Как хорошо известно, на момент военного вторжения РФ на Украину Сименс пребывал в процессе поставки РЖД новой партии Сапсанов (а точнее Velaro RUS по их внутренней номенклатуре). Всего та партия должна была включать 13 новых составов, которые должны были поставлены в дополнение к существующим 16 поездам, произведенным в 2008-2014 годах (о которых я уже
писал ранее). Все 13 составов должны были быть постояннотоковыми. Как не менее хорошо известно, после начала военных действий Сименс прекратил поставку, и на момент её прекращения РЖД получили только 4 состава из этой новой партии. Таким образом, у РЖД теперь ровно 20 составов Сапсанов, из которых 4 двухсистемных (2008-2009 годов выпуска) и 16 постояннотоковых (2009-2022 годов выпуска).
Что было непонятно достаточно долго, так это что стало с остальными составами из этой партии. Понятно, что какие-то составы были на стадии сборки, а какие-то были уже почти готовы. Недавно я получил ответ на этот вопрос, случайно найдя его в выпуске одного из англоязычных европейских железнодорожных журналов за первую четверть этого года.
Так вот, в небольшой статье сообщается, что на момент прекращения поставки у Сименса было 5 незаконченных составов Velaro RUS в различной степени готовности. Вместо того, чтобы прекратить сборку и хранить незавершённые составы и комплекты несобранного оборудования для них, было принято решение закончить эти 5 составов. На настоящий момент все 5 поездов завершены и пребывают на "надежном хранении", причем по крайней мере часть из них - в Krefeld Hafen (это где-то между Дюссельдорфом и Дуйсбургом).
Остальные 4 состава из этой партии на момент начала военных действий ещё не были начаты, и Сименс просто отказался от их производства. Таким образом, из 13 составов этой партии, 9 были завершены (из которых сейчас 4 в работе у РЖД в России и 5 на хранении у Сименса в Германии) и 4 отменены. Недособранных составов больше нет.
В статье не сообщается, каковы дальнейшие планы Сименса на эти завершенные, но непоставленные 5 составов, которые, напомню, построены под колею 1520 мм и поэтому могут эксплуатироваться только в ограниченном числе стран (и элементарно не пройдут по габаритам на железных дорогах с колеёй 1435 мм). Также непонятно, как РЖД будут выкручиваться с поставкой комплектующих для ремонта и обслуживания имеющихся 20 составов. Ведь ничто не вечно под луной.
P.S. Большая просьба не скатываться в обсуждение политики и войны в комментариях. Буду банить без предупреждения, причем с обеих сторон, вне зависимости от того, кто прав и кто виноват. Пост не о политике и не о войне, а о составах Velaro RUS. Вот их и обсуждаем.
Update от 08.06.2023: Как мне написали, один из 20 Сапсанов РЖД (самый последний, 20-й, 2022 года выпуска) уже отстранен от работы и оставлен под донорство запчастей. То ли ещё будет...