На Симхас-Тору у нас были Дашевские. Перед их приездом я попросил Довида подготовить пару-тройку двар-Тойро от рабби Йехиеля Вайнберга, автора "Сридей эш". А то бедняга Довид неминуемо слишком сильно подвергался бы (и таки подвёргся, но мужественно противостоял) изливающейся из меня хабадской пропаганде. А рабби Вайнберг - это учитель и духовный и даже чуть ли не приёмный отец раввина Авроhом-Абы Вайнгорта, шлита, которого Довид очень любит и уважает. И есть за что. Я видел р.Вайнгорта в течение полутора часов на свадьбе Пинхаса, сына Довида, и говорил с ним в течение, может быть, около 20-и минут. В его присутствии легко, тепло и в то же время как бы приподнято. Он совершенно не подавляет своим статусом - а ведь он настоящий талмид-хохом. Очень трудно описать ощущение. Вот в субботу эту прошедшую читали "Берейшис" - "и сказал... что хорош (ки тойв)". Вот рав Вайнгорт - "ки тойв".
Довид привёз с собой книгу р.Вайнгорта комментариев и сопутствующих историй к выдержкам из "Сридей эйш" на праздники.
И вот одна история там была такая.
Рассказывает р.Вайнберг.
Однажды в Суккойс я пришёл проведать гаона р.Хаима-Озера Гродзенского в Вильне. Р.Хаим-Озер открыл мне дверь с радостью исполнения заповеди. Одет он был в тёплый халат. Он предложил мне пройти в сукку и покушать и извинился, что не может пройти со мной, потому что простудился. Я прошёл в сукку и вдруг увидел, что туда же входит р. Хаим-Озер чтобы принять меня в сукке.
- Но Вы же сказали, что вы простужены?! - спросил я. Р. Хаим-Озер промолчал. Тогда я сказал ему:
- Я скажу Вам, почему ваши ноги привели Вас в сукку. Сказано, что страдающий свободен от исполнения заповеди сукки (мицтаер потур мин haсукко), но нигде не сказано, что страдающий свободен от исполнения заповеди гостеприимства (hахносас орхим).
Р. Хаим-Озер улыбнулся.
Р.Вайнберг был противоречивой (и очень трагической фигурой - он думал, что с нацистами хоть и с трудом, но можно иметь дело, а когда узнал после войны, что на самом деле происходило, это жестоко надломило его), я как-то упомянул его имя р.Таубу (сыну литовского гаона из Торонто) не помню в связи с чем, и он сказал мне, что его не стоит упоминать как великий авторитет. Тем не менее, на его похоронах в Израиле произошло, насколько я понимаю, примерно следующее. Отец р.Вайнгорта был его ближайшим или одним из ближайших учеников. Он очень рано умер, и сам р. Авроhом-Аба Вайнгорт воспитывался у р.Вайнберга. Когда р.Вайнберг умер, его должны были похоронить рядом с отцом р.Вайнгорта. Было много народу, в какой-то момент подошла смена носильщиков тела, состоявшая из харедимных учеников и, как будто так и надо, понесла его к другой могиле, выкопанной на харедимном участке, так что харедим как бы взяли его к себе. И это очень больно было р.Авроhом-Абе.
Мне хочется сказать что-нибудь утешительное р.Вайнгорту.
Например, однажды Ребе Рашаб, ещё маленьким мальчиком, пришёл к деду, Цемах-Цедеку, и тот дал ему монетку и поцеловал. Когда Ребе Рашаб вышел и рассказал об этом старшему брату, Залман-Аhарону, тот вухватил у него монетку. На что Ребе Рашаб сказал:
- Ты можешь забрать монетку, но поцелуй останется со мной.
В Холокосте нацисты, да сотрётся их имя, делали ужасные вещи с еврейскими телами. Но души их, убитых лишь за то, что они евреи, и соответственно, за освящение Имени Всевышнего - кидуш hАшем - остались совершенными.
Так и тут - тело они могли забрать, а душа остаётся с тем, кто ей близок.
This entry was originally posted at
https://ykh.dreamwidth.org/83850.html. Please comment there using
OpenID.