- Табынской иконы Хазарской епархии в Башкирии
© Наталья Чистякова-Ярославова
31 марта-2 апреля 2012 года
Полный текст с иллюстрациями по ссылке
http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=698 Историю эту я изучала внимательно ещё и потому , что
«В 1717 году на месте Свято-Троицкой пустыни Ионы в городе Пошехонье построили Троицкий собор, в котором заключались браки Ярославовых, в частности Петра Николаевича Ярославова и Николая Николаевича Ярославова»
Позже эти Ярославовы, проявились в Ярославле и Москве . А некоторых из них судьба на время «заносила» даже в Башкирию и Омск. В башкирском Бугуруслане после Первой Мировой Войны жил, получивший тяжелое ранение, Николай Павлович Ярославов, сын Павла Николаевича Ярославова.
В связи с башкирской историей процитирую одну из дневниковых записей Николая Павловича Ярославова, жившего какое-то время в Бугуруслане:
«Мой дневник остановился на смерти матери. За это время умерли 2-е Сергеевых, Николай и Никанор (Вероятно, отец Пантелеймона Никаноровича) и Елизавета Александровна Хытинская . Похоронили Платова на Маховском участке, пришлось потеснить родителей Махова. Умер мой дядя Николай Николаевич (прим-е Ярославов из Пошехонья и Ярославля) …».
Николай Николаевич Ярославов -это тот самый, ещё один артист из Ярославовых, который писал письмо « Всему Царствующему дому Ярославовых» («Поздравляю весь «царствующий дом» Ярославовых! Письма В.В.Мартинсона о роде Ярославовых и Виленское Братство»
http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=574).
Сергеевых же я упомянула по той причине, что Сергеевым является автор брошюры об истории Табынской иконы и всего Табынского края, которую я цитирую.
Может, это просто совпадение. А может, и нет. Ведь Ярославовы были в родстве с Сергеевыми ещё с рязанских времен. Схема этого родства приводилась мною в статье: «Ярославичи и Арслановичи, как ключ к пониманию тайны Казанской Богоматери и истории Рязанских князей «Московского княжеского Дома»
http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=624.
Причем на этой схеме есть упоминание и об О.И. Остермане. И этот герой ещё появится в этой «башкирско-хазарско-табынской» истории.
Поэтому перейду непосредственно к местности Табынь в Башкирии , к которой явно тяготели Ярославовы !
Согласно истории прот. В.Сергеева «О Табынской иконе и Табынском крае» была некогда таинственная страна Кара-Табынский ряд.
Название Табын, соответственно, появилось в районе рек Камы и Белой вместе с башкирскими племенами, прибывшими сюда с рек Амударьи и Сырдарьи.
Одноименное башкирское племя «Табын» переселилось сначала с Алтая в район Тобола и Миасса, а затем на реку Белую. Было это во времена Чингисхана, потеснившего с Камы волжских мадьяр и уничтожившего «Великую Венгрию».
Т.е. появление названия «Табын» в Башкирской географии относится к временам кагана Чингисхана, что имеет отношение и к Хазарской епархии, списками главной иконы которой являются иконы Казанская и Табынская.
При этом обращу внимание, что Чингисхан стал каганом уже после того, как этот титул кагана носил князь Олег Святославич - сын Святослава Ярославича.
Полный титул Олега Святославича звучал так: «Михаил, архонт Зихии, Матрахов и Хазарии»,
Более того, титул кагана имела супруга Олега Святославича - Феофано Музалон, родившаяся на острове Родос, где одно время жил плененный князь Олег.
История появления титула кагана у князя Олега и его супруги Фефано Музалон описывалась мною в статье «Сказания о роли браков в династической геополитике и солнечный брак на острове Родос Яр-тура Кагана и Архонта Олега»
http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=402 :
«Тмутараканское княжество, образовалось на землях развалившегося Хазарского каганата (крымское и таманское побережье) в 965 году.
Находился этот хазарский каганат в вассальной зависимости князей Черниговских и Черниговского княжеского дома, которому как раз и принадлежат князья Ярославовы - Оболенские. Поэтому князей Тмутараканских именовали каганами.
