Набережные Яузы. Часть 2

Nov 22, 2020 22:22





Осенью 2020 года в Москве началось обсуждение проектов благоустройства набережных Яузы. Прошли очные встречи, на которых формировалось общественное задание. Территория проектирования была разделена на несколько участков, по каждому из которых состоялась отдельная встреча. Как проходили собрания и каковы первые результаты - об этом вторая часть материала.



Новости с осени 2019 года -   тут.

ОЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ С ЖИТЕЛЯМИ

Работы по формированию общественного задания стартовали в сентябре и продлятся до декабря 2020 года. Проект по созданию комфортной среды “Набережные Яузы” разрабатывает команда архитектурного бюро Wowhaus. Заказчиком выступает ГАУ «МосжилНИИпроект», подведомственная организация Департамента капитального ремонта г. Москвы.



Территория проектирования

На очные встречи вход был свободный, по предварительной регистрации. Всего состоялось три встречи с жителями, одна встреча с локальными сообществами и одна встреча с бизнесом и арт-кластерами. Мероприятия проводила команда проектного бюро НЛТР Практика.

Записи почти всех собраний, которые прошли в сентябре-октябре 2020 года   выложены на youtube канале проекта.



Фото: www.facebook.com/rekayauza

20 сентября посетил встречу с жителями районов Преображенское, Богородское и Соколиная Гора.



Фото: www.facebook.com/rekayauza

Что запомнилось:

  • Всего в зону будущего благоустройства попадает около 100 гектар (вместе с прилегающими территориями), которые расположены на территории 7 районов города.
  • В проект не включен очень важный и пока сложный для велосипедистов и пешеходов участок от Богатырского моста до Глебовского моста. Очень странно, учитывая грядущую застройку промзоны “Красный богатырь”. Там очень нужны и новые парки, и велопешеходный маршрут, и новые мосты через Яузу. 
  • Непонятно как быть с улично-дорожной сетью: организаторы встречи сказали, что автодороги - это зона ответственности ЦОДД. Как будут связаны проекты благоустройства и реорганизация автомобильного движения по набережным Яузы? Без корректировки автомобильного движения никакие меры по благоустройству не принесут положительного эффекта. Сейчас находиться и, тем более, гулять по набережным Яузы некомфортно из-за активного и высоскоростного автомобильного трафика. 
  • Первые концепции будущего благоустройства будут обнародованы в  декабре 2020 года.




На встрече 20 сентября, после знакомства и вступительных слов, все участники разделились на несколько групп по темам: экология, транспорт, общественный контроль, история. Я участвовал в команде по транспорту. Собрались отличные люди. После обсуждения были короткие выступления от каждой группы. От нашей выступал Сергей Сергеев, местный житель и представитель велоклуба "Night.Bike.Ride."

image Click to view



Накидали основные пожелания:

  • успокоить автомобильное движение, снизить скоростной режим
  • сузить количество и ширину полос для автомобилей (как вариант: до двух полос на всем протяжении набережных Яузы)
  • запустить общественный транспорт по набережным (трамвай?)
  • решить проблему правого берега в районе ТТК (разрыв велопешеходного маршрута)
  • сделать дополнительные пешеходные переходы и велопереезды  к набережной
  • создать велосипедный маршрут, отделенный от пешеходов и автомобилей
  • соединить велосипедный маршрут с существующим маршрутом “Яуза” (Мытищи - Сокольники) 
  • на карте отметили проблемные и узкие места (мосты, подмостовые пространства)

Явных противников велодвижения на набережных не было. Многие участники говорили о необходимости создания единого велосипедного маршрута вдоль Яузы, что подтверждают результаты социологических опросов.



Были дискуссии об автомобильном движении. Например, депутат Мосгордумы Михаил Тимонов, предлагал увеличить количество автомобильных полос.  Но за нашим столом по транспорту он поддержки не нашел…



Фото: www.facebook.com/rekayauza

Примерно по такой же схеме проходили и другие собрания по районам. Интересно, что говорил один из участников на встрече жителей Таганского района. Спасибо!

