Наука отпускать

Jan 31, 2014 01:36

(Набормотавшееся в одном ЖЖ-разговоре пусть-ка будет разбормочено подробнее.)

В детстве, с его, казалось бы, избытком времени, именно времени вечно и не хватало (надо было постоянно что-то успевать: в школу, сделать уроки, в музыкальную, не к ночи будь помянута, школу, сделать уроки для музыкальной школы, туда, сюда...) Понятно, что эта нехватка глубоко искусственная, и без основной массы не успевавшегося можно было прекрасно обойтись, но тем не менее: эмоциональный опыт нехватки и несвободы совершенно настоящий, он впечатывается в человека как его собственная форма на все, по большому счёту, оставшиеся годы.

В избытке было времени «метафизического». День тянулся доооолго, годы были вообще бесконечны. (Отдельный вопрос, что в детстве совершенно не представляешь себе, что с этим избытком делать: это один из опытов безмерности - и, в глубине души, того, что вся эта безмерность человеку, в сущности, совершенно не нужна, - опыт тщеты безмерности. Особенно это бывало огромными летами на даче - отсюда, уже тогда, невроз интенсивного заполнения времени, выстраивания внутри него внутренних структур - страх безопорности. Летний дачный день наваливался, как беспросветная неподвижная вечность, по крайней мере - как безвременье. Время - живое, тикающее, как часы, и маленькое, обозримое время было в Москве, в московском дворе с его играми и разговорами, туда хотелось всегда, там всё было человекосоразмерно. Челюха была опытом бессмысленной - требующей осмысления - вечности. )

Смешнее же всего то, что времени - простого физического - по-настоящему перестаёт не хватать (примерно) после сорока (ну, может быть, пораньше), - когда начинаешь понимать, что тебе нужно, а что нет и что ты с лёгкой душой отпустишь, не тратя на него времени никакого. Настоящая свобода начинается именно тогда (теперь!). Ко второй половине жизни человек, уязвимый и проницаемый в детстве, обзаводится бесценным умением сворачиваться внутри момента, как панциря, и растягивать его сколь угодно долго.

И только теперь может начаться настоящее, качественное расточительство времени. Оно ещё слаще от того, что знаешь об исчерпаемости его «метафизических» ресурсов. Слаще всего транжирить то, чего мало.

памяти детства, работа убывания, отношения со временем, Челюха

Previous post Next post
Up