Во время раскопок в Керчи была найдена печать с греческой надписью: «Господи, помоги рабе твоей Феофании, архонтиссе Росии, Музалониссе»…
Дело в том, что Олег Святославович при разводе с Феофано Музалон передал своей жене крымское побережье княжества (Боспор) . Боспор - это греческое название Керченского пролива. А разведенная Музалон вместе с Боспором (ок. 1094 г.) перешла в подданство Византии. Вот так Боспор после развода Олега и Феофано оказался у Византии. Хотя он и традиционно был под контролем Византии с Хазарией»
Особая Хазарская (Хоцирская) епархия , копией главной иконы которой является Табынская икона Божией матери, была учреждена в городе Фуллы - административном центре хазарских владений в Крыму , где проживало много христиан. И учреждение этой Хазарской епархии относится к временам до того, как каганом Хазарии стал князь Олег Святославич.
История Хазарской епархии хорошо представлена в статье: «Миссия Константина Философа в Хазарии»
http://www.mystic-chel.ru/sng/khazar/592.html Таким образом, прообраз Табынской и Казанской иконы имеет крымское происхождение, также как и привезенная из Крыма в Вильно - Виленская Остробрамская икона Божией Матери («Виленская Богородица с Луной и Солнцем и «Великая королева» Мишеля де Нотр Дам»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=487)
Родство Казанской иконы и Виленской иконы мне известно. На него указывает образ Богородицы на Царских воротах Казанского Собора в Санкт-Петербурге («Рыцарский культ Плачущих Богородиц и Плачущих Ярославн: Филермская икона «Мальтийского креста», Казанская и Огневидная Богоматери (Ч.2)»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=633)
А также чудо в Ялтинской церкви Федора Тирона, где от соседства этих двух икон: Виленской и Казанской неожиданно расцвела засохшая ветка лилии, причем на Казанском образе ( «Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные, Ч.7»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=616 )
А вот Табынская икона Божией Матери в этой истории является новой.
И для того, чтобы понять связь таинственной «страны Кара-Табынский ряд » с Крымом надо поднять историю самой Хазарской епархии.
Представлена она , как уже сказано, в статье : «Миссия Константина Философа в Хазарии»
http://www.mystic-chel.ru/sng/khazar/592.html « Появление Хазарской епархии в Крыму и Тамани стало следствием борьбы с хазарским узурпатором Обадией. Этот Обадий превратил кагана в бессильного сакрального царя , который стал прикрытием для его единовластия. Хазарские же беки и феодалы, которых он потеснил , были недовольны и восстали против монополизировавшего власть Обадии. Во время этой гражданской войны в Хазарии были потеснены христиане. Исчезла Готская митрополия, учрежденная Византией. И сохранился только епископат на Боспоре (который позже принадлежал каганше Феофано Музалон - супруге Олега Святославича)».
Описание начала этой внутрихазарской войны сохранил для истории византийский император Константин Багрянородный, крестивший Великую княгиню Ольгу в Соборе св.Софии Константинополя. События , описанные Константином Багрянородным , происходили в IX , X веках.
Вместе с узурпацией власти под прикрытием «сакрального царя» и варваризацией , в Хазарии возрастала роль иудейской религии. Дело в том, что «реформа Обадия состояла в том, чтобы возвести иудейство, которое ранее было одной из религий Хазарии , наряду с христианством и исламом, в статус государственной религии Хазарии. Христианская же Готия и Херсон , естественно , хотели освободиться от Хазар. Борьба хазарской знати с узурпатором Обадией привела к тому, что мадьяры ушли на Дон и даже за Днепр. Мало осталось рядом с Обадией и самих хазар. Обадию окружили грубые и малокультурные кочевники и печенеги».
В конечном счете, в роли примирителя в Хазарию послали Константина (Кирилла) Философа, известного по истории «Кирилла и Мефодия» - создателей славянской азбуки.
Изобрел ли он азбуку или нашел Евангелие , написанное русскими письменами - версии этого есть разные , но Константин (Кирилл) был одновременно ещё и почитателем Софии Премудрости Божией. И , по преданию, хазары обещали в случае победы Константина Философа в религиозном диспуте , дать большую свободу христианам.
По «хазарскому пути» прибыл он в Хазарию и там, согласно краткого жития Константина Философа (Кирилла) , он имел дело с Каганом Захарией, которого , как пишет автор статьи, нет в списке хазарских царей у Иосифа.
