Набережные Яузы. Часть 1

Nov 12, 2020 12:44





Москва активизировалась по поводу центральной части Яузы: планируется благоустройство на участке от Котельнической набережной до Сокольников. Первые подтверждения этим процессам появились еще в прошлом году: был проведен воркшоп для студентов-архитекторов, перспективы благоустройства реки обсуждались на архитектурном фестивале “Зодчество”. В сентябре этого года появились первые публикации о проекте “Набережные Яузы” и были объявлены даты очных обсуждений с жителями Москвы.



Для начала нужно обновить словарь «ВелоЯузы». Итак, на сегодняшний день всю реку, где проходят благоустройства и появляется велоинфраструктура можно условно поделить на три части:

  1. “Набережные Яузы”. Раньше я называл эту часть Яузы - “Центральной”, но с учетом появления проекта по благоустройству этих территорий, теперь удобнее называть это пространство именно “Набережные Яузы”. Те самые гранитные берега от центра Москвы до Богородского района.
  2. “Парки Яузы”, “Парковая Яуза”, “Яуза Парк”, “Парк Яуза”, “Суперпарк Яуза” - это территория условно от Сокольников до МКАД. Каскад парков. Основа зеленого маршрута с сетью пешеходных и велосипедных дорожек вдоль рек Яузы и Чермянки.
  3. “Яуза в Мытищах” - участки береговой линии от МКАД до центра Мытищ. Хотя Мытищи и Москва это давно уже один город, но так удобнее понятийно. Сюда же пока включаем рукав до Пироговского водохранилища и перспективы в Королёв, Пушкино и к истокам Яузы.




То, что за центральную часть реки возьмутся, было понятно давно. Именно поэтому этим участком мы особо не занимались - ждали «политического решения». Да, на какие-то недочеты указывали, но в целом, левый берег был более менее проезжаем. Например, вот это место показывал “Вестям” пару лет назад. Ничего не изменилось...



Глебовский мост. Требуется сделать плавный заезд

Лично я, когда еду на велосипеде (и в центр и из центра), пользуюсь тротуарами именно левого берега. Существуют несколько узких мест под мостами.



Велосипедистов на маршруте много, есть самокатчики, бегуны и немного пешеходов.



Есть и велосипедисты, которые предпочитают передвигаться по автомобильной дороге.



Многие велосипедисты и пользователи СИМ знают центральные набережные Яузы: гранитные берега, неширокие асфальтовые тротуары вдоль реки, потом немного газона (если есть место) и широкие автомобильные дороги с пробками в часы пик.





Главная боль правого берега - пересечение с "трёшкой"

И регулярно падающие в реку автомобили...



"Новости Яузы"

Мы же до сих пор работали по верхней части реки (парковые пространства), где как раз в 2012-2013 годах началось активное строительство и благоустройство берегов и парков. Появляются все новые участки с велодорожками, которые постепенно соединяются в линейный парк с велосипедным  и пешеходным маршрутом. Теперь пришла пора всё нормально соединять и в центре города. Веломаршрут “Яуза” на участке “Богородское - Котельническая набережная” должен стать официальным: с разметкой, знаками и навигацией. А единый веломаршрут вдоль реки Яузы от центра Москвы до Мытищ станет первым этапом больших туристических маршрутов в Сергиев Посад и дальше.



#ЯузаПарк. Правый берег Яузы на Заповедной улице

Год назад, в октябре 2019 в Москве, в рамках XXVII международного архитектурного фестиваля «Зодчество» состоялся воркшоп для студентов «Идеи развития набережных реки Яузы». Организаторами дискуссии выступили ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» совместно с архитектурным бюро «Остоженка» при поддержке Москомархитектуры. Напомню, что ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» с 2016 года назначен единым городским оператором с целью реализации Концепции градостроительного развития прибрежных территорий Москвы-реки. В середине 2018 года для популяризации развития территорий, прилегающих к Москве-реке, ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» инициировал пилотный проект «Моя река» по взаимодействию с ведущими вузами РФ.



Анонс

Студентам-архитекторам из разных городов предлагали к размышлению центральную часть реки Яузы. Участники конкурса работали над проектами в течении недели и представили итоги 19 октября 2019 года в Гостином дворе.  Веломаршрут был почти во всех презентациях. Студенты Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ) написали мне и попросили комментарий для их презентации. Взяли всего одно предложение в презентацию, но это действительно «главная задача».



В рамках воркшопа молодые архитекторы представили свои самые смелые решения по набережным Яузы.









Студенты-архитекторы и Дина Саттарова, директор ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы»

Там же в Гостином дворе 19 октября 2019 года состоялся круглый стол на тему «Нераскрытая связь в городской ткани. Как сделать Яузу доступной?».

