ykh

Упоминание Баал Шем-Това.

Oct 15, 2017 22:22

Обычно в Хабада устраивают фарбренген с мытьём рук на хлеб (чтобыы можно было есть попозже) после минхи в последний день праздника, вроде как трапеза Мошиаха в Ахаройн шел Песах - так же и в Швуэс, в Рош-Ашоно и в Симхас-Тору. Но если выпадает как в этом году - два дня праздника (вне страны Израиля), то фарбренген делают в субботу.
Обычно такие фарбренгены идёт по заведённому порядку (в отличие от других, когда тот, кто ведёт фарбренген, рассказывает истории, какие ему на душу взбредут): раввин говорит две минуты кратчайшее вдохновительное слове, чаще всего просто желая всем быть хасидами и иметь сладчайший год в физическом и духовном аспектах, затем после вступительного нигуна переводит с листа на плохой английский короткий маамар, а потом все поют традиционно нигуним всех Реббеим.
На этот раз вступительное слово было дольше обычного.
В этом году исполняется 40 лет с Шмини Ацерес, когда у Ребе произошел инфаркт во время hакофос. Во время 4-й hакофы Ребе попросил стул и сел. Все сразу поняли, что дело плохо, заорали: "Воды! Воздуха!", тысячи людей вылетели на улицу как взрыв, чтобы дать Ребе больше воздуха, разбили окна. С сотней человек ещё в 770 Ребе отказался от воды, потому что не в сукке. 5-ю и 6-ю hакофос сделали быстро. &-ю Реббе всегда танцевал в середине с шурином - Рашагом - и танцевал очень заядло, пока Рашаг не выдыхался. Тут (с инфарктом в этом момент!) Ребе спустился на платформу, начал танцевать с Рашагом который, сделав два шага, остановился, сделав вид, что выдохся. Ребе улыбнулся, пожелал всем "гут йом-тов" и пошёл (!) в сукку, где ему хотели дать виноградный сок вместо вина, но он сделал киддуш на вино. Доктор Айра Вайс потом объяснял, что всё, что Ребе делал (и его выздоровление и то, как он работал с ещё большей интенсивностью, чем раньше, ещё 15 лет, до инсульта в 1992-м году) - это открытое и не объяснимое чудо.
В Симхас Тору секретарь Ребе, Лейбл Гронер, передал одному из главных знатоков хасидуса Йоэлю Кану провести всегдашний фарбренген после минхи в Симхас Тору и сказал, о чём говорить, что и было сделано. А на исходе Симхас Торы Ребе стал говорить через микрофон сиху и даже маамар, и это транслировалось в разные хабад-хаузы по миру.
А потом Ребе из своей комнаты произносил маамарим на исходе нескольких суббот, пока в Рош ходеш Кислев не вышел к хасидам и говорил сихи и маамар, в то время как двое врачей - Вайс и Резник, сидели с мониторами в зале (это была технология, которую они достали в АэроКосмическом институте, чтобы следить за сердцем Ребе дистанционно, без подключения к проводам). Они сидели за столом, мониторы были у них под ногами, а они сидели, склонив головы. И никто не знал, что они следят за мониторами. А они видели, что каждый рз, как Ребе говорит сиху, у него начинается дикая аритмия, и они были в панике - остабновить фарбренген и напугать хасидов до бесчувствия или нет. А потом стали петь нигун перед маамаром, и аритмия исчезла, и сердце стало биться совершенно нормально и так продолжалось и во время маамара.
И вот второй маамар после Симхас Торы, который был на исходе субботы Берейшис - короткий маамар, и раввин Харитонов его и переводил.
Но прежде, чем он стал говорить, вступил Авроhом-Мойше-Перец Копман. АМП приехал перед праздниками из Израиля, потому что на этой неделе, с Б.П. будет свадьба его сына. Трое его сыновей живут в Буффало, один - Моти (Мордехай-Шлоймо-Пинхас-Тувья! по первым буквам "Мишпат") - старший, очень добрый и очень религиозный, а остальные два, включая жениха - не так, но жених стал захаживать в синагогу гораздо чаще. Папа же - баал тшува из Буффало-Рочестерских наших мест. Он, ка сожалению, почто слеп, ходит с палочкой. Может ещё читать очень большие буквы, но всё это тяжеловато.
И вот он сказал, что на исходе той субботы, когда Ребе выступал по телефону второй раз после инфаркта и говорил тот самый маамар "Берейшис" вместе с несколькими беседами, сам АМП Копман находился в Рочестере, и они слушали выступление Ребе через звуковую систему в трансляции из 770. Копман был тогда ещё не религиозным, хотя и близок к тому. И вот в выступлении Ребе, которое было, естественно, на идиш, Копман не понял вообще ничего, за исключением одного слова. Ребе упомянул Баал Шем-Това, и слово "Баал Шем-Тов" Копман разобрал. И каким-то образом это произвело на него такое впечатление, что он стал религиозным.
UPD: Спросил самого АМП, это было на исходе главы Лех-Лехо, он был в Буффало у р.Гринберга. Тот маймор тоже мугадиг.

This entry was originally posted at https://ykh.dreamwidth.org/83640.html. Please comment there using OpenID.

рош ходеш кислев, фарбренген, ребе, баал шем-тов, история о ребе, хасидская история

Previous post Next post
Up