24  сентября прошла встреча с представителями креативных сообществ и бизнеса. Во встрече приняли участие креативные кластеры Artplay и “Кристалл”, Электрозавод, проект “Арт-квартал”, галерея “Татинцян”, музей Рублева, Библиотека иностранной литературы им. Рудомино, Сахаровский центр, Союз креативных кластеров, фотостудии и люди, работающие на берегах реки. Больше двух часов обсуждали общественные пространства на берегах и перспективы арт-кластеров. Говорили о проницаемости территории, новых мостах, объединении парков и набережных, арт-маршруте и велопешеходных связях.



Фото: www.facebook.com/rekayauza

26 сентября меня пригласили на встречу с представителями локальных сообществ. Обсуждение состоялось в одном из помещений центра дизайна Artplay на Яузе. На встречу пришло примерно 20 человек, но мы долго не могли приступить к началу работы в группах... Видеозапись встречи.

В самом начале краевед и экскурсовод Андрей Леднёв сказал хорошие слова о парковой Яузе:

Выше Богородского Яуза довольно благополучна, берега неплохо оформлены. Есть просто гениальные участки: такие как от Богородского до Ростокино или путь от Леоново до Медведково. Это прекрасная прогулка по живым берегам Яузы. Наша часть Яузы - ужасна. Трудно себе представить, что эта забытая река, превратившаяся в сточную канаву, мертвая, абсолютно безжизненная, была когда-то главной рекой Москвы.



Фото: www.facebook.com/rekayauza

Уже на представлении запомнилась автолюбительница Елена, которая в какой-то момент сообщила что в рабочей группе готов принимать участие некто Шкуматов, который написал смску. И блистала муниципальный депутат Лефортово Александра Андреева, которая на знакомстве заявила, что  она за экологию и вообще природа “для здоровья, а не для красоты и прогулок”. Мы даже коротко поговорили после встречи: депутат Андреева то жалела бедных велосипедистов, которые вдоль Яузы едут, то опасалась, что автотрафик поедет с набережных Яузы на их тихие улочки. В основном эти две дамы и вносили сумбур в обсуждение в течении часа. Именно они и оказались ярыми защитниками автотрассы на берегах Яузы. И противниками велодвижения.



Автолюбитель Елена. Фото: www.facebook.com/rekayauza

На знакомстве я спросил о важном участке, который не вошел в проектирование (от Глебовского моста до Краснобогатырского моста). Ко мне подошла организатор встречи Ольга Слинько, пообещала рассказать об этом участке. Но в конце встречи ее уже не было… Писал ей в фейсбук - пока не ответила.

В результате долгих споров разделились на четыре стола. Изначально назвали так: Транспорт, Историческое наследие, Студенты Бауманки, Общественный совет. Мы работали в команде “Транспорт”, но изначально приглашали туда и автолюбителей. Пришли за стол: журналист и автор блога Velonation Анастасия Ромашкевич, руководитель велошколы «Красный насос» Денис Каргаев, архитектор Валерий Ларионов и выпускник МГТУ им. Баумана Игорь.



Выступает Денис Каргаев. Фото: www.facebook.com/rekayauza

От нашей команды, которую стали называть “Велосипеды” выступила Анастасия с отличной цитатой: “У автомобилистов всегда есть проблема - это автомобиль”:

Вторую группу представили как “Бегуны и Собачники”. Они рассказали о своих проблемах. Третья - объединенная группа “Самокатная и Бауманская - группа здравомыслящих жителей”, больше связанная с пешеходной инфраструктурой,  говорила об отсутствии вело-пешеходных мостов на реке и о проблемах линейной проницаемости берегов.