Из анонса: “Участникам круглого стола предстоит обсудить, должен ли градостроительный подход к развитию территорий, прилегающих к реке Яузе походить на тот, что выбран в отношении Москвы-реки. Будут и более фундаментальные вопросы, например, какую роль малые реки играют в жизни городских сообществ, разрывают ли они городскую ткань или, наоборот, связывают ее. Еще одна цель круглого стола - выбрать максимально приемлемый сценарий сосуществования набережных Москвы-реки с обустроенными и проектируемыми набережными ее притока.”

На этом круглом столе, кстати, показали проект вело-пешеходного соединения Москвы и Мытищ на 91 км. МКАД. Это наша многолетняя борьба совместно велоактивистами из Мытищ - руководителем группы “Вело-Сила” Алексеем Ченосовым и краеведом Владимиром Фроловым. Очень надеемся, что в 2021 году наконец доделают нормальный проезд под кольцевой автодорогой…



Гостиный двор. октябрь 2019

Из сообщения на сайте "НИиПИ Градпалана” после завершения круглого стола: "Участники дискуссии, многие из которых являются жителями прилегающих к Яузе районов, сошлись на том, что ее развитие должно, прежде всего, идти на благо москвичей, привыкших проводить досуг на берегу реки. В конце встречи модератор дискуссии Андрей Гнездилов сравнил Яузу с гирляндой, одна перегоревшая лампочка в которой ломает всю конструкцию, которую всем собравшимся, безусловно, хотелось бы сохранить”.

Зимой особых новостей по набережным Яузы не было, а уже весной - сразу несколько публикаций в прессе относительно парковой Яузы. Впервые появляется название “Суперпарк Яуза”. Радует, что на схемах указаны действительно проблемные места маршрута. Например, проезд Серебрякова и Проспект Мира.



Основная новость по паркам: проезд в Мытищи под МКАД сделают в 2021 году (сколько уже было этих обещаний?!). «Из запланированных работ по благоустройству этой территории уже выполнено около 60 процентов проектных работ и около 40 процентов строительно-монтажных. К примеру, весь спортивный узел успеют доделать в этом году, а в следующем уже завершат основной соединительный узел между Москвой и областью через МКАД», - рассказал главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Москомархитектуры Сергей Кузнецов.



В июне 2020 года архитектурное бюро “Стрелка” выпустила большой материал ”Каким может быть непрерывный веломаршрут от Воробьевых гор до ВДНХ”, в котором предложило свое видение веломаршрута вдоль Яузы.



Стрелка СА. Проект «Зелёного маршрута»



Стрелка СА. Проект «Зелёного маршрута»



Стрелка СА. Проект «Зелёного маршрута»

В июле была опубликована итоговая работа студентов курса «Проектирование общественных пространств», организованного МАРШ и Wowhaus. Исследование также было посвящено преображению Яузы.



В сентябре 2020 проект “Набережные Яузы” стартовал. В фейсбуке появилась страничка “Набережные Яузы”, на которой организаторы проекта - Департамент капитального ремонта Москвы,  архитектурное бюро Wowhaus и специалисты НЛТР “Практика” - сообщили:

Общественное задание - это документ, который ляжет в основу разработки архитектурной концепции территории. Задание формируется в процессе сбора и обработки информации, полученной в ходе проведения опроса жителей, посетителей территории, общественных организаций, политических деятелей, представителей бизнеса, культуры и иных учреждений, в ходе очных встреч с инициативной группой граждан. В нем будут зафиксированы пожелания заинтересованных участников процесса, касающиеся развития территории, ее функционального наполнения, сохранения уникальности и экологической системы территории, а также основная проблематика территории, которая должна быть решена в ходе работ по благоустройству.

В начале сентября со мной связалась Татьяна Иванникова из проекта “Набережные Яузы” и предложила провести глубинное интервью на тему  реки и набережных: “Велоклуб Яуза - активное сообщество и играет большую роль в развитии прилегающих районов, поэтому нам важно услышать ваше мнение”. Буквально через пару дней связались по скайпу и проговорили около часа. Изложил свое видение будущего набережных, говорил о необходимости единого веломаршрута и связи с парковыми территориями.

Результаты социологических исследований и опросов уже опубликованы. Основная информация размещена на сайте проекта.  Запрос на веломаршрут существует!







В конце сентября начались очные обсуждения с жителями районов и пользователями территорий. Об этом  -  во второй части материала.

Текст: Алексей Сидоров

#веломаршрутЯуза #НабережныеЯузы

#ЯузаПарк, велодорожка, благоустройство, воркшоп, велопешеходный маршрут, центр, #2020, Яуза, проект, Мытищи-Москва, Лефортово, веломаршрут Яуза, wowhaus, набережные Яузы, #веломаршрутЯуза, yauzasport, yauzapark, Преображенское, НИиПИ Градпалана, Богородское, #НабережныеЯузы, Яузапарк, Таганский, велоинфраструктура, Басманный, велодвижение, МАРШ, опрос, Москва

Previous post Next post
Up