Петергоф.

Aug 23, 2012 22:01

Trevor Morris.


О посещении Петергофа я уже рассказывала не раз. Поэтому, сегодня я не претендую на полный рассказ. Это будет просто воспоминание о хорошо проведенном дне, в компании друга. Так как прогуливалась я с давним френдом valeryanna, настоятельно рекомендую ее журнал.



Римские фонтаны.

Впервые Петергоф упоминается в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. В 1710 году начинается строительство загородной императорской резиденции для Петра I. В 1714 году был заложен Большой дворец.

Во дворце мы побывали, но увы фотографировать там нельзя. Но тут нас выручит пост о Большом Дворце Петергофа, авторства valeryanna.

Эрмитаж.


Идея его возведения принадлежала Петру I, который во время своих путешествий по Европе неоднократно видел подобные павильоны, бывшие тогда в моде. Эрмитаж («место уединения» по-французски) предназначался для камерных встреч хозяина с самыми близкими лицами. Вот почему павильон, построенный в 1721-1725 гг. арх. И.-Ф. Браунш-тейном, находится в укромном уголке Нижнего парка. Здание стоит на стилобате и окружено глубоким рвом, через который перекинут легкий подъемный мостик. Хотя возведение Эрмитажа завершилось уже после кончины Петра, все было сделано по его замыслу: подъемные механизмы, два дубовых балкона, стол на 14 персон.

Дворец Марли название ансамбля запад ной части парка, дворца и каскада - было заимствовано из Франции. Так называлась одна из самых красивых загородных резиденций короля-солнце Людовика XIV.


Дворец Марли был построен в 1720-1723 гг. по проекту арх. И.-Ф. Браунштейна. Изящные линии его фасада, кружево балконных решеток отражаются в водной глади прудов. Здесь все напоминает о создателе Петергофа: уже в середине XVIII в. Марли был превращен в своеобразный музей Петра I, где хранились его вещи, подарки, предметы быта, мебель и живопись



Марли , или Малые Приморские палаты, является центром относительно самостоятельного архитектурно-планировочного участка парка. Он включает два пруда -Прямоугольный и Полуциркульный, два сада - Венеры и Партерный, каскад «Золотая гора», или Марлинский, и фонтаны - «Менажерные» и «Тритоны» - на партере перед ним.

Памятный камень, о том что когда-то здесь проходил легендарный "путь из варяг в греки".


Надпись поближе.


Фонтаны "Менажерные".


Автором партерных фонтанов у каскада "Золотая гора" был сам Петр I. По его рисунку были отлиты специальные насадки к фонтанным трубам. В результате, огромные 15-метровые столбы фонтанов, производящие впечатление невероятной многоводности, оказывались полые внутри. Поэтому к середине XIX столетия за ними закрепилось название "Менажерные", что в переводе с французского означает "бережливый", "экономный". Конструкция фонтанов сохранилась до настоящего времени. Во второй половине XVIII века мощные столбы воды фонтанов поднимали наверх медные пустотелые шары, которые при выключении струй падали в корзину.

Каскад "Золотая гора".


Каскад "Золотая гора" расположен в западной части парка у дворца "Марли". 14-метровой каскад со статуей Нептуна на верхней стене был разработан архитектором Н. Микетти по подробнейшим указаниям Петра I. Завершил строительство каскада архитектор М. Земцов в 1732 году, который добавил скульптуру на аттике и в бассейне, а под ступенями навесил медные золоченые листы, создававшие интересную игру света сквозь зеркало падающей воды. С этого времени каскад стал именоваться "Золотым".



Фонтан "Самсон" и Большой Каскад.


Современный облик каскада складывался более ста лет, но замысел его композиции принадлежал Петру I. Строительство каскада началось в мае 1716 года. Пробный пуск воды в каскад состоялся в присутствии Петра 13 июля 1721 года. В августе 1723 года состоялся торжественный пуск фонтанов. Большой каскад начал действовать. Но работы продолжались. Появились новые скульптуры и маскароны. Уже после смерти Петра, в 1735 году в центре ковша был сооружен фонтан "Самсон", а через три года в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы К. Растрелли. На этом основные работы по декору каскада были завершены.


О посещении Гротов Большого каскада, читайте тут.

Прямая линия Морского канала от Большого дворца к заливу рассекает парк на две почти равные части: восточную и западную.


С каждой стороны канала бьют белые упругие струи, образующие Аллею фонтанов. Двадцать два белоснежных бассейна отчетливо выделяются на зелени газонов. Струи воды, обрушиваются в бассейн и рассыпаются радугой брызг.