Вот эта информация весьма интересна , с учетом того, что Великим Захарией называли - мурзу Чета , основателя Ипатьевского монастыря.
При этом согласные в словах «Хазар» и «Захар» одинаковые (хзр и зхр)
Выскажу предположение, что Захариями могли звать и хазарских каганов .
Ведь Захария - отец Иоанна Предтечи был иудей.
К тому же, на Захарии сделан очень большой акцент в Абхазии.
Быть может , так звали не всех каганов , а только определенных ?
Ведь мурза Чет, наряду с тем, что он был потомком Чингисхана, согласно моей гипотезе , по матери, был потомком князя Святослава Черниговского от Килидж Арслана II.
Однако остается вопрос : Какое отношение к этой истории имеют Кара-Табынцы?
И почему Табынская икона, объединила Хазарскую епархию в Крыму и Табынцев в Башкирии с Амударьи и Сырдарьи?
Существует версия казахских исследователей о том, что табынцы были потомками алтайских уйгуров («
Этническая история табынцев http://tabyn.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=41:2012-01-26-16-36-08&catid=1:2012-01-15-19-09-09&Itemid=2 )
«Древние легенды и предания табынцев указывают, что родиной их предков был Алтай. Вот одно из преданий: «В очень давние времена табынцы жили на Алтае. Даже само имя табын означает Алтай (?). Когда-то на Алтае жили и уйгуры; наши предки (оло атайлар) были уйгурами. Однажды предводитель (роис) табынцев повел сородичей с Алтая на Иртыш. У раиса был струнный инструмент, и он под звуки волн Иртыша сочинял мелодии, которые и сейчас поют табынцы. Когда на Иртыше стало много народа, табынцы ушли на р. Белую (Башкирия, Бирск)»
У табынцев « сложные пирамиды имен, которые в большинстве случаев венчаются именем Майкы-бия, полулегендарной личности, одного из современников и военачальников Чингизхана (Рашид ад-дин, 1952, II, стр. 274). Майкы-бий получил от Чингизхана, согласно преданиям , страну (ил), птицу - орла-стервятника, дерево-лиственницу, уран - салават.
Мысль о южносибирском или вообще азиатском происхождении табынцев высказывалась и раньше, но она основывалась лишь на толковании этнонима табын (табун) в значении «пять»5 с позиции монгольского языка. При этом обычно ссылаются на название одной из высоких гор монгольского Алтая: Табын-Богдо-Ола - Гора пяти богов..»
Речь идет о Тава́н-Бо́гдо-У́ла или Табын-Богдо-Ола, Танну-Богдо-Ола - «пять божественных гор» -
горный массив на юго-востоке
Алтая, расположенный в области схождения границ
России,
Монголии и
Китая. Северный склон массива круто обрывается к плоскогорью
Укок, напоминающему Укокских принцесс.
Я думаю, что вот именно эти «пять божественных гор» и повлияли на то, что Табынскую икону , после её явления, возили в карете с пятью главками. Икону никогда не носили пешком. Её возили , как царицу и далеко не только потому , что икона была коронованная. И новая Табынская крепость , построенная при И.К.Кириллове - «птенце гнезда Петрова» тоже была пятиугольная. Я ещё вернусь к этой пятиконечности. Сейчас же упоминаю о ней в связи с историей « пяти божественных гор».
Горный узел Таван-Богдо-Ула является священным для алтайских, тувинских, монгольских и китайских
буддистов.
При этом Бо́гдо , по -монгольски , - «святой», «священный», «божественный» является частью следующих названий:
Богдохан - термин монгольского происхождения, которым в русских грамотах
XVI-
XVII веках называли императоров
Китая династии Мин, а также - официальный титул последнего монарха Монголии -
Богдо-гэгэна VIII.
Богдо-гэгэн - титул исторического главы
буддистов Монголии.
Известны картины Н.К.Рериха, посвященные этим «Горам пяти богов»:
«Богдо Ула - вход в Ургу» , которая хранится в музее Нью-Йорка и другие.
Рерих был в Урге, где с 1904 года располагалась официальная резиденция Далай-Ламы.
Принимая во внимание тот факт, что Виленская икона называется Остробрамской, а Брама - это не только врата, но и Брахма, по-буддийски, можно высказать предположение, что объединяет табынцев и Хазарскую епархию в Крыму - именно буддизм!
