В этом материале - история небольшого, но важного участка вело-пешеходного маршрута “Яуза”. В сентябре 2017 года завершились работы у 91 км МКАД. Теперь со стороны Москвы: новое покрытие, комфортный заезд, красивые рисунки под мостом. Особенность этого проекта - благоустройство части маршрута “Медведково - Мытищи” сделано на средства социального проекта одного из коммерческих брендов. Довольно редкий случай. Здорово, что сделали участок, действительно важный для пешеходов и велосипедистов.
1. О так называемом “проколе” на 91 километре МКАД знают многие жители и Москвы и Московской области. Подмостовое пространство позволяет тут пройти пешком или проехать на велосипеде под огромной автотрассой - МКАД. На стороне Москвы долгое время здесь был грунтовой участок метров 50, забор (приходилось спешиваться, пролезать в узком неудобном месте) и неприглядный проход под мостом в сторону области - города Мытищи.
МКАД. 91 км.
2. Об этом участке постоянно упоминалось в наших
материалах в адрес городских властей. Вот например слайд 2014 года из очередных предложений велоклуба. Этот маршрут всегда был хорошо известен местным жителям.
Презентация 2014 года
3. Осенью 2015, как только Департамент транспорта города Москвы и Министерство транспорта Московской области объявили о намерении реализовать первый межсубъектный веломаршрут “Москва - Московская область” на участке “Медведково - Яуза - Мытищи”, мы начали плотно работать с Анастасией Евсеевой из Дептранса Москвы. С Настей мы вместе участвовали и в переговорах с ГК “Пионер”, и по ряду других направлений велодвижения. Сейчас Анастасия не работает в Департаменте транспорта, но я передаю Насте привет и говорю спасибо за совместную работу над проектом “Яузы”, “Пионера” и вообще всего, что обсуждали. Настя, привет!
Итак, у нас запросили подробную информацию по будущим маршрутам. В ноябре 2015 постоянно выезжали на место в Медведково и в Мытищи. Проводили
фотофиксацию существующего положения, предлагали
варианты трассировки. К сожалению, некоторые ссылки в материалах уже не работают.
4. В ноябре 2015 года состоялось первое рабочее совещание “по вопросу организации межсубъектного веломаршрута «Яуза» от станции метро Медведково до г. Мытищи”. Началось обсуждение подробностей и трассировки.
Сразу надо сказать, что на начало октября 2017 года веломаршрут “Медведково - Мытищи” полностью не проложен (ходят слухи, что разметку на Широкой и Северодвинской все же нанесут. Верим!). Но у нас уже появился отдельный нормальный участок и на территории Москвы. Он же - часть веломаршрута “Яуза”.
Вернемся к истории. 1 декабря 2015 года были слушания по велодвижению в Мосгордуме. Там я рассказал о важности 91 км МКАД. Вместе с Анастасией Евсеевой готовили планы по северо-востоку.
5. Слайд про “Яузу”. Здесь, кстати, появляется МГСУ и МГД. Это о проекте огромного парка Яуза с “велодорожками”, которые зимой превращаются в лыжные трассы… Об этом будет отдельное исследование.
Но по нашей теме все отлично - веломаршрут “Яуза” в планах города.
6. Зимой 2015-2016 было много рабочей переписки. Работу над первым межсубъектным (я называл его тогда межрегиональным) веломаршрутом между Москвой и Подмосковьем совмещали с разработкой всей сети по северо-востоку столицы. Шли переговоры и по стройкам кварталов у метро “Ботанический сад”.
12 апреля 2016 года прислали предпроект по веломаршруту “Медведково - Мытищи”: появились велополосы на Широкой и Северодвинской, вести веломаршрут по тротуарам или рядом не получилось.
7. Слайд предпроекта по сложнейшему круговому перекрестку Осташковской и Широкой улиц.
8. Велодорожка к МКАД. Предпроект весны 2016 года
9. Весной 2016 в Департаменте транспорта состоялся воркшоп
"Велосипедная навигация в городе Москве" с отдельной группой по веломаршруту “метро “Медведково” - Мытищи”. Обсуждали, набрасывали варианты навигации. На карте можно увидеть проект велополос на Широкой и Северодвинской
10. В мае вместе с Алексеем Ченосовым и сотрудниками Департамента транспорта Москвы проехали по всему будущему веломаршруту. Делали пометки, советовались, отмечали проблемные участки. Проект постоянно дорабатывался.
