Ярославовы , Светлояровы раскольники и казаки у места явления «Надежды в конце Мира » -

Apr 06, 2012 08:39


  -  Табынской иконы    Хазарской  епархии в Башкирии (1-1)

© Наталья Чистякова-Ярославова

31 марта-2 апреля  2012   года

Полный  текст с иллюстрациями  по ссылке http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=698

Вторая  Смута  1660-1670 годов    видится  мне не менее  важной  для  понимания истории  России , чем Смута    первая,   якобы ,   завершившаяся    полным      умиротворением  и примирением боярских   кланов  ,  а также  поляков,    после   избрания  первого  царя  третьей династии -  Михаила  Романова.

Началась эта  вторая    Смута  с  Башкирских восстаний  1662-1664 годов,      далее  получила  продолжение в событиях Собора   1666-1667  годов,  где  был  низложен   патриарх  Никон,  ну и,     в   конечном счете,    десятилетие     этих волнений  привело  к    восстанию Степана  Разина,  соратником которого был и есаул Михаил   Ярославов ( «К разговору о казачестве: История гибели разинского есаула Михаила Ярославова близ Свияжских святынь»   http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=566 ) .

Башкирам  не нравилось , что их земли захватывает  шляхта, которую  царь Алексей  Михайлович   переселил в район Уфы ,  в дополнение  к полякам,  оставшимся     здесь  со  времен   московского  императора  Дмитрия Ивановича  , несправедливо   названного Лжедмитрием.

Одновременно   в  годы   никоновских реформ  ,  сюда  же  , локально ,  т.е.    в  несколько  конкретных   населенных пунктов       Башкирии,    начали переселяться  , так  называемые,  нижегородские   кержаки   с реки   Керженец  недалеко от  озера Светлояр,  дно  которого провалилось   вместе  с    градом  Большим  Китежем   при наступлении войск  Батыя.

История  этого  Китежа  ,  которую   должны   хорошо  помнить старообрядцы с Керженца , была такова:

По благословению князя Киевского Михаила Черниговского  князем  Юрием Всеволодовичем  сначала был   основан   Федоровский Городецкий монастырь, а  затем построены   церкви  Марии  Магдалины  в нескольких древних городах… После  малого Китежа (Городца)  князь Юрий Всеволодович отправился в весьма глухой край, где поставил   на берегу озера Светлояр Большой Китеж: «на память святого пророка Иеремии и иже с ним и  на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении»… Вот это и есть  собственно легендарный град Китеж, который одномоментно ушел под воду, когда на город стали наступать орды Батыя. Чудо «провала дна» озера вместе с городом Китежем   приписали Богу Яру. А «Подводный город» СветлоЯр… стали связывать с легендами о Граале, и Камелоте - столице короля Артура…» («Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные, Ч.8»  http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=617 )

Большой  Китеж,   построенный   по благословению Михаила    Черниговского,   стал   «подводным городом»  в ту самую   1238-ю  годину  , когда  Федоровская икона Божией    Матери  из   нижегородского   Малого  Китежа (Городца) защитила  от  войск   Батыя     Кострому и озеро Святое, из которого берет свое  начало река Волга.

Описанная    история    кажется      мистической ,  но  именно этот  мистический опыт  имели те, кто  проживал рядом с озером Светлояр,  что определило их особое отношение  к  религии и возникновение  Светлоярского культа,    основой  которого    послужил «Китежский летописец», памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80-90-е годы XVIII века.

Это особое отношение к   религии  жители   окрестностей  Светлояра и    реки Керженец  передали  своим  потомкам,     исповедующим ,  также как и они , древнее православие, что описано ,  к примеру, в рассказе   «Старый  Керженец»    Зинаиды Гиппиус.

«В далекое Заволжье, за Керженец, к «невидимому граду Китежу» надо поспешать не позже Аграфенина дня, 23 июня. Там, в ночь с 22-го на 23-е, каждый год бывает великое собрание всех староверческих и иных толков. Целую ночь, до рассвета, происходят молебствия и собеседования - на холмах лесистых, по берегу озера Светлояра. Народу собирается тысячи. Ездят и православные миссионеры - священники из Нижнего…»

Вот  именно   этими  староверами и  старообрядцами,  прежде всего,  с реки  Керженец ,  более известными,  как  кержаки,  не была  принята    Никоновская реформа  и по этой  причине   многие из них  уезжали  от  преследований в  Башкирию.

