А вот Адам Олеарий, немецкий путешественник, дипломат и географ, нагоняет русофобию, описывая нравы московитов первой половины 17 века в своей книге «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию». Перевод мой:
«Если кто-то задумается над образом жизни и нравами московитов, то неизбежно придет к выводу, что нет народа более варварского. Они кичатся своим происхождением от древних греков, но, отдавая им должное, нет никакого сравнения между грубостью этих варваров и утонченностью греков, которым весь остальной мир обязан своей литературой и цивилизацией. Разница между ними как между днем и ночью.
Московиты никогда не изучают искусств или наук, не предаются никаким занятиям ума. Напротив, они настолько невежественны, что считают: человек не может составить альманах, если он не колдун, и не способен предсказать фазы луны или затмения без общения с дьяволом.
Именно поэтому московиты в большинстве своем роптали, когда Великий князь хотел взять меня на службу в качестве астронома и математика по возвращении из нашего путешествия в Персию. Они распустили слух, что их государь собирается привести ко двору чародея. Это неприятие, которое я обнаружил у московитов, отбило у меня то небольшое желание, что было, принять предложенную должность. Предложение было сделано не столько из-за моих познаний в астрономии, сколько чтобы удержать меня в стране, поскольку они знали, что я точно наблюдал и составил карту всего течения реки Волги, о которой они не хотели, чтобы иностранцы имели какие-либо сведения.
Когда я прибыл в Московию по делам герцога Голштинского, моего господина, в 1643 году, я показал им в темной комнате через маленькое отверстие, которое я сделал в ставне окна, с помощью отполированного стекла для оптики всё, что происходило на улице, причем люди ходили вверх ногами. Это произвело на них такое впечатление, что после этого их уже ничто не могло убедить, что я не состою в сговоре с дьяволом.
Они уважают врачей и медицину, но не позволяют использовать те же средства, что применяются в других странах для совершенствования этой науки. Они не допускают вскрытия тел, чтобы найти причины болезней, и испытывают странное отвращение к скелетам. На этот счёт есть забавная история о голландском хирурге, который жил в Москве несколько лет назад.
Его звали Квирин, и он был в большом фаворе у Великого князя благодаря веселому нраву и опыту в своем ремесле. Однажды, когда этот добрый человек развлекался в своей комнате, играя на лютне, стрельцы, которые шпионят повсюду, приблизились к месту, откуда доносилась музыка. Но, заметив через щель висящий позади него скелет, который покачивался от ветра из окна, они испугались и доложили, что у странного хирурга есть мертвец, который двигается под звуки его музыки.
Великий князь и Патриарх, желая узнать правду, послали других для дальнейшего расследования. Эти не только подтвердили то, что сообщили первые, но и добавили, что видели, как скелет танцевал, пока хирург играл. Дело сочли настолько важным, что его следовало передать в Совет, где единогласно было объявлено, что это дело рук магии. Следовательно, хирург был магом и, как таковой, должен быть сожжен вместе со скелетом.
Хирург, услышав об этом приговоре, упросил знакомого купца, имевшего влияние при дворе, объяснить князю Ивану Борисовичу Черкасскому, что большинство хирургов и врачей в Германии используют такие скелеты, чтобы изучить строение тела и расположение костей, дабы лучше лечить то, что может случиться с этими частями. После этого объяснения прежний приговор был отменен, но Квирину пришлось покинуть страну, а скелет протащили по улицам и сожгли на другом берегу реки Москвы.
Немецкий художник подвергся той же опасности около шести лет назад. Стрельцы, ворвавшиеся в его дом, чтобы снести его и остановить распространение пожара, уже наделавшего немало бед, наткнулись на череп мертвеца и хотели бросить в огонь и его, и хозяина дома. Они бы так и сделали, если бы друзья не вырвали его из рук этих варваров и не убедили их в невинном использовании этой головы в искусстве, которым он занимался.
Нельзя сказать, что московитам не хватает сообразительности, но они так плохо применяют свой ум, что ни одно их действие не направлено на добродетель и славу, которая всегда ее сопровождает. Датский дворянин, опубликовавший отчет о посольстве, на которое он был отправлен в Московию Фредериком II, дает московитам очень точную характеристику в двух строках, когда говорит: «Они хитры, изворотливы, своенравны, упрямы, дерзки и бесстыдны, они подгоняют свой разум под свою власть и отреклись от всех добродетелей, чтобы погрязнуть во всевозможных пороках».