Строить Большой канал и пристань начали одновременно с работами по закладке парков и дворцов. В январе 1715 года последовал царский указ, в котором Канцелярии от строений предписывалось: «В Питергофе… канал от моря выкопать, а буде трудно всю землю выносить, то только со стороны канала землю выкопать и камнем диким стены выкласть, землю же употребить на низкие места».


Летом 1715 года начали копать канал и насыпать две дамбы, чтобы продлить его трассу до гавани. К середине 1721 года канал, ковш и морская пристань были закончены.

Монплезир - любимый дворец царя-преобразователя Петра I. Именно Петр I определил местоположение дворца, он располагается в нескольких шагах от беспокойных волн Финского залива, а также внутреннюю планировку и некоторые элементы декоративной отделки. Здание строили с 1714 по 1723 годы крупные архитекторы А. Шлютер, И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти и лучшие строители, мастера, живописцы, скульпторы, лепщики, резчики того времени.


Здесь встречались сподвижники Петра: русские купцы, иностранные послы, шкиперы кораблей; проходили ассамблеи - съезды императорского двора, парадные приемы. Последний раз Петр I посетил Монплезир в октябре 1724 года. В 1725 году императрица Екатерина I торжественно принимала в Монплезире первых членов Академии Наук.


Екатерина II в Парадном зале Монплезира устраивала ужины в узком кругу приближенных. С середины XVIII века к Монплезиру стали относиться как к мемориалу, связанному с именем Петра Великого. До сих пор здесь сохраняются личные вещи и дипломатические подарки Петра I.

Фонтан-шутиха "Дубок".


"Дубок" с пятью тюльпанами возле него и двумя скамейками. Гуляющий в разгар лета по парку гость, желая рассмотреть столь поздно цветущий тюльпан, наклонялся, и тут же его обдавала струя воды. В растерянности человек отступал под дерево, но "Дубок", сделанный из полых трубок, мгновенно оживал. Ошеломленный посетитель устремлялся к спасительным скамейкам, но из них тоже поднимались фонтанные струи и накрывали беглеца. Подобные сценки можно наблюдать и сегодня. В 1735 году "Дубок" был установлен в одном из бассейнов Верхнего сада, а затем в 1802 году перенесен в Нижний парк.

Фонтан "Солнце".


Оригинальный и технически сложный фонтан "Солнце" находится рядом с дворцом Монплезир. При Петре I водоем фонтана относился к территории Менажерии, где находились экзотические птицы в вольерах и звери для царской охоты. В те времена в этом водоеме содержались огромные осетры, доставлявшиеся в императорские сады с Волги, плавали утки, гуси, лебеди. В 1721-1724 годах по распоряжению Петра I H. Микетти установил в нем фонтан с 12 дугообразными струями вокруг центрального водяного столба, поднимающегося с поверхности воды бассейна. Полвека спустя архитектор Ю. Фельтен переоборудовал водоем в купальню, окружив его высокими стенами и изменив фонтан. В камере пьедестала фонтана поместили колесо, приводимое в движение водой. Эта турбина в свою очередь вращала столб, на вершине которого находились диски с отверстиями. Вырывающиеся из них струи напоминали расходящиеся солнечные лучи, поэтому фонтану и дали название "Солнце".

Китайский садик и Банный корпус.


Между корпусом и заливом Э. Ган распланировал по принципам китайского паркового искусства садик, получивший название Китайского. Вся его площадь - 685 квадратных метров - разделена на несколько газонов неправильной формы. Между этими газонами проложены пейзажные дорожки, усыпанные цветным песком. От залива садик отделен каменной балюстрадой, вдоль которой идет извилистая аллея. Композиционным центром Китайского садика является искусственный холм с видовой площадкой. На вершине холма установлена мраморная скульптурная группа «Амур и Психея», являющаяся копией с оригинала А. Кановы. Склон горки декорирован миниатюрным гротом, выложенным из туфа.

Фонтан "Пирамида".


Водомет был создан в 1724 году архитектором Н. Микетти по поручению Петр I. Один из красивейший из фонтанов Петергофа, "Пирамида" состоит из четырех каскадов, ориентированных строго по сторонам света, и имеет глубоко символическое значение. В начале XVIII века в русской армии существовала традиция - в конечных пунктах своего движения и в местах сражений устанавливать обелиски, по форме напоминающие пирамиды. Водяная пирамида на берегу Финского залива являлась своеобразным памятником победам русских войск в Северной войне.

Фонтаны "Римские".