11. Проехали полностью маршрут от станции метро “Медведково” до торгового центра “Июнь” в Мытищах. Еще раз осмотрели “прокол”.
12. А тем временем в Мытищах были реальные успехи. Благодаря настойчивости Алексея Ченосова (группа “Вело-Сила”) и Владимира Фролова (клуб “ВелоЯдреево”) работы в Мытищах начались весной 2016 года и до сих пор продолжаются!
Помогали и другие велосообщества. 23 марта 2016 года представители вело-общественности Мытищ при поддержке нескольких велосипедных объединений столицы и северо-востока области направили
запросы в адрес губернатора Московской области Андрея Воробьева, министра транспорта Подмосковья Михаила Олейника и главы округа Мытищи Виктора Азарова. И еще будем писать! Темы есть.
Мытищи. Строительство вело-пешеходного маршрута
13. Да, в Мытищах продолжают строить велодорожки! Проложили неплохой велопешеходный маршрут от МКАД до торгового комплекса “Июнь”, частично проложены велодорожки по берегам Яузы, есть перспективные планы довести веломаршрут до центрального парка. Работа продолжается.
На фото: слева - Алексей Ченосов, справа - Владимир Фролов. Это главные люди в Мытищах по велодорожкам и веломаршрутам - “двигатели” строительства велоинфраструктры.
Алексей Ченосов (Вело-Сила), Владимир Фролов (ВелоЯдреево)
14. Да что там говорить - в Мытищах похоже все включились в велодвижение! Посмотрите на велопарковку у Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском. Это же произведение искусства!
15. В общем, в Мытищах веломаршрут в Москву построили оперативно, кроме лестницы у МКАД - она пока осталась
МКАД. 91 км. Мытищи
16. К московской части. Осенью 2016 года снова ездили, снова фотографировали (на Широкой уже разметили полосу для общественного транспорта, а велополосы все не было), шло обсуждение по парковкам. Разработка веломаршрута по территории Москвы осложнилась тем, что на Широкой и Северодвинской улицах появилось немало парковочных карманов. Кроме того, шла работа по введению на Широкой выделенной полосы ОТ. В общем, целый набор проблем. В рабочей переписке нашел определение, подходящее для того времени - “сложными были все согласования, отдельно разбирался чуть ли не каждый метр”. И это так. Знаю, что сотрудникам Департамента транспорта непросто реализовывать запросы на велоинфраструктуру
17. В конце октября стало ясно, что реализацию всей московской части веломаршрута сдвигают на 2017 год. Как и вообще все планы города по развитию велоинфраструктуры. Зимой 2016-2017 в велосипедном комьюнити столицы вообще всё стало тоскливо: состоялось несколько закрытых встреч представителей Дептранса с руководителями велосообществ, где было сказано о том, что власти города
“не видят запроса на велоинфраструктуру”.
18. У меня все это время параллельно шли важные переговоры с ГК “Пионер” по вопросу прокладки велодорожек на территории новых ЖК у м. Ботанический сад. Составлял предложения, рисовал варианты прокладки велодорожек в новых кварталах.
Веломаршруты обещают.
В конце января Департамент транспорта запросил наше мнение по паркам северо-востока города (Лазоревый проезд, Сад будущего и Ростокино), а 2 февраля 2017 года состоялось большое совещание в главном офисе Департамента транспорта по маршруту “Медведково-Мытищи”. В полдень, на седьмом этаже Дептранса на Садовом, когда я увидел более 10 представителей от самых разных ведомств, я понял, что веломаршрут скорее всего будет). На совещание поехали вместе с Алексеем Ченосовым.
19. На этом совещании уже обсуждались конкретные детали по прокладке веломаршрута. Подтвердилась информация: велополосы на Широкой и Северодвинской, далее веломаршрут в парк и под МКАД. На глобальную реконструкцию Московской кольцевой пока было рассчитывать слишком оптимистично, хотя в СМИ была информация об этом. Но пока было решено делать в 2017 году асфальт от существующей набережной до лестницы на стороне области. Подробно остановились на благоустройстве подмостового пространства под МКАД: наш “прокол” на 91 километре.
