В детстве я как-то автоматически считал Якова Перельмана нашим современником. Да собственно, я бы и неделю назад не слишком удивился, если бы прочитал новость “От ковида умер автор «Занимательной физики»”. А уж в восьмидесятых ни один школьник не спотыкался на типичной перельмановской фразе «Возьмите сургуч, канцелярские счеты, керосиновую лампу и заберитесь на шкап...»
А тут я на днях начал слушать перед сном аудиоверсию «Физики на каждом шагу». (Ничто так не усыпляет мой мозг, как голос, начитывающий научпоп. Иногда мне хватает трех минут, чтобы отключиться.) Так вот. «Физика на каждом шагу» вместо того чтобы дать мне забыться, стала заставлять задумываться. До бессонницы, к счастью, не дошло, но время перехода к фазе быстрого движения глаз заметно увеличилось. То про сургуч услышу, и забеспокоюсь, что что-то давно я на него не натыкался. То мне говорят, что нога человека еще ни разу не ступала на вершину Эвереста, и я такой приподнимаюсь над подушкой: «Алё!» В общем, вместо трех минут иногда ворочался по двадцать пять!
Сегодня не выдержал и пошел в «Википедию». Оказалось, Перельман практически сверстник Галилея: первый том «Занимательной физики» вышел в 1913-м, да и второй до революции.
В принципе, мне следовало об этом догадаться. В отрочестве у меня было две его книжки - первый том «Занимательной физики» и «Занимательные задачи и опыты». И ладно еще «Физика», она была восьмидесятого с чем-то года издания, но вот ветхий экземпляр «Задач и опытов» мало того, что пах пятидесятыми, так еще и цену на обложке имел в рублях до реформы 61-го.
Перельман сейчас, судя по ассортименту сетевых книжных, переиздается не меньше Чуковского. То ли он вечен и велик как Чуковский, то ли родителям хочется купить ту же книжку, на которой они сами выросли. Фиг знает. Хорошо еще, что благодаря Путину последние двадцать лет законы физики у нас более-менее стабильны. Но что будет еще через двадцать лет, когда Путин перешагнет порог сингулярности? Будут ли будущие поколения читать Перельмана? Хватит ли на них сургуча?