Урок истории - 2

Apr 29, 2013 00:07

В предыдущей записи заметил проявление интереса. Значит угадываю желание своей аудитории. Действительно, а что еще ожидать от человека смолоду связавшего свои отношения с исторической наукой, отдавшего более двух лет ее преподаванию.
Собственно, а этой лекции речь и пойдет именно о истории как науке.
А наука это важнейшая и сложнейшая из существующих.

Почему так, спросите вы. А давайте посмотрим на иерархию фундаментальных наук.
Самая простая у нас - физика. Она может корректно определить границы своего знания, и работает с самыми простыми категориями нашего мира - простыми физическими телами и энергией. В сущности, физика описывает как эти тела двигаются, с какими свойствами в разных условиях, и как происходит генерация и обмен энергиями. С виду да, сложно - много всяких мудреных формул, констант и величин. А в принципе - элементарно.
Следующей наукой по сложности идет химия. Если физика лишь констатирует свойство тела, то химия рассматривает уже изменение этих свойств. Конечно, языком физики можно описать и превращение углерода с кислородом в оксид углерода, но формулы при этом получатся дико затейливые и практически бесполезные.
Продолжает иерархию биология. И физика, и химия описывают априори неживые тела. Вообще эти науки понятием жизнь не оперируют сами по себе. Ну, попробуйте дать физико-химическое описание, например корове? Вот чисто языком физики и химии! Не получится, будь вы хоть сочетанием всех гениальных физиков и химиков всего времени.
Выше биологии стоит группа наук работающая с простыми явлениями разумной жизни. Психология, социология, политология, экономика. Их пока не догадались свести в одну большую науку. Но, это когда-то случится.
И вот еще выше, венчая пирамиду Знания, стоит История! Наука о самых сложных проявлениях и взаимодействиях разных обществ. Причем, вопреки широко распространенному мнению, история работает как на анализ (уже случившееся), так и на синтез (прогноз будущего).

А что же математика и философия? - Так я же дал иерархию ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ, а не прикладных наук. Ни математика, ни философия к фундаментальным наукам не относятся. Как бы не пыжились математики и философы. Но, значение и первых, и вторых в фундаментальных исследованиях гигантское. Достаточно вспомнить про диалектику и таблицу производных. Ну, надеюсь понятно объяснил.

Науки, также, традиционно принято делить на естественные и гуманитарные. Вообще, это деление в наше время уже страдает однобокостью и, по всей видимости, устарело. Ведь достижениями физики создается атомная бомба, химия создает пластмассы, а биология клонирование. И все эти открытия меняют облик обществ и всего человечества. В то же время, политэкономист Маркс и политик Ленин создают теорию/практику общественного устройства, при котором люди изменяют само естество своего обитания, замахиваясь на изменение законов природы.
А посему,... впрочем, опять же традиционно, историю не относили однозначно ни к естественным, ни к гуманитарным наукам.

Историю как науку жестоко не любили во все времена. Ну, разве что в Древней Греции, Китае да в СССР отношение к истории было понимающее и уважительное. Не любили осененные высшей властью, ибо история могла приоткрыть (и в итоге приоткрыла) завесу над неприглядными их поступками. Не любили "простые люди", ибо сложно, по настоящему сложно. И тоже неприятно. Неприятно увидеть и осознать свою неумность и подверженность животным инстинктам.
Вот и вырождалась всемерными стараниями история в желтушно-журналистский набор слухов и сплетней о разных там как бы важных персонах.
Вот пишу это, и сразу вспоминаю свою юную преподавательскую жизнь. Когда такая же молодая учительница русского языка и литературы, классный руководитель по совместительству, с таким издевательским намеком поинтересовалась, мол, а почему же дети из ее класса не знают кто такая Жанна д Арк, притом что тема Столетней войны уже пройдена. Эхе-хе... этот вопрос меня тогда даже позабавил. Все просто, тема Жанны д Арк, ее личности, была... задана детям на дом для самостоятельного изучения. А на уроке, ваш покорный слуга разъяснял на примере ЯВЛЕНИЯ Жанны посреди бедствий простых людей того времени, рождения ни много ни мало, а целого французского народа. Примерно такое же разъяснение, но на примере Александра Невского, получали часом ранее от меня семиклассники, но там речь шла, разумеется, о нашем русском народе. Да что на самом деле значат все эти Жанны да Александры, при всем к ним уважении, по сравнению с НАРОДАМИ! Народами, которые рождаются, живут и умирают. И мелкой частичкой которых являемся все мы с вами. Переводя на умный язык, народы - это и есть те самые общества, с множеством и единством которых и работает история как наука.

Вот она, настоящая история, как наука. Народы и общества составляющие единое человечество. В статике и движении. Вчера, сегодня и завтра.
Представляете какой размах? Надеюсь теперь понятно, почему история - самая сложная наука?

история

Previous post Next post
Up