- Табынской иконы Хазарской епархии в Башкирии
© Наталья Чистякова-Ярославова
31 марта-2 апреля 2012 года
Полный текст с иллюстрациями по ссылке
http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=698 Через четыре года после того, как пала Казань в 1552 году , т.е. в 1556 году, вождь табынцев Курпяс-бий ездил к «Белому царю» (Ивану Грозному) и к России добровольно, среди прочих присоединился род Табын»
В 1574 году основатель Уфы - воевода Иван Нагой - потомок княгини Ярославы Ярославiвой, родившийся в Переславле-Залесском , послал вверх по р.Белой экспедицию казаков. Примерно в 90 верстах от Уфы казаки наткнулись на странный приток Белой с солоноватой и тяжелой водой.
Здесь были ими открыты лечебные источники и основано солеварное производство.
«А у горы Воскресенки в период от 1574 по 1586 годы, вероятнее всего, действительно был построен Табынский острог (крепость на Белой Воложке). Необходимость скорейшего возведения Табынского острога диктовалась тем, что здесь проходила дорога через Урал в Сибирь».
Это строительство при царе Федоре Иоановиче вызвало возмущение ногайского хана Уруса , который в переписке с царем Федором от 1586 года возмущался, угрожая войной:
«…ты на четырех местах хочешь городы ставити: на Уфе ( основание острога в 1574 году), на Увеке (построена крепость Саратов в 1590г.) да на Самаре (построена крепость в 1586г.) да на Белой Воложке (река Белая острог Табынск 1574г.). А теми месты твои деды и отцы владели ли? Поставили же городы для лиха и не дружбы…впред не быти…».
Здесь же , около Табынского острога была основана и Вознесенская пустынь.
Вот этот первый Табынский острог Кучум и разрушил. А опись оставшегося имущества делал старец Иона , вероятно, Пошехонец , что и описано выше.
Именно в этих местах, где обосновался табынской род в Башкирии, как раз и было первое явление Табынской иконы Божией Матери.
«Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего, между 1594 и 1597 годом. Предание гласит: Иеродиакон Амвросий шел вечером с сенокоса. И проходя мимо соленого источника, услышал голос «Возьми Мою икону»…
Я исхожу из того , что и имя Амвросий здесь имеет значение, потому что мне уже приходилось уделять ему внимание в ходе работы над статьей « Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави) »
В конечном счете, это имя привело меня к Амвросию Медиоланскому - святому покровителю города Милана, о чем я писала в статье : «Франция: лунинский «Лжедмитрий» и биография Святого томского старца Федора Уварова - сына Натальи Ярославовой (Уваровой), как считают историки»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=680 «Святым покровителем города Милана, откуда иеромонах Амвросий привез частичку мощей святых Адриана и Натальи, является миланский епископ IV века Амвросий Медиоланский…. Авторитет Амвросия в те времена был настолько велик, что он оказывал влияние даже на политику императора Феодосия Великого. А спустя 1000 лет, в 1447-1450 гг была даже создана Золотая Амброзианская республика с центром в Милане, названная в честь святого Амвросия. И хотя в начале 1450 года Франческо Сфорца, зятю Висконти, удалось восстановить Миланское герцогство сам факт существования Золотой Амброзианской республики, посвященной святому Амвросию, вошел в историю
Считается, что именно во времена святого Амвросия Медиоланского была возведена древняя базилика Сан-Лоренцо-Маджоре (Св.Лаврентия)…А в алтаре капеллы св.Ипполита хранятся мощи святой Натальи - мученицы, супруги св.Адриана, пострадавшей в начале IV века »
Т.е. имена Амвросий, Наталья и Адриан связаны и все это имеет отношение к истории рода Великих.
А этот род Великих обозначался и на Востоке, в частности, в лице Ашоки Великого - правителя империи Мауриев , у которого буддизм был если не официальной религией, то близко к этому . К тому же он исповедовал единоверие и запрещал жертвоприношения, против которых позже выступил святой воин Федор Тирон - покровитель Венеции («Последние президентские выборы России? … Что скажет «Великий Могол»? Ч.1»
http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=687 )
Напомню , что восстановление истории Табынской иконы Божией Матери благословил не кто-либо, а афонский старец Святогорец Серафим из Свято-Адриановой пустыни Оренбурга. И вместе с этим Иона Пошехонец указал Адриану Пошехонцу место для нового Удела Божией матери в Пошехонье - городе пяти рек. Сейчас там мужской монастырь , но есть церковь во имя святых Адриана и Наталии с приделом во имя преподобного Михаила Малеина - основателя сети афонских монастырей
Т.е. город Пошехонье делает повторный акцент на пятерке, Наталье и Адриане.
А в контексте истории Табынской иконы Божией Матери - это ещё и «пять божественных гор» Богдо-Ула , откуда табынцы прибыли в Башкирию.
Хотя для меня число пять - это ещё и число архангела Уриила («Архангел Уриил»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=355 )
Урