАН-2.





МВВ Во-115.

В 1977, после окончательно ухода итальянцев, по предложению правительства ФРГ начинает сотрудничество с французской фирмой Aerospatiale. Первоначально сотрудничество выражается лишь в обмене технологиями. В 1978 году Во-115 наконец везёт - армия выбирает этот вариант, отказываясь от остальных конкурентов. Постройка первого прототипа Во-115 предполагается в 1982 году. Но в 1979 году было принято решение об окончательном объединении усилий Франции и Германии в области создания единого ударного вертолёта. МВВ вынуждена начать более плотно работать с Aerospatiale, объединяя наработки по Во-115 с французскими. На этом оканчивается история немецкого вертолёта Во-115 и начинается история европейского Eurocopter Tiger.

Источники:
www.flug-revue.rotor.com
Air International, 8-1977.
Air Pictorial, 10-1982.
ROTORCRAFT DESIGN. 1978.

проекты, ударные вертолёты, истребители танков, холодная война, вертолёты, авиация, ФРГ

Previous post Next post
Up