Велосообщества подготовили очередное обращение к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой продолжить строительство велодорожек в городе. В письме содержаться конкретные предложения по развитию велотранспортной инфраструктуры, адресованные различным департаментам столичного правительства. Никогда ещё открытое письмо мэру не было таким длинным - с адресами, цифрами, подробностями. Публикуем полный текст.
Мэру Москвы
С. С. Собянину
Уважаемый Сергей Семёнович!
В 2017 году развитие велосипедной сети, в том числе в рамках программы «Моя улица», ощутимо замедлилось, при этом запрос на новые объекты велотранспортной инфраструктуры с каждым годом растет.
Сегодня развитие велотранспорта в Москве находится на начальной стадии. Общая протяженность велодорожек составляет более 200 км, однако большая часть из них располагается в парках и не составляет единую сеть - горожане не имеют возможности построить свой маршрут по безопасным велодорожкам и велополосам.
В 2015 году в центре города стала формироваться велосипедная сеть, пригодная для использования в транспортных целях. К сожалению, дальнейшего развития она не получила, хотя велоинфраструктура заложена в проекты реконструкции улиц 2016 года в рамках программы «Моя улица». Ввод велоинфраструктуры единовременно с завершением работ по общему благоустройству будет способствовать максимальному росту спроса на поездки на велосипеде, так как это расширит сеть веломаршрутов и позволит использовать существующие велополосы и велодорожки более эффективно. Отсутствие сети связанных велодорожек/велополос ведёт к тому, что созданные велополосы, начинающиеся «нигде» и заканчивающиеся «нигде», не позволяют выстроить безопасный маршрут и в итоге стоят пустые.
Социологические опросы населения (в том числе опросы, проведенные Правительством Москвы) показывают, что москвичи положительно относятся к велосипедизации. Многие готовы использовать велосипед для транспортных поездок, но при условии удобной и безопасной велоинфраструктуры. Интерес москвичей к велосипеду подтверждает и рост популярности проката «Велобайк» - в 2016 году число поездок на нем выросло в два раза и превысило 1,6 млн, а в 2017 на начало сентября число поездок уже превысило 2 млн.
Десятки городов по всему миру развивают велотранспорт, включая схожие по климатическим условиям города: Монреаль, Лондон, Осло, Хельсинки, Копенгаген и другие. Велосипед является альтернативой автомобилю в городе для поездок до 10 км при относительно небольших вложениях и без вреда для экологии и транспортной обстановки города. Проведенные исследования показывают, что строительство велоинфраструктуры повышает безопасность велосипедистов и других участников движения, способствует оздоровлению населения и снижению государственных расходов на здравоохранение, уменьшает пробки и способствует развитию малого и среднего бизнеса.
В Москве, занимающей пятое место в мире по пробкам, развитие велоинфраструктуры внесёт значительный вклад в решение транспортной проблемы. При необходимости мы готовы организовать опросы мнения горожан и собрать сотни тысяч подписей в поддержку.
Уважаемый Сергей Семенович, от лица московских велоклубов, сообществ и инициативных граждан просим Вас реализовать предложенные нами меры для обеспечения развития велосипедного пространства Москвы и увеличения числа жителей, каждый день использующих велосипед для перемещений по городу.