И не просто  в  Башкирию,   а  в  окрестности Табынской  крепости,     получившей  название от Табынской  иконы  Божией  Матери ,   считающейся   одной из самых   загадочных, если не самой  загадочной  иконой  России.

Некоторые исследователи   находят  даже  «связь уральских раскольников с казаками Табынской крепости, утверждая, что именно от них распространялся церковный раскол во всем Оренбургском крае».

Причем  этот раскол был  между  последователями Нила  Сорского (Майкова) - ученика   Паисия (Ярославова)  и Иосифа   Волоцкого   Волоколамского  . А      «соль   раскола»   была  в  разном понимании  сути монашества.

В этом смысле,   символично    «примирение»    между Волоцкими и Ярославовыми,    в виде   дарения   табакерки      Федосье  Степановне Ярославовой   от  Бориса   Алексеевича  Волоцкого   («Федосья Ярославова и ее Архангельское: Некоторые сведения к родословию вологодских помещиков Ярославовых»  http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=683 ). Но это  было уже в конце  XVIII  веке.

Сама  же история    раскола «переехавшего» на  Урал  описывается так:

« И когда  1871 году Табынская икона впервые с разрешения Святейшего Синода была принесена в г.Уральск. Было замечено, что раскольники, ранее не посещавшие православные церкви стали ходить к богослужению, и принимать св. икону в свои дома.

На Урале, очень распространены различного рода секты. Но почти все они почитают Табынскую икону:

Причем известно, что Матерь Божия помогала не только христианам, но и мусульманам.

Они в большинстве своем очень чтили Ее, называя иногда «Русский Бог» («Табынская икона  Божией  Матери». В.Сергеев. http://www.orthodox.cn/saints/2004historytabynicon_ru.htm )

Вот     это  предпочтение, которое отдают   Табынской   иконе старообрядцы и  староверы   -   выходцы  из окрестности озера Светлояр и  реки Керженец, также как и   казаки , имеет  огромное  значение     ещё   и по той   причине  что:

«Табынской иконе в конце мира надлежит сыграть особую всемирную роль. Именно поэтому в акафисте  этой иконе  будущий митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) , многими верующими почитаемый как святой старец, написал «Радуйся, Похвало Табынская и всего мира Надеждо и Утешение»...

Митрополитом  Ленинградским и   Ладожским Иоанн (Снычев)  был    с   20 июля  1990  года.   А   через пять лет :   2 ноября 1995 года  он  скончался на банкете в честь 5-летия банка «Санкт-Петербург» в гостинице «Северная корона» в Санкт-Петербурге.  Т.е.   он  ушел из жизни   почти в один  день с  днем рождения   Великой  княгини  Елизаветы Федоровны Романовой,   вместе  с  гробом   которой  Табынскую икону  вывозили из России через Китай,   в  годы  революции.   Считается  , что   именно в      эти  первые  ноябрьские дни  души лебедей   проведают мир  живых.

Иногда  Табынскую икону  Божией  Матери называют  Казанской (Табынской) , но она   имеет  отличие во  многих деталях.    К  примеру,  Богоматерь касается  волосами   головы своего сына, тогда    как  на Казанской  этого нет.

«Табынская икона обладает немалым количеством иконографических деталей отсутствующих в Казанском образе. Она имеет и несколько иной живописный характер. Все это, позволяет утверждать, что Табынская не является списком с Казанской иконы, а только подобна ей.

Появление Табынской иконы, возможно, было таким:

В Хазарской епархии была когда-то икона Божией Матери подобного иконографического типа, и она, вероятнее всего была чудотворной.

А иконы Казанская и Табынская есть списки с нее (!)  »

Информация о том, что Казанская и  Табынская икона  имели общий первоисточник  в  Хазарской    епархии,   является  весьма   значимой   для  понимания  того,   почему именно на эту  икону  возложены   «Надежда  в конце Мира».

Столь же  важным  является и тот  факт , что   Табынскую  икону   считают      подобной   древней святыне Москвы -  Иверской иконе, поскольку  она  имеет  византийский характер письма и  слишком темный желто-коричневый тон красок.