На совещании, помимо различных городских служб, управ, департаментов и парков были представители компании Unilever - международная корпорация с большим набором разных брендов. Оказалось, что, в нашем случае, бренд Rexona выразил готовность сделать за свои средства небольшой, но очень важный и для пешеходов, и для велосипедистов участок. На фото - обмен контактами после переговоров. Леша Ченосов успел сделать пару кадров с этого знаменательного совещания
WIKI: Unilever (Юниливэр) -
британская и
нидерландская компания, один из мировых лидеров на рынке пищевых продуктов и товаров бытовой химии (в том числе парфюмерии). В настоящее время (2013) в этих своих сегментах вторая в мире по объемам продаж. Штаб-квартиры - в
Лондоне и
Роттердаме.
WIKI: Rexona (Рексона) - торговая марка дезодорантов компании
Unilever.
20. Ситуация была такой: благоустроенная набережная правого берега Яузы на территории Москвы заканчивалась метрах в пятидесяти от МКАД. Дальше грунты. Весной, осенью, в дожди - грязь. И тут такая активизация по участку, который давно просили велосипедисты и Москвы и области - крупный бренд вкладывается в велотранспортную и пешеходную инфраструктуру. Я был приятно удивлен. Оставил контакты представителям бренда. Вот этот участок
21. Наступило время детальных согласований будущих работ у “прокола”. Нас уже особенно и не привлекали. Появилось время рассказать друзьям по велодвижению о наших успехах и проблемах. 22 февраля 2017 года приняли участие в дискуссионной площадке выставки “Открой свою Россию”. Спасибо за приглашение Сергею Толубаеву (Велоклуб “32 спицы”) и Антону Кравченко (выставка "Открой свою Россию»). Редкое фото - обсуждаем велопешеходный маршрут “Яуза”, веломаршрут “Медведково - Мытищи”, маршрут “Дорога в Лавру”. Все это у 91 км МКАД. Обсуждение интересное)
Москва. Гостиный Двор. Слева направо: Сергей Толубаев, Владимир Фролов, Алексей Сидоров
22. Алексей Ченосов и Владимир Фролов рассказали про Мытищи, я про Москву. Поговорили с коллегами по велодвижению
Выступает Алексей Ченосов
23. На Международном ВелоКонгрессе 2017 в Москве тоже пригласили выступить. Есть видео в архиве, пока не опубликовано. Будет время - смонтируем. Хорошо прошло. Рассказали, обсудили.
На экране - МКАД!
24. Групповое фото в конце встречи
Московский международный Велоконгресс 2017
25. В начале июля мне позвонили от Рексоны. Встретились с представителем рекламного агентства, которое представляло бренд. Обсудили предстоящее открытие. Я после встречи понял, что не видел последних подробностей по участку у МКАД. Написал письмо с просьбой прислать точные размеры будущего маршрута по ширине. Не ответили. А в середине июля 2017 года работы у МКАД начались
лето 2017
26. Стало понятно, что параметры этого участка маршрута уже не изменить. Следили за работами. Узнал в ДТ, что ширина мостика будет примерно 2.40 - получается только совмещенный велопешеходный маршрут. И освещения под МКАД пока не будет. Но будет новый мостик и нормальный пологий заезд под мост
Работы в самом разгаре
27. Благоустройство участка у МКАД. Спонсор - компания Rexona. Лето 2017 года
Прокладывается вело-пешеходный маршрут
28. До начала строительных работ, я и не знал, что тут ручей и нужен мостик
Асфальт уже есть, а мостика еще нет
29. Москва - Мытищи
Почти готово
30. Основные работы завершились примерно через месяц. Накануне официального открытия, которое сначала планировалось на конец августа, и которое в результате прошло 22 сентября 2017 года, мне позвонила Ксения из рекламного агентства. Договорились совместными усилиями собирать СМИ. Я честно разослал анонсы на основные телики и контакты, что накопились. На адресов 15-20. Петр Дворянкин, дал контакт Вестей - им отправил. Но прессы было немного.
Репортаж “Вести Москва” о велодвижении в Москве и про наш веломаршрут немного
31. Официальное открытие состоялось 22 сентября 2017 года. Торжественно разрезаем ленточку
Официальное открытие
32. Мы открытие не рекламировали, пока рано). Когда уберем лестницу на стороне области - тогда точно все соберемся и выпьем крюшона!