Приложение 1. Перечень предложений по продолжению развития велосипедного пространства в Москве
Предложения для дальнейшей реализации:
1. Нанести велосипедные полосы и разместить велосветофоры весной 2018 года на улицах, на которых при выполнении работ по программе «Моя улица» предусмотрено место под размещение велоинфраструктуры. Поручить Комплексу городского хозяйства города Москвы и Департаменту капитального ремонта выполнить работы по следующим адресам:
- Улица Малая Дмитровка
- 1-я и 2-я Брестские улицы
- 3-я и 4-я Тверские-Ямские улицы
- Улица Александра Невского
- Газетный переулок
- Улица Петровка
- Улица Каретный Ряд
- Площадь Тверская застава
- Улица Пречистенка
- Улица Волхонка
- Саввинская набережная
- Ростовская набережная
- Смоленская набережная
- Краснопресненская набережная
- Китайгородский проезд
- Лубянский проезд
- Старая площадь
- Москворецкая улица
- Большой Москворецкий мост
- Улица Солянка
- Улица Верхняя Радищевская
- Улица Нижняя Радищевская
- Николоямская улица
2. Запланировать обустройство станций городского велопроката, велополос и обособленных велодорожек в спальных районах, а также в обязательном порядке включать строительство велодорожек в проекты новых улиц и дорог, в т.ч. в ТиНАО;
Поручить выполнить работы Департаменту капитального ремонта, Префектурам округов в соответствии с целевой схемой развития велоинфраструктуры до 2020 года, опубликованной Департаментом транспорта г. Москвы. В 2018 году разместить велодорожки и станции велопроката вблизи станций МЦК на следующих улицах:
- 4-й Загородный проезд
- Б.Черемушкинская
- Шверника
- Новочеремушкинская
- Винокурова
- Проспект Маршала Жукова
- Проспект Маршала Тухачевского
- Демьяна Бедного
- Маршала Бирюзова
- Зорге
- Куусинена
- Песчаная площадь
- Новопесчаная
- Адмирала Макарова
- Коптевская
- 3-й Михалковский переулок
- Проектируемый пр-д №3136
- 3-й Нижнелихоборский проезд
- Ботаническая
- Станционная
- Локомотивный проезд
- Сигнальный проезд
- Березовая аллея
- Сельскохозяйственная
- Вильгельма Пика
- проезд Серебрякова
- Снежная
- Амундсена
- проезд Нансена
- Олонецкая
- Лазоревый проезд
3. Оборудовать дополнительные парковочные места для велосипедов.
Поручить Департаменту транспорта и Департаменту капитального ремонта:
- оборудовать 500-600 общественных мест открытыми парковками по всему городу, в том числе при благоустройстве по программе “Моя Улица” (до 200 в ЦАО, остальные - пропорционально количеству поступивших запросов во всех остальных округах) у популярных точек притяжения в городе, у магазинов и кафе, в том числе реализовать более 100 заявок, направленных от велосипедных сообществ и инициативных жителей, депутатов и организаций;
- оборудовать закрытые парковки для возможности хранения велосипедов при пересадках с велосипеда на общественный транспорт на всех станциях МЦК и как минимум у 10-15 станций метро с наибольшим потоком велосипедистов и пассажиропотоком (по 10-20 мест на станцию);
- запланировать размещение закрытых парковок, велобоксов при реализации всех проектов по благоустройству в городе (по «Моей Улице», строительству и благоустройству ТПУ и пр.)
4. Утвердить мастер-план развития велосети на базе ранее разработанной стратегии развития велоинфраструктуры. Утвердить обязательный учет схемы велотранспортной инфраструктуры при разработке всех градостроительных документов.
Поручить Комитету по архитектуре и градостроительству, НИиПИ Генплана:
- в обязательном порядке учитывать схему развития городской велосети при развитии промышленных территорий, жилой застройке, программе Реновации, прочих городских программах, планировочных и градостроительных документах;
- при всей новой застройке, в обязательном порядке, как на ТПУ, так и жилой и коммерческой застройке во дворах/подвалах/на автомобильных парковках предусматривать места для хранения велосипедов;
- согласовывать проекты новых велодорожек с велосообществом и Департаментом транспорта на стадии проектирования
5. Размещать в городе не только велополосы, но и защищенные, обособленные велодорожки в сложных для проезда местах: вдоль оживленных улиц, в местах, где строятся новые эстакады, расширяются дороги и т.п.
Поручить Департаменту капитального ремонта:
- разместить обособленные велодорожки на улицах:
Китайгородский проезд (на улице большой поток автомобилей, здесь же будет проходить ключевой туристический маршрут к парку Зарядье) и Цветной бульвар (на улице чрезмерный спрос на парковочное пространство, необходимо исключить возможность парковки на велополосе);
- внедрять защищенные велодорожки по возможности на всех улицах, где запланирована велоинфраструктура
6. Обустроить наземные велопереезды, объединённые с регулируемыми пешеходными переходами, рядом с существующими внеуличными переходами через улицы. Для создания безбарьерной среды по наиболее востребованным маршрутам оборудовать наземные пересечения улиц в центре города, включая Садовое кольцо, и на остальной территории города, за исключением автомагистралей и вылетных магистралей города.
