Альфред Шнитке.
Я немного разобралась со своими больницами, и теперь у меня наконец-то дошли руки до отчета о поездке в Питер. Прошлые отчеты о моих поездках в Питер,
лежат под тэгом "Санкт-Петербург". Итак, приехала я в Питер в воскресение, но первый день конечно был посвящен общению с моими любимыми родственниками. А вот во второй день я таки выбралась в центр и попала под ливень (зонтик не сильно спасал), пару часов я пряталась в книжном в Доме Зингера, заодно полистала книжки, заприметила, что надо будет прочесть. Затем дождь стал стихать и я отправилась в Летний Сад, так как в понедельник большинство музеев закрыты.
Давайте сделаем так, я буду показывать фото и рассказывать кое-что из истории Сада. Напоминаю, что я не претендую на титул мастера фотографии, и цель моего рассказа всего-лишь показать как я увидела Питер и поведать об этом моим друзьям.
Через Марсово поле, под свинцовыми облаками, перепрыгивая через лужи.
Летний сад изначально создавался как летняя царская резиденция, и для его постройки была выделена часть острова Усадица: для устройства летней резиденции Пётр I выбрал «обжитую и выгодно расположенную мызу на этом месте, где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) - небольшой домик с хозяйственным двором и садом».
Лебяжья канавка(Лебяжий канал) - канал соединяющий реки Неву и Мойку между Летним садом (остров Летний Сад) и Марсовым полем (1-й Адмиралтейский остров).Прорыт в 1711-1719 годах. Название канала связано с тем, что в XVIII веке в него переселились лебеди из соседних прудов.
Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену (1713 - 1714 гг.). В 1717 году царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи.
Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных дорожек. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка. На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками - Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки. Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более парадно обустроенная, носила название Первого Летнего сада. Южная часть, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летним садом.
"Нимфа воздуха",Дж. и П.Гропелли, Италия, ок.1717 г.
В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником - своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка, ограниченные стенами шпалер - боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями.
В боскете "Менажерийный пруд" находился овальный пруд, на середине которого располагался островок с беседкой, в которой император уединялся для беседы с дипломатами, или если желал побыть один. Пруд сооружен по рисунку садового мастера Яна Розена в начале 1720-х годов.
Был засыпан в 1786 году и восстановлен на историческом фундаменте. В другом помещался "Птичий двор" с голубятней и домиками для птиц. Этот боскет был создан по проекту французского архитектора Жана-Батиста Леблона.
Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморные статуи и бюсты. На площадках центральной дорожки били фонтаны.
Скульптурная группа, была приобретена в Риме в 1719 году Ю.Кологривовым и находилась изначально в павильоне "Грот".
"Амур и Психея", школа Бернини, Италия, конец XVII века.
"Цари Мидас", О.Маринали, Италия, 1717 г.
Летний сад задумывался Петром I как сад фонтанов, поэтому не удивительно, что они стали в итоге одним из существенных элементов садового ансамбля. Без них он не мыслил настоящего сада, способного соперничать по своей красоте со знаменитыми парками Версаля. Поэтому, намечая план «огороду», одно из первостепенных мест он отвёл сооружению системы фонтанов. Уже в 1705 году царь приказал зодчему И. М. Угрюмову (Матвееву): "Учинить приготовление свай, колеса великого… також двух с пальцами и несколько шестерней,поясняя, чтосие надобно для возведения воды к фонтанам".
Центральная аллея. Фонтан «Пирамида».Один из восьми воссозданных фонтанов после реконструкции 2009-2012 гг. Фонтан «Пирамида» располагался на четвёртой площадке по главной аллее. Когда-то на этом месте находился квадратный фонтан, однако, Екатерина I пожелала видеть здесь пирамиду. «Чертеж фантаны четверогранной … переделать, чтоб была наподобие пирамиды», - гласил её указ. Возможно, фонтан «Пирамида» в Летнем саду был точной копией одноимённого петергофского.
После смерти Угрюмова в 1707 году строительство фонтанов продолжали приглашённые из Европы архитекторы Яган Кинтлер, Х. ван Болос.В 1725 году фонтанов в саду было 20, а к 1736 году - свыше 50.
Первоначально, снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году он был заменен первой в России «огнедействующей машиной» в виде паро-атмосферного насоса конструкции французского инженера Т. Дезагюлье (Desaguliers, Theophile, 1683-1743). Этот насос, приобретённый по заказу Петра I в 1717-1718 годах в Англии, был установлен в одном из помещений грота.
