Спустя миллион лет у меня появилось время продолжить свой непоследовательный рассказ.
На этот раз в центре внимания будет Шанхайский музей (под таким именем вы найдете его на
Википедии), или, как он называется по-китайски - "Шанхай Бовугуань".
Кстати, по-прежнему у меня заведено так, что при наведении на фото всплывает его, фото, номер и небольшой комментарий.
Шанхайский музей - чудо из чудес! Множество древних (и не очень) вещиц. Одно из главных его достоинств - он бесплатный, что не может не радовать человека, у которого на тот момент почти закончились наличные деньги. Момент имел место после недельный задержки в Пекине и нескольких дней испытаний в Нанкине, отъезд из которого походил на эвакуацию и осуществлялся не без помощи экипажа полиции, и уже после того, как я стер ноги в новых и единственных кедах, но добрался до того города, где было тепло, и до места, где было очень интересно, то есть до музея.
Правда, несмотря на всю свою чудесность, у музея есть и свои минусы: закрывается он, как и многие подобные заведения, в пять вечера, а пропускать посетителей внутрь и вовсе прекращают примерно в четыре часа.
Экспозиция составлена так, что создается впечатление, будто первые несколько тысяч лет своего существования китайская цивилизация создавала исключительно кувшины и прочие емкости под различные жидкости. Например, входишь в один из залов, а там такой вот экспонат: Кувшин, изготовлен примерно в 3800 году до н.э.
Здорово! Идешь дальше: кувшин, изготовлен аж в промежуток между 6000 и 5200 годами до н.э.
Впечатляет. Затем можно увидеть осколки кувшинов, которые китайские мастера вылепили где-то 8800 лет назад. Очень давно. И как нашли-то эти осколки... Но это по-прежнему только кувшины.
В другом зале видишь, что китайская цивилация вдруг дошла до производства тарелок, что никак не умалило страсть китайцев создавать кувшины. Теперь на стендах сплошь тарелки и кувшины, и последние по-прежнему здорово лидируют по количеству.
В какой-то момент попадаются даже гжельские тарелки и кувшины (или что-то, на них похожее). Уж неизвестно, каким образом эта технология оказалась у китайцев (причем заметно раньше, чем она появилась на Руси; загадка, в общем).
К счастью, в этот момент пред взором посетителей предстает Очень Большая Тарелка, и рядом с ней расположены макеты печей и мастерских, в которых такую тарелку можно было изготовить.
Затем обнаружился зал - точнее, группа залов, - посвященный каллиграфии (преимущественно 16-18 веков). Посмотреть было интересно, правда, не оставляло ощущение, что когда в Китае закончились свободные тарелки и кувшины, чтобы на них рисовать различные пейзажи, китайцы нашли спасение именно в бумаге, и именно поэтому большую часть "бумажной" экспозиции занимали пейзажные зарисовки.
После я оказался в зале с большими и страшными масками, якобы оказавшихся в Шанхае после траспортировки из Тибета, где они использовались в спектаклях. Никогда не видел жителей этой отдаленной провинции, но мне кажется, что они могли бы целиком скрыться за одним таким элементом костюма для выступлений.
В следующем зале демонтрировались элементы классических китайский домов и большое количество не менее классических китайский стульев, а также несколько шкафов, столов и гамаков. Они глубоко впали мне в душу, настолько, что все их фотографии жутко смазались, так уж я был восторжен.
Чуть позже (честно говоря, на пути в туалет) обнаружился зал с огромным количеством различных Будд. На фотографии ниже один из самых древних экспонатов, и подобных ему довольно много. Они настолько древние и их так много, что... Кажется, что китайцы решили накопать еще пару сотен таких же, поэтому они почти ничем (за редким исключением) не защищены, разве что огорожены красивой красной веревочкой и скромной надписью "Пожалуйста, не трогайте святую древность".
В целом: музей очень хороший, но на него нужно отвести минимум часа три. По-другому вряд ли получится должным образом разглядеть хотя бы две трети экспонатов. У меня, к сожалению, в запасе было всего полтора часа, и потому последние залы пришлось осматривать на бегу. Фотографий, конечно, больше, но они, во-первых, не надлежащего качества, во-вторых, будут мелькать в еще двух-трех постах про Шанхай.
Напоследок - страдающий верблюд.