«Острая Брама» соединила воедино Звезду Зари, Богородицу горы Кармель, Богородицу Милосердную Остробрамскую и явление Богородицы с архангелом Михаилом в Северной Испании трижды 18 июня…» (Принцесса Яра монархии «Aurora Borealis» и Милосердная Виленская Богоматерь «Ворот Зари» - Аушрос
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=600 )
Выводы о буддизме, как возможном объединяющем начале, можно распространить и на сохранившихся последователей новгородского буддизма, которые как раз и могли оказаться в районе Табынской крепости в Башкирии. Ведь «калачакру крутили» около Костромы, которую выбрала для себя Федоровская икона Божией Матери, переместившаяся сюда от Нижнего Новгорода, т.е. от Керженца и Светлояра. Да и Костромской Ипатьевский монастырь довольно странный , с той точки зрения, что основан он потомком Чингисхана , ставка которого была , в том числе, и на горе Наран Обо , где упоминаются и уйгуры и монголо-несториане.
Т.е. место, откуда пришли табынцы в Башкирию описывается так:
«Окрестности Улан-Батора не менее занимательны. В 39 км. юго-восточнее столицы, на самом краю утеса, высящегося над красивейшей долиной, расположен монастырь Манзушир (1733 г.).
В селении Дулун-Болдог (70 км. от столицы) находится священное для монголов место - гора Богд-Ул (Богдо-Ула, 2256 м.) - место рождения и отрочества Темучжина (Чингисхана). Здесь воздвигнут памятник великому завоевателю и основателю Монгольской империи, а также создан биосферный заповедник.
Четыре горных пика - Цецегум, Ченгельтел, Сонгино-Хаирхан и Баянсурх, окружающих столицу, считаются святыми местами. Эти огромны пики, заросшие лиственничными лесами и населенные многочисленными дикими животными, являются любимыми местами местных жителей (для посещения региона иностранцами требуется разрешение, которое можно оформить на въезде в Национальный парк Богдыхан (15 км. южнее столицы).
Поблизости раскинулся горный заповедник Богдо-Ула ('Святая гора')…
В 370 км. юго-западнее Улан-Батора находятся руины Каракорума (Хара-Хорин) - столицы монгольской империи ХIII-ХVI веков. Основанный в 1220 г. Чингисханом как столица его огромной империи, Каракорум был достроен его сыном Угедеем
Неподалеку находится первый в Монголии и один из крупнейших средневековых буддийских монастырей планеты - Эрдэне-Зу ('Сотня Сокровищ', 1586 г.)
В степях можно встретить рунические стелы - надгробные памятники тюркским каганам и полководцам (VI-VIII вв.)» («Монголия
http://www.tournavigator.ru/direction/info/dostoprimechatelnosti-mongolia )
Вот это, видимо , и есть та самая таинственная страна «Кара-Табынский ряд», которая упоминается в «Сказании о Табынской иконе Божией Матери и Табынском крае» прот. В.Сергеева
В связи с этим словом Кара и Каракорум упомяну ещё одну общность : это горы Каратау , поскольку есть Сырдарьинский Каратау , Каратау в Крыму и Каратау на Урале . Причем с Сырдарьинским Каратау у Башкирии существует гидродинамическая связь :
«Красная Кама, Красная горка, Красный ключ тоже важные «брэнды» этой местности. Красный ключ (ранее Белый ключ) - карстовый источник один из крупнейших в мире. По величине дебита относится к гигантским и стоит в одном ряду с широко известным источником Воклюз (Франция). Красный ключ представляет собой выход на дневную поверхность р. Яман-Елга, исчезнувшей в предгорьях Каратау. На протяжении 60 км река течет под землей по карстовым каналам (пещерам) и с глубины 38 метров под большим напором пробивается в основании левого склона долины реки Уфы, бассейна реки Кама («Биография . Русь иЛебеди»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=1 ).
Судя по истории Табынской иконы и Табынской крепости , из района Монголии табынцы сначала прибыли на реку Тобол , но из-за усобиц с татарскими ханами переселились в Башкирию.
Более того, при Иване Грозном они приняли русское подданство.
Продолжение по ссылке
http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=698