В 1718-1721 годах по проекту Г. Г. Скорнякова-Писарева для питания фонтанов Летнего сада и снабжения города питьевой водой был прорыт Лиговский канал. Канал являлся реализацией сложной для своего времени градостроительной задачи по созданию городского водовода. Канал начинался на юго-западе Петербурга у реки Лиги (ныне река Дудергофка), вытекающей из Дудергофского озера, находящегося на 24 метра выше уровня территории Летнего сада и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (бывшая Бассейная улица) и Греческого проспекта.
Центральная аллея. Фонтан «Царицын», располагавшийся на первой площадке от Невы по Центральной аллее, был назван в честь Екатерины I. Здесь императрица обыкновенно встречала гостей, прибывавших в сад со стороны Невы.
От бассейна в 1725-1727 годах были проложены трубы к фонтанам Летнего сада, они пересекали реку Фонтанку по деревянному мосту-акведуку, построенному мастером X. ван Болесом, и расположенному на месте нынешнего Пантелеймоновского моста. В 1748-1749 его заменили новым акведуком в стиле барокко по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Акведук был пышно украшен лепкой, и даже линии арок были вырезными.
Фонтаны и система их водоснабжения были разрушены катастрофическим наводнением 21 сентября 1777 года. Екатерина II приняла решение не восстанавливать их.В рамках I этапа реконструкции и капитального ремонта Летнего сада (2009-2011 гг.) на основании данных археологических раскопок были воссозданы 8 фонтанов.
Нереида. Неизв. скульптор. Италия. Нач. XVIII в.
Юлий Цезарь. Скульптурный бюст. Неизвестный скульптор. Италия, начало XVIII века.
Деревянные решетки, они встречают гостей у ограды со стороны Мойки и сопровождают до знаменитой ограды со стороны Невы. Решетка аккуратно выкрашена в зеленый цвет, за ней видны высаженные ровными рядами молодые липы, уже выпустившие первую листву. Так формируются шпалеры, или зеленые стены, - один из главных элементов регулярного сада в стиле барокко, каким он и был задуман.
"Не беспокойтесь, Летний сад не всегда будет выглядеть как огород, - говорит Владимир Баженов, заместитель директора Русского музея по комплексной реконструкции и капитальному ремонту. - Это лишь временная мера, которая помогает формировать шпалеры. Через два, максимум через три года ветви деревьев закроют решетку." Шпалеры по замыслу авторов осуществленного проекта реконструкции устроены вдоль всех участков газонов, вдоль всех аллей и дорожек и должны создавать у посетителей ощущение, что они гуляют по зеленому лабиринту.
Летний дворец Петра I,сохранившаяся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I. Она предназначалась для использования только в тёплое время года - с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах - одинарные рамы.
Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.
Увы, но сейчас он закрыт и готовится к реставрации.
В 1855 году на одной из площадок сада установили памятник И. А. Крылову, созданный скульптором П. Клодтом. Это был первый в России памятник литератору.
Берсо.(фр. berceau) - крытая галерея из перекладин, установленных на опоры, вдоль аллеи или садовой дорожки. По её сторонам высаживают растения, ветви которых прикрепляют к каркасу из решётчатых стенок. Разрастаясь, они образуют сплошной зелёный тоннель. Берсо похоже на перголу, но массивней, длиннее и имеет густой зелёный покров. По концам берсо нередко устраивают беседки.
Видна скульптурная группа «Похищение собинянки». Неизв. скульптор. Италия. XVIII в.
Большой партер. Фонтан «Коронный», располагавшийся перед прежним входом в Летний сад со стороны Потешного луга (ныне - Марсово поле), был многоструйным. Своё поистине королевское название он получил по форме струй, образующих похожую на корону композицию.
Статуя «Апполон Бельведерский». Италия XIX в. копия с античной статуи.
В 1839 году у южных ворот сада была поставлена ваза из порфира - подарок Николаю I от шведского короля Карла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носит название Эльфдаленская.
Я знаю, что многим питерцам восстановленный Сад не понравился. Что касается меня, то я была в Летнем, очень давно, практически ничего не помню. По этому на свежий не замыленный глаз - мне Сад понравился, но это мое мнение, а у вас у каждого - может быть свое =)
Пы.сы. если слишком много информации Вы говорите, это у меня профессиональный бзик, я буду стараться дозировать ее.