Мед - как страсть к наживе и глупость потребителя рождает расхожие мифы

May 12, 2013 05:57

Какие ассоциации рождаются у вас, когда вы слышите и читаете слово мед? - Наверняка ассоциативный ряд выглядит примерно так: сладкий, вкусный, природный, полезный. Рецепторы вас не обманывают - мед действительно сладкий и вкусный. Да, логика в утверждении о природности меда вас тоже не обманывает - ибо мед как продукт практически продается как есть, не подвергаясь промышленным переделам. Но, в случае полезности в ассоциативный ряд закрадывается распространенное заблуждение, принятие которого с одной стороны приводит вас к необоснованным тратам, с другой способно нанести вред здоровью.
Все достаточно просто. Мед исторически выполнял роль заменителя сахара и патоки для народов проживавших в умеренном климате. То есть там, где в принципе не растет сахарный тростник и сахарная свекла. Мед ели сырьем, готовили сладкие напитки, добавляли в выпечку (для пышности и вкуса), готовили брагу. Как продукт мед имел высокую распространенность и низкую цену в силу перепроизводства (бортничали едва ли не в каждой деревне). Немногочисленное городское население также употребляла привозной тростниковый сахар, или его местные аналоги полученные из меда. Это стоило дороже. Но, во-первых, у городских была звонкая монета, во-вторых, сахар имел большую товарную привлекательность. Сахар было проще перевозить и хранить. В стесненных условиях города удобство хранения придавало сахару особую ценность.
И никто о пользе меда даже не заикался. Скорее наоборот - употребление сырого меда свидетельствовало о низком уровне жизни и происхождения. А на происхождение в средневековой Европе и Руси все-таки смотрели более внимательно, чем сейчас.
Ситуация изменилась в ранее Новое время, с его невиданными географическими открытиями и бурным ростом городов. В первую очередь это сказалось на Европе. Дешевый бразильский и кубинский сахар вытеснил мед повсеместно, кроме Скандинавии, Голландии и Британских островов. В североевропейских странах мед продолжали употреблять, но не из-за мифической пользы, а из-за дешевизны и напускной скромности, которую ценило общество с укоренившейся строгой протестантской моралью. Для понимания существа момента приведу пример - голландцы в это время имея самое развитое товарное животноводство и рыболовство в Европе и продавая во все страны прекрасное мясо, рыбу, молочные продукты, сами ели в основном приготовленный из натурального тухляка плавленный сыр, колбасу из требухи, лежалую солонину и ржавую селедку. В концепцию такого потребления мед вписывался идеально.
На Руси же мед употребляли по причине общей бедности русского общества раннего Нового времени. Хотя, в городах по праздникам за обе щеки улетал китайский и персидский сахар. Но, по праздникам. В будни китайский, персидский сахар есть было накладно. Импорт, понимаешь ли.
Однако, времена менялись. Европа становилась промышленной и городской. Заморские колонии провозглашали независимость и повышали цены на немногие продукты, которые приносили из Европы валюту. Пришли в застой и упадок гигантские ранее экономики Китая и Персии. Европе пришлось переходить на самоснабжение сахаром. Цены на него несколько поднялись. И неудивительно, в Испании и Италии селяне производившие сахар-сырец из свеклы не хотели жить намного беднее французов, немцев и англичан задававших в то время высокие стандарты потребления и жизни.
В России в этот момент (XIX век) дворянство, единственный слой населения выезжавший в Европу, было готово пойти на что угодно, лишь бы сесть на золотую, как им казалось, жилу - стать главным поставщиком продовольствия (и сахара в том числе) для Европы. Дворян даже не смущал факт крайней рискованности земледелия в России. Дворянское счастье наступило в 1861 году, с отменой крепостного права. Началась хищническая эксплуатация пригодных земель и сельского населения. Зерно, мясо, сахар по демпинговым ценам хлынули из России в Европу. Даже регулярно повторявшийся в России голод с многотысячными смертями не останавливал этот поток. "Не доедим, но вывезем!" - гордо кричали российские дворяне на фоне миллионов истощенных и умирающих от голода селян.