Пресса, велосипедисты, управа, департамент транспорта, представители Рексоны
33. А это мы с Ксенией Калашниковой (PR департамент рекламного агентства) рассматриваем прежние фото "прокола"
22 сентября 2017 года. МКАД Открытие участка веломаршрута "Яуза"
34. Пресс релиз, который подготовила компания Рексона, публикую полностью
35. Ольга Мальцева из Департамента транспорта общается с журналистами. Ольга с самого начала поддерживала проект “Яузы” и много сделала для реализации маршрута “Медведково - Мытищи”, который вовсю работает даже во время интервью: семья идет в Москву по новому асфальту
36. Что не получилось? Освещение. Обсуждалось, было в планах, но пока не получилось. Почему? Мне не известно. Используйте фонари)
37. Да, полноценный велопешеходный маршрут с разделением потоков тоже не получился: под мостом - узко. Когда будет реконструкция МКАД, возможно и подмостовое пространство расширят. Рексона, кстати, и стенку подмостового пространства отремонтировала и даже рисунки с велосипедистами сделала.
Под МКАД
38. Вид с другого берега Яузы. Кстати, левый берег Яузы тоже когда-нибудь начнут ремонтировать. Может и до нового вело-пешеходного моста доберемся)
Яуза, МКАД, Веломаршрут.
39. Ну и осталась пока главная проблема: лестница на стороне Мытищ - последний “гнилой зуб”, как говорит Алексей Ченосов, этого участка веломаршрута. На стороне области стена, внутри которой газопровод. Но варианты есть, как сделать пологий заезд под МКАД. Будем снова писать обращения властям и требовать закончить безбарьерный маршрут “Москва - Мытищи”. До велопешеходной дорожки Мытищ тут совсем немного. Метров 50-70
МКАД, Мытищи
40. Лестницу надо убирать
Велосипедисты ждут решения проблемы
41. Но на территории Москвы и под мостом стало намного лучше. Сделал небольшую подборку “было- стало”
вид с моста
42. Москва - Мытищи
на стороне области
43. Заезд под МКАД, 91 км
Даже газон на склонах МКАД положили!
44. Что тут будет зимой? Кто чистить будет?!
Зима 2016, лето 2017
P.S.1 Похоже, что в ближайшие годы на Яузе будет много благоустройства и строительства. Главное, чтобы не испортили идею нормального веломаршрута. Впереди у нас обзоры на парковые велодорожки на Лазоревом и в Саду Будущего. Эти проекты мне показали уже когда рабочие огораживали парки. Ждем завершения работ. А пока,
свежие новости про Яузу от руководителя Департамента капитального ремонта Москвы Алексея Елисеева в “Аргументах и фактах”:
“Набережная Яузы станет парком общей площадью 700 га. Вдоль реки появятся детские и спортивные площадки, современное освещение. «Будут проложены 40 км вело- и беговых дорожек со специальным прорезиненным покрытием. Необязательно ведь везде класть плитку», - поясняет глава Департамента капремонта.
P.S.2 Респект Рексоне! Все таки за их средства этот нужный всем участок маршрута стал реальностью. И, возможно, от количества позитивных отзывов, будет зависеть будущее такой непростой сферы, как инвестиции бизнеса в городскую инфраструктуру. Напишу в Рексону предложение табличку вмонтировать в асфальт - “Этот участок благоустроен за счет средств компании Rexona”. Например)
Спасибо всем, кто принимал участие в реализации и поддерживает “Яузу”.
Но и работы много впереди. 30 сентября вот такое увидел на набережной в парке на Северодвинской. Причем, “пометили” не только до поворота наверх (как все велосипедисты едут в Москву), а всю набережную. Что неправильно. Будем разбираться
Правый берег Яузы. Пешеходная набережная парка на Северодвинской улице. От МКАД до поворота наверх к детской площадке - вело-пешеходный участок маршрута "Яуза"
Фото: Алексей Ченосов (“Вело-Сила”, Мытищи), Алексей Сидоров
Текст: Алексей Сидоров (Велоклуб “Яуза”)
Много фото с открытия и всего нового участка в наших группах
VK и
FB