Парные двухступенчатые фонтаны, отделанные различными породами цветного мрамора и скульптурной пластикой в виде золотых гирлянд, венков и маскаронов, украшают площадь перед каскадом "Шахматная гора" и выход на Монплезирскую аллею. Фонтаны построены в 1738-1739 годах по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова, взявших за образец каменный фонтан перед собором святого Петра в Риме (поэтому они и получили название "Римских"). Прокладку труб и подводку воды осуществил фонтанный мастер П. Суалем. В 1756 году Ф.-Б. Растрелли, сохранив основную идею фонтанов, разработал новый архитектурный проект, который был воплощен в дереве и только в 1800 году - в камне.


Каскад "Шахматная гора".Каскад в восточной части Нижнего парка в конце Монплезирской аллеи известен в архивных документах под различными названиями: "Малый грот", "Руинный каскад", "Драконов каскад". До наших дней он дошел под названием "Шахматная гора". В его проектировании и строительстве принимали участие знаменитые архитекторы: И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов, Ю. Фельтен, Н. Бенуа.


Замысел строительства каскада принадлежит Петру I, который довольно обстоятельно описал всю его композицию. Сооружение должно было иметь сходство с Малым каскадом в резиденции французского короля в Марли. Уже в 1724 году из Италии прибыли мраморные скульптуры, предназначавшиеся для установки на склонах горы.После смерти Петра первоначальный замысел был изменен, и законченный к 1739 году каскад был назван "Драконовой горой", т.к. вход в верхний грот каскада охраняли три дракона - основные водометы фонтана. В середине XVIII века ступени каскада расписали "под шахматную доску" и стали называть "Шахматной горой".

Фонтан «Оранжерейный».


Золоченая группа: могучий тритон, разрывающий пасть морского чудовища, и четыре черепахи, обращенные по сторонам света, расположена в центре Оранжерейного сада в восточной части Нижнего парка. Оранжерейный фонтан, как и фонтан "Самсон", должен был напоминать о победе над шведами в Северной войне. Скульптуру отлили из свинца в 1726 году по проекту архитектора Т. Усова и по модели К.-Б. Растрелли, но в 1876 году вместо обветшавшей к этому времени свинцовой группы была выполнена композиция "Сатир с крокодилом". В послевоенные годы по рисунку из альбома XVIII века было воссоздано первоначальное пластическое убранство фонтана.

Фонтаны "Чаши".


Парные фонтаны "Чаша" расположены посреди Больших цветников в партере у Большого дворца. Трубы для фонтана в центре западного цветника и устройство бассейна сделали итальянцы, братья Баратини. Восточный фонтан был сооружен французом П. Суалемом. Поэтому эти парные фонтаны стали называть "Французским" (восточный) и "Итальянским" (западный). По проекту И.-Ф. Браунштейна и по модели Н. Пино к ним изготовили деревянные чаши, которые в 1854 году по проекту А. Штакеншнейдера заменили на чаши из каррарского мрамора, изготовленные мастерами Петергофской гранильной фабрики.

Перед отъездом из города мы заглянули в Собор Святых Петра и Павла.


Александр III, лично определил место собора около Царицынского (Ольгина) пруда.Весной 1893 года был утвержден проект храма, разработанный Н. В. Султановым.В 1894 год начаты подготовки к строительству храма: вырыт котлован, устроены временные сараи и дом чертежника. Строительство собора велось на средства Министерства Императорского Двора. За четыре года было возведено само здание, затем три года шли штукатурные работы, работы по отоплению и вентиляции. Последние два года производилась роспись храма, устройство иконостаса. Вокруг храма был разбит сквер. Тогда же были построены здания церковно-приходской школы, котельной и электростанции.

Мы поднялись на колокольню собора, полюбовались видом Петергофа.Из окон открывается красивый вид на окрестности: Санкт-Петербург, Бабигон, Кронштадт и другие.


Собор был построен в формах русского зодчества XVI-XVII веков. Рассчитан на 800 человек. Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами. Его высота составляет около 70 метров.



Главный придел был освящён во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла; южный придел - во имя преподобной Ксении Римляныни; северный придел - во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1990 году был устроен придел блаженной Ксении Петербургской. Роспись интерьера исполнили палехские иконописцы и московские мастера Н. М. Сафонов и В. И. Колупаев.



Вот такая у нас получила прогулка, надеюсь Вам понравилось.

Кстати, вот тут можно увидеть онлайн трансляцию Большого каскада.

Предыдущие части отчета: Летний Сад
Усадьба г.Р.Державина.

Россия, Путешествия, Скульптура, Пейзаж, Санкт-Петербург, Хроника с места событий, Фото, Петергоф

Previous post Next post
Up