Надо  сказать, что в самой  Абхазии Иверскую икону  считают  нерукотворным    Анакопийским образом ( «Абхазия - Апостольский удел Богородицы, Львы Северной Венеции и тайное евангелие Святого Марка»  http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=614).

Не столь  давно я упоминала  Иверскую  икону    Божией  Матери,  обнаружив  удивившую меня  связь    «арланской  топонимики» , в частности , тех     мест  , где    Ярославовы  проживали    в Башкирии -  с  Абхазией  ,  с   Иверской  горой  в ней и Новым Афоном ( «Ярославовы, башкирская ветка: Белое озеро, Урал, Тюмень, Санкт-Петербург, Франция»  http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=454 ).

Наряду    с «абхазской  топонимикой» в  Башкирии я выделила  и  тот факт, что Иверская икона    связана с   историей   храма  Рождества Иоанна  Предтечи на  Пресне ,  в  стену  которого вмурованы     две  закладные  доски  супругов Ярославовых,   вместе  с закладной  доской  грузинского  владыки   Романа  Эристави  («Последние президентские выборы России? … Что скажет «Великий Могол»? Ч.4» http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=697 )

Причем «в  начале  XVIII   века   этот  Предтеченский    храм на Пресне   являлся  даже  церковно-административным центром  грузинских приходов в  России  и, возможно, имел  статус  подворья  Грузинской  Православной церкви   в Москве» («Храм  Рождества  святого Иоанна  Предтечи на Пресне», Матюшин С.И. Скоробогачева Е.А.)

В  2004  году  была  издана  «История Табынской иконы  и всего Табынского края»,    по благословению Высокопреосвященнейшего   Никона, архиепископа Уфимского и Стерлитамакского,     которая  начинается  со следующих слов :

«Табынская икона Божией Матери - главная святыня верующих людей Южного Урала и Оренбуржья. Мы представляем историю нашей чудотворной иконы, где постарались собрать воедино известные свидетельства о ней. Исследование продолжалось в течение последних 10 лет, и было предпринятого по благословению духовных отцов схиархимандрита Серафима (Томина) и архимандрита Пантелеимона»

Святогорец  Серафим   (Томин),  упомянутый  архиепископом  Уфимским   и Стерлитамакским    - это    известный афонец. Он   поступил на Афон иеродиаконом (Мисаил). Затем в 1987 на Афоне возведен в сан схиархимандрита, как управляющий монастыря.   Причем    на горе Афон ,  как   я  поняла,  он  появился  ещё  мальчиком  в  1937 году.

После     Афона   , волею  судьбы,   Святогорец Серафим   оказался   в Оренбурге,  где  основал Свято Андреевский  монастырь   по  афонскому  уставу (  «У Святогорца  Серафима» http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=32&article=10262 ).

И вот  этот афонский  старец     о.Серафим ,  долгое время  проживший на  Афоне,  а затем  в Оренбурге,  где на  Табынскую   икону    ежегодно «одевают корону»,  не  только проявил инициативу   к  поиску  всех  деталей  из  истории  этого Табынского   списка иконы   Хазарской   епархии , но и   неоднократно лично   отредактировал  сам текст  «Истории» . При этом   «Свои слова он клятвенно утверждал, свидетельствуя своею иноческою совестью. Это предание было выпущено через 3 года в 1997 году в виде «Сказания» к Акафисту»

Т.е.  цитируемые  мною сведения о  Табынской иконе     Божией  Матери    - авторитетны и  многократно  перепроверены  Святогорцем Серафимом.

Согласно  созданной  по его инициативе истории  Табынской  иконы ,  найдена она  была    на огромном  «Белом  камне» высотой   3 метра   у  слияния (стока)  двух  рек:Усолье и Коренной .

«Сказание» удостоверяет», что Табынскую  икону  после того   как    особое почитание  к   ней проявил ,      в то время   казанский  архиепископ       Ермоген -будущий патриарх  Всея  Руси,    пытались оставить или в Казани или в Уфе, но Божия Матерь сама избрала удел,  она вновь явилась там же на камне. Может быть, поэтому в народе ее называли еще «явленной», как бы выделяя, что она много раз являлась на избранном Богоматерью месте»

Т.е.   это  ещё  одна   «икона    на Камне»!