Поручить работы Департаменту транспорта и Департаменту капитального ремонта.
7. Размещать в парках велодорожки, а также площадки и сооружения для занятий всех категорий граждан разными дисциплинами велосипедного спорта.
Поручить Департаменту природопользования и охраны окружающей среды, Департаменту культуры, Префектурам округов: согласовывать проекты новых велодорожек в парках с велосообществом и Департаментом транспорта на стадии проектирования;
- организовать совместную работу на семинарах по планированию новых городских веломаршрутов на границах парковых территорий и улично-дорожной сети;
- обустроить специальные площадки для занятий велотриалом
8. Развивать систему городских велосипедных маршрутов.
Поручить Департаменту транспорта и Департаменту капитального ремонта:
- реализовать концепцию развития городских маршрутов “Зеленое кольцо”, разработанную Департаментом транспорта совместно с велосообществами г. Москвы;
- внедрить полноценную связную велосеть в одном из районов или округов в качестве пилотного проекта (Юго-западный округ, Марьино, Щукино и пр.);
- организовать дальнейшее развитие и продвижение веломаршрутов радиального направления, связывающих центр и периферию, к примеру, маршрут ул. Неглинная - Цветной бульвар - ВДНХ - Яуза - Мытищи;
- разработать, опубликовать и регулярно обновлять карту городских веломаршрутов на портале transport.mos.ru;
- установить навигационные указатели для велосипедистов на популярных городских маршрутах, добавить веломаршруты в системы городской навигации.
9. Развивать городские массовые мероприятия для велосипедистов.
Поручить департаменту транспорта:
- поощрять и согласовывать максимальное количество разнообразных велосипедных мероприятий, проведение акций, коллективных заездов районного, окружного и городского масштабов.
10. Провести пилотный сезон в 2017-18 гг. по приоритетной или одновременной с автомобильными дорогами уборке и очистке от снега велополос на Бульварном кольце в зимнее время.
Продлить сезон городского велопроката с марта по декабрь.
Выполнение работ поручить Комплексу городского хозяйства и Департаменту транспорта.
11. Разработать и внедрить программу просвещения детей и подростков о безопасности дорожного движения, в том числе при движении на велосипедах.
Поручить Департаменту образования г. Москвы совместно с Департаментом транспорта, ГИБДД, общественными организациями:
- разработать программу обучения детей разных возрастов безопасному поведению на дорогах, в том числе на велосипеде;
- запустить массовое внедрение программы в виде дополнительных школьных уроков;
- запустить проведение публичной коммуникационной кампании по вопросам безопасности на дорогах;
- предусмотреть, при необходимости, оборудование учебных заведений специальными площадками для практических уроков по безопасности движения.
Письмо уже подписали:
Проект по развитию велокультуры Let's bike it! «Веломосква» «Велосипедизация Москвы» «Общественный ВелоКонтроль» Велоклуб «Night. Bike. Ride.» Велоклуб «32 спицы» Велоклуб «Титан» «Русвелос» «Веломаршруты Москва» Группа «Вело-Сила» Велоклуб «Яуза» Велоклуб 3х9 Велоклуб МГУ Велоклуб ЗАО
Велоклуб Таганки
Список обновляется) Готовы присоединиться? Опубликуйте текст открытого письма на странице своего велосообщества и напишите об этом письмо на адрес:
sssopenbike@gmail.com (вам должен будет ответить координатор велосипедного отдела Департамента транспорта города Москвы).
На фото:
Целевая схема развития велотранспортной инфраструктуры на период до 2020 года («Стратегия 2020»). Карта была составлена ещё в 2015 году и сегодня требует корректировки, с учетом всех новых «благоустройств» и «реноваций». Карту надо обновить и можно предлагать правительству города как мастер-план или «дорожную карту» на ближайшие 5-7 лет. Каким будет ответ мэра на предложения сентября 2017 года увидим, наверное, уже в следующем году.