Русский сахар в Европе стоил натурально копейки. Им откармливали в Англии свиней. Мед практически исчез с европейского стола, превратившись в экзотику. С другой стороны, цена на сахар в России была относительно высокой. Нищие русские селяне массово вернулись к дедовской сладости - меду. Обратим внимание - вернулись к меду не от хорошей жизни.
А потом настал благословенный 1917-й. Русские перестали до погибели горбатиться на прокормление бесившейся с жиру Европы. Да и европейцам пришлось туго - Первая мировая война подорвала экономики всех главных европейских стран.
На фоне всеобщей нищеты мед триумфально вернулся в рацион европейцев. Все ведь до безумия просто - сладкого хочется, а сахар бешено дорог.
К 1960-м самые страшные события ХХ века прошли. Производство продовольствия наладилось. Наступала пора продуктового изобилия, длящаяся по сей день в развитых странах. Ей изрядно поспособствовало внедрение в сельское хозяйство механизации, удобрений и пестицидов. Сахар снова стал дешевым, массовым продуктом. Настолько, что его обильное употребление начало подкашивать здоровье населения развитых стран.
Но, на 1/6 части земной суши снова случились потрясения. Население СССР по собственной дурости и жадности угробило свои же уникальные и легендарные хозяйство и государство, за счет которых русские впервые смогли забыть что такое регулярный голод. Последствия не заставили себя ждать, и наступили по историческим меркам мгновенно. Наступили десять лет тотального безденежья, дефицита и бедствий, которые теперь называют просто "90-е". Обреченные на выживание вчерашние сытые и счастливые колхозники и рабочие, были вынуждены искать прокорм чуть ли не под ногами.
На этом оказались готовы погреть руки нечистоплотные жулики всех мастей. И одним из объектов такого жульничества стал мед.
Во времена СССР мед стоил дешево и спросом пользовался умеренным как и любая продуктовая экзотика. Причина низкой цены на советский мед в его низкой себестоимости. Ведь мед как продукт повторяет сок-патоку получаемую из свеклы или тростника. Вот только патоку еще надо приготовить, потратить достаточно много человеко-часов. А мед что, вынул соты из ульев, слил продукт, упаковал и готово. Трудозатраты несопоставимые. Кроме того, можно сделать доступный вывод о том, что производство меда по трудозатратам даже не требует серьезной организации. Пчеловодством может экономически успешно заниматься отдельная семья. Колхозы и артели для пчеловодства не так то и нужны. В то время как для производства сахара нужны не только колхозы, но и целая отрасль перерабатывающей промышленности.
Любому знакомому с экономикой человеку сразу становится понятно, что в цене килограмма меда априори больше и намного добавочной стоимости, нежели издержек производства. Проще говоря, пчеловод получает сверхприбыль.
И вот именно эта сверхприбыль позволила на этом продукте создать целую сеть не только распространителей, но и пропагандистов. Жирных и наглых дельцов. Которые принялись без всякого стыда убеждать шокированных "реформами" "90-х" россиян в якобы исключительной полезности меда. И россияне велись на эти басни. Продажи меда росли, вместе с ценой на него.
Но, в начале XXI века Россия немного вышла из гибельного пике. Зарплаты стали выдавать вовремя, цены стабилизировались. Пошел рост уровня жизни. И снова королем сладкого в магазинах стал недорогой сахар из братской Украины. На этом фоне, ведь как показано выше при увеличении потребления сахара снижается потребление меда, оживилась медийная накачка легенды о полезных свойствах меда.
К счастью, сейчас есть сеть Интернет. С помощью которой можно легко узнать количественный состав продуктов пчеловодства и биологические свойства этих компонентов.
Неудивительно, что теперь легко узнать о том, что мед почти полностью состоит из сахарозы. А остальные компоненты присутствуют там в следовых количествах. Кроме того, эти компоненты небезопасны в силу высокой аллергенности.
Все информационные условия для разрушения устойчивого вредного мифа о полезности меда ныне имеются. И теперь дело за донесением аргументов до населения. Потому что нельзя позволять дельцам создающим вредные мифы паразитировать на необразованности и бедности общества.

экономика, общество, народное хозяйство, здоровье, история

Previous post Next post
Up