Четвертая группа - про общественный контроль проекта. Дело нужное. Выступающий от команды говорил о природных комплексах, исторических зданиях, массовой застройке и полномочиях общественного совета. Дополняла депутат Андреева: “Нельзя допускать вырубку зеленых насаждений, запечатывание грунта, дополнительные фонари мешают птицам, не допускать изменения ландшафта Яузы и не допускать уменьшения пропускной способности автомобильной дороги. Яуза - это транспортная артерия, по ней идет огромный поток транспорта. Это важно для всех автомобилистов и для жителей района. Если там уменьшить пропускной поток, то этот поток пойдет через наше Лефортово. Нам это не нужно”.



Депутат Андреева. Фото: www.facebook.com/rekayauza

Посмотрите - это есть в видеозаписи. Тайм-код: 2.07.26 Как в голове у мундепа уживается забота о птицах и газонах с желанием сохранить многополосную автодорогу на берегу реки?!

В конце местная жительница выступила:

Вы сюда приходите время от времени, а мы здесь живем. У нас другие сценарии использования территории, мы готовы их обсуждать, но наши сценарии приоритетнее. Мы каждое утро вынуждены везти детей в сад и школы, доставлять бабушек и дедушек в поликлиники. Поэтому, если вы вместо автомобильной дороги сделаете велодорожку, здесь выйдет демонстрация. Потому что вы лишите нас удовлетворения ежедневных потребностей...

О результатах этой встречи хорошо написала Анастасия Ромашкевич в своем блоге: “​​Сегодня о больном - нужно ли сокращать число машин в городе. Мое мнение - и оно подтверждается цифрами многих исследований, - что надо. Если мы, конечно, хотим дышать чистым воздухом, а не чистым СО2. Парадокс в том, что у нас в городе масса людей, которые очень радеют об экологии, но также очень переживают за машинки, не дай бог их ущемят. Недавно встретила таких граждан на общественных обсуждениях по реконструкции Яузы и решила написать, почему они не правы”.



Алексей Сидоров и Анастасия Ромашкевич. Фото: www.facebook.com/rekayauza

ОФИЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Через пару недель после основных встреч организаторы выложили результаты обсуждений. Почитать можно по ссылкам:

Отчет по встрече районов Замоскворечье, Басманный, Лефортово,Сокольники (19/09/20)

https://rekayauza.ru/upload/iblock/cb8/cb89accc4c170c7807428e8f62de54e1.pdf

Отчет по встрече районов Богородское, Преображенское, Соколиная Гора (20/09/20)

https://rekayauza.ru/upload/iblock/fa4/fa469d37b003b0075ef9381ba7c5773e.pdf

Отчет по встрече района Таганский (30/09/20)

https://rekayauza.ru/upload/iblock/3b8/3b8d1abc768aed978982d072249138e6.pdf

Отчет по встрече с локальными сообществами:

https://rekayauza.ru/upload/iblock/aaf/aaf8e08ff54a05816b4c3fb07e68b640.pdf

Отчет по встрече с креативными сообществами:

https://rekayauza.ru/upload/iblock/41e/41e6183318b7ce0ac5d973ad132fff5c.pdf

Отчет по встрече с “Историческим блоком:

https://rekayauza.ru/upload/iblock/af9/af99ea44ac710ea1d6cfc45fb3d6183c.pdf

Как обещают организаторы, все собранные материалы войдут в основу общественного задания, которое будет передано архитекторам Wowhaus для разработки пока только концепции проекта. В рамках второго цикла встреч архитекторы презентуют первые варианты, а жители смогут это обсудить, внести корректировки и дать свою критику. Последующие встречи будут проводиться онлайн на платформе Zoom. Реализация проекта будет идти не один год.

СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ 2020

Осенью в Москве состоялся еще один воркшоп -  "Долина реки Яузы на пути к супер-парку", в рамках фестиваля "Открытый город", организованного Москомархитектурой.



Воркшоп 2020

“В настоящее время Институт Генплана Москвы по заказу Москомархитектуры разрабатывает концепцию связности долины реки Яузы на участке от МЦК «Ботанический сад» до территории бывшего завода «Красный богатырь». Полноценное развитие этой территории - ключ к созданию единой рекреационной зоны северо-востока Москвы, включающей такие знаковые парки Москвы, как ВДНХ, Ботанический сад, Сокольники, Лосиный остров, а также долину рек Яузы и Чермянки”.

