"Мой Фантом стрелою белой на распластанном крыле
С ревом набирает высоту..."
Кто не слышал этих строк знаменитой песни - нет наверное таких в России.
Конечно, перевернуто там все с ног на голову. В американо-вьетнамской войне не принимали участие советские летчики. Ни строевых частей, ни командированные инструкторы. Бои пилотов советских Вооруженных Сил, успешные и не очень, с американской авиацией - славная страница Корейской войны 1950-1953 гг. Вьетнам смог отстоять небо без участия наших летчиков. Однако, не совсем об этом сегодня пойдет речь.
Образ хищного палубника фирмы "МакДоннел Дуглас" плотно вошел в наш фольклор. Однако, при всей высокой оценке технических характеристик "Фантома", стоит установить истину - F-4 не был главным "действующим лицом" в небе американо-вьетнамской войны.
Во-первых, "Фантом" изначально не создавался для широкого спектра задач. Это был нашпигованный техническими новинками сверхзвуковой истребитель предназначенный для воздушного прикрытия кораблей ВМС США.
Во-вторых, основную нагрузку по поддержке сухопутных войск, а также по нанесению авиаударов по объектам на территории ДРВ приняли на себя отнюдь не флотские пилоты, а армейские.
Так вот, в армейской авиации США (U.S. Air Force) главным ударным самолетом был F-105 Thunderchief (Громовержец). И именно на этом самолете американцами было произведено основное количество боевых вылетов в период с 1965 по 1973 гг.
Вот он, главный смертоносный стервятник вьетнамского неба 60-70-х, с полной бомбовой нагрузкой:
Созданием этой машины руководил американский конструктор, по совместительству подонок-белоэмигрант сочувствовавший нацистам, Александр Картвели. Жаль, отдельного ледоруба для него не выделили в свое время.
Однако, его детищу во вьетнамском небе пришлось ой как несладко.
Картвели считался еще с начала 40-х гг специалистом по созданию высотных и ударных истребителей. Достаточно известный истребитель Р-47 "Тандерболт" был создан при его непосредственном участии. Его даже поставляли в СССР по ленд-лизу. Но до фронтовой авиации Красной Армии этот странный самолет так и не дошел, ибо на испытаниях был удостоен уничтожающего вердикта советского летчика-испытателя: "Это НЕ ИСТРЕБИТЕЛЬ". В качестве машины для маневренного воздушного боя "Тандерболт" уступал всем истребителям того времени. В американских ВВС его быстро вытеснил с истребительных ролей превосходный Р-51 "Мустанг", оставив на долю "Тандерболта" работу по наземным целям.
Нечто подобное случилось и с F-105 Thunderchief. Сверхзвуковой, с неплохой дальностью полета, рассчитанный на уверенное преодоление противодействия наземных комплексов ПВО, он оказался неспособным к ведению высокоманевренных воздушных боев с МиГ-17, которые считались в начале 60-х устаревшими.
Да, после сброса бомб F-105 мог относительно легко оторваться от преследовавших его МиГ-17. Во всех остальных случаях "Громовержец" был практически обречен.
Из разных источников следует, что вьетнамские (и помогавшие им китайские) летчики истребительной авиации успешно применяли тактику воздушных засад на путях вероятного движения F-105. Маскируясь на фоне земли, на малой высоте и скорости (это позволяло оставаться незамеченными не только визуально, но и радиолокационно), вьетнамцы терпеливо дожидались "Тадов" (едва не написал "Гадов" - наверное это была бы правильная опечатка), которые по первости ходили как на полигоне - большими звеньями в плотном строю. "Тады" шли обвешанные бомбами и ракетами, и не могли развивать максимальной скорости, а также сколько-нибудь активно маневрировать. Следовала стремительная атака, в которой вьетнамцы обязательно кого-то сбивали. Пушечным огнем, ага. К слову, авиапушки тогда тоже считались устаревшим оружием.
Прибили вьетнамцы за период всей войны вообще аж 385 F-105! И это по американским данным, которые почти наверняка изрядно занижены. Опять же, по официальным данным США, из общего числа потерь 334 было сбито пилотами МиГ-17 и МиГ-21. Лишь 32 "Тандерчифа" было сбито зенитно-ракетными комплексами.
Так что, слова известной песни впору менять, вставляя вместо "Фантома" "Тандерчиф". Так будет гораздо ближе к истине.