Вместе с    иконой   , проявившейся на камне, близ собора  Пантелеймона  Целителя  на Новом Афоне  и   Смоленской    Бугабашской  иконой, проявившейся   после того, как камень был  омыт  в источнике Божией  Матери , близ  церкви  святой  Троицы с приделом Св. Екатерины в башкирском  селе   Николо-Березовка (  «Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», Ч.2»  http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=563 )

И многократно «являясь на  Камне»,  Табынская  икона   неоднократно   делала  этот акцент.

Второе название  камня, на котором   была явлена   Табынская  икона  - «Попов  Камень».

Возможно  это    тот самый  поп Иона   , которому  царь  Федор  Иоаннович   после  разграбления  Табынской крепости Кучумом и  башкирами, поручил    инвентаризировать   оставшееся   имущество Вознесенской пустыни:

«А того ради царь и великий князь Федор Иоаннович всея Русии самодержец указал тебе старцу Ионе, не могшав ехати в Уфимский уезд, в Вознесенскую пустынь Ногайской дороги, что башкирцами сожжена, а братия разсеяна..., а того ради тебе старцу Ионе, будучи в той пустыне Вознесенской, всякое церковное имущество, утварь, какая если осталась или разграблена башкирцами, равно колокола все то переписати…со тщанием и нам о всем том Великому Государю царю всея Русии и самодержцу сказку за твоим и строителя черного попа подписом подать на Москве в патриарш приказ»

Причем у  автора    Сказания   о    Табынской  иконе, также   как и у меня , сложилось впечатление, что речь идет о   Ионе Пошехонце, который  наряду с Табынской крепостью отметился: в     Пошехонье, возможно,   «приложив руку»  к  созданию  там Адриановой пустыни; а также -  в  с .Николо-Березовка , где строил пещерную церковь  «Преображения Господня и св. Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев», и в  Верхотурье - церковь Николая  Чудотворца.

Я  писала   об Ионе  Пошехонце    в  седьмой  главе   статьи:  « Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави) » http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=669     следующее:

«Одновременно, некими таинственными и объединяющими фигурами являются «Уединенные Пошехонцы» из школы «Кирилловских святых», в частности, Адриан Пошехонец и черноризец Иона Пошехонец, которого, как это видится, можно отождествить с черноризцем Бестужем (Безтужем) из рода Плещеевых.

Мистический старец Иона Пошехонец известен в связи со строительством церквей в Пошехонье, Николо-Березовке и Верхотурье.

В частности, в статье «Пошехонье и Верхотурье - невидимая связь» её автор Валерий Карсаков пишет:

«В житии преподобного Адриана Пошехонского упоминается Свято-Троицкая Ионина пустынь, которая располагалась на излучине рек Соги, Согожи и Петромы (т.е там где стоит сейчас в Пошехонье Троицкая церковь «иже под колоколы»). Основал ее старец Иона, прозванный «Пошехонец». Позже он стал основателем Никольского монастыря в Верхотурье. Блаженный Иона был современником святого Адриана Пошехонского, но пришел в Пошехонье раньше».

Этот  Адрианов монастырь позже называли  Северным Афоном.

Само  же   Пошехонье   , город пяти рек,  - это бывшее село  Белое, что   напоминает о     Белом следе и о Белом камне, на котором была явлена   Табынская  икона  Божией матери  уже в Башкирии.

При этом ,  Белый  след  -  « это и Белая «сторожевая» гора близ Бирска. Это и название Астрахани - Белый город

….

Изучая  историю Ионы  Пошехонца,   я также высказала гипотезу  о  «предполагаемой принадлежности    Иоанны Пошехонца к Рыцарям Гроба Господня, на что   указывал  факт паломничества «дорогами Уединенного Пошехонца» Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой - супруги Рыцаря Гроба Господня Великого князя Сергея Александровича Романова».

История  Табынской   иконы   «Ходатаицы Неба»   и  «Хадатаицы мира»,  как  уже  ясно , оказалась связанной  с историей   Великой княгини  Елизаветы Федоровны ,  похороненной  в церкви  Марии Магдалины в  Гефсимании .

А сама  Великая  княгиня  Елизавета     что-то  искала по следу      «Уединенного Инока  Пошехонца»

Продолжение по ссылке http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=698

Previous post Next post
Up