Результаты воркшопа стали известны в рамках фестиваля “Открытый город”: Запись выступлений студентов по Яузе можно посмотреть в трансляции с 3.20.20. Были интересные идеи.



Фабрика В.Ф. Фермана” (Ростокинская камвольно-отделочная фабрика (Москва). Проект.



Пересечения велопешеходного маршрута и автомобильных дорог. Проект



Варианты подмостовых проездов. Проект

10 октября 2020 года в Гостином Дворе прошел открытый «Смотр студенческих работ по проекту «Моя река». Мероприятие организует ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» в рамках деловой программы международной выставки «Арх Москва 2020». Работы представили студенческие команды ведущих российских архитектурных и дизайнерских вузов: МАРХИ, МГСУ, РАНХиГС, РУДН, ГУЗ, КГАСУ, Школы дизайна НИУ ВШЭ.



Молодым архитекторам в рамках воркшопа предложили решить задачи повышения связности соседствующих парковых территорий и качества территорий вдоль Яузы, находящихся сейчас в запустении. Разработать архитектурно-планировочные предложения для трех предложенных территорий в долине реки Яуза.



Посмотрите сайт проекта “Моя река” -  там много про Яузу.

ВЫВОДЫ

Многое будет зависеть от ситуации с автомобильным движением. Если бы в опросах был пункт о закрытии набережных для проезда автотранспорта -  я бы голосовал за. Но пока об этом речи не идет - даже многие велосипедисты выступали в ходе очных встреч за сохранение автодвижения. Но многие также поддерживают успокоение скорости и оптимизацию полос.

Набережные с транзитной дорогой в несколько полос и высокой скоростью потока не нужны никому, кроме автомобилистов. Общественного транспорта нет, официальных велодорожек нет, нормальных подходов к реке мало. Если сценарии использования берегов все же расширять и стараться гуманизировать среду на прилегающих к реке территориях, то автотрассы на двух берегах это фактор негативный.



Москва. Набережные Яузы.

Нужно двигаться в сторону приоритета пешеходов и велосипедистов. С учетом наличия двух берегов могут быть неплохие варианты прокладки единого веломаршрута и нормальных пешеходных тротуаров вдоль Яузы на всем ее протяжении (от устья до парков Яузы). Общественный транспорт обязателен -  пусть это будет электробус маршрута “Я”. И желательно разделение потоков - ОТ, пешеходы, велосипеды/сим, автомобили. Речной транспорт по своей полосе)

Вариант на одном из рендеров будущего нового моста через Яузу. Для автомобилей остаются две полосы.



Новый пешеходный мост к ТПУ Электрозаводская. Проект

Не нужно забывать, что Яуза -  хоть и вторая река столицы, но официально - малая река. Малые реки как веломаршруты концепция известная. Тут можно вспомнить выступление Гавриила Малышева из Urban Analytic MLA+ St.Petersburg на IV Международном велоконгрессе в Санкт-Петербурге, в котором автор рассказал о потенциале малых рек Петербурга и показал возможности для создания велосипедной инфраструктуры и пешеходных зон на берегах.  На центральной Яузе пока такое сделать не получится… Хотя неплохой вариант



Проект по малым рекам Петербурга

Если  в рамках грядущего благоустройства все оставят как есть с автодвижением -   просто поставят лавочки и заложат плиткой тротуары - это не поможет.  Люди не потянутся к реке и не будут считать ее дружелюбной.



Москва. Семеновская набережная. Благоустройство 2020

Что-то надо делать с правым берегом в районе Третьего транспортного кольца. Там как минимум нужен пешеходный маршрут (как вариант над рекой). Это одна из серьезных ошибок “трешки”. Берег Яузы просто закрыли в свое время для пешеходов. Пришла пора это исправить.



ТТК. Москва. Яуза.

До сих пор непонятно, что с районом Богородское. Сюда и проект “набережные” не заходит и Парк Яуза непонятно дойдет ли. Учитывая проекты на территории промзоны фабрики “Красный богатырь” - тут можно сразу сделать удобно всем. Вот этот участок:



Крайне необходимо чистить саму Яузу: ставить фильтры на всех стоках и трубах. Убирать или отодвигать от берегов заправки, автосервисы, автобазы. Подобные объекты часто засоряют реку.  Любопытное видео байдарочников: «Яуза - бесплатная канализация». Они отмечают, что сильное загрязнение происходит уже в районе МЦК. Дальше - хуже и хуже.

Речной транспорт тоже надо не забывать. Начать можно с прогулочных маршрутов: на байдарках или пакрафтах в парках и лодки покрупнее в центре. Шлюзы как жемчужина маршрута.



Шлюзы на Яузе

Обязательно делать нормальную велосипедную и пешеходную навигацию по всей Яузе, включая Мытищи и Лосиный остров. У нас уже были наработки по парковой Яузе



Навигация веломаршрута "Яуза". Проект 2016 года

Все существующие и будущие арт-кластеры, общественные пространства, резиденции, фабрики грез, бизнес-центры и ЖК должны быть развернуты к реке. Артплей и Винзавод, Фабрика В.Ф. Фермана и Красный богатырь, Электрозавод и Кристалл, Сокольники и Лефортово -  все эти и другие точки притяжения должны стать понятными и удобными для использования именно со стороны реки. Желательно чтобы набережные стали спокойными улицами, а все парковые территории вдоль реки были соединены едиными и безопасными велопешеходными маршрутами.



Москва. Яуза. Центр.

Берега Яузы - отличное место для городских праздников и событий. Тоже важный фактор. На некоторых участках можно перекрывать автомобильное движение для проведения ярмарок, фестивалей и праздников.



Велопарад на Яузе

Набережные Яузы в будущем станут частью больших туристических веломаршрутов из Москвы в направлении: Мытищи, Пирогово, Пушкино, Королёв, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Рыбинск, Кострома. Потенциал огромен, а набережные центра Москвы - это первый этап маршрутов! Желательно показать высокий уровень. Существующее положение  - это местами выживание...



Яуза. Москва.





Москва. Яуза. 2020

Очень хорошо, что решили спросить мнение у жителей города. Вовлечение необходимо. Посмотрим, что предложат архитекторы, исходя из общественного задания. Нужен компромиссный вариант. Веломаршрут, по которому сможет проехать семья с детьми на велосипедах необходим и востребован.

Несколько примеров разных стран. Тоже набережные, тоже мосты. Можно немного и помечтать...









Вариант убрать автодорогу под реку, кстати, звучал на встречах.

Если у кого-то в архивах есть фотографии нормальных набережных  - добавьте в комментарии. Нужны годные примеры!

Что дальше? Пока с собранными мнениями и предложениями работают проектировщики - в конце года ожидаем первые концепты. Следим за ситуацией. Запрос на веломаршрут есть.

_______

UPD 30/11/2020 "Ситуация с мировой пандемией вносит свои коррективы, поэтому мы полностью приостанавливаем проект", - сообщается в соцсетях проекта....

#ВеломаршрутЯуза #Москва #НабережныеЯузы

Текст: Алексей Сидоров

велодорожка, yauza, воркшоп, велопешеходный маршрут, moscow, проект, ЦАО, Лефортово, Вильгельма Пика, Сокольники, веломаршрут Яуза, wowhaus, набережные Яузы, #Москва, 2020, Москомархитектура, Преображенское, НИиПИ Градпалана, Богородское, #НабережныеЯузы, #ВеломаршрутЯуза, Яузапарк, Таганский, Басманный, велоинфраструктура, велодвижение, велоклуб Яуза, Лосиный остров, МАРШ, Москва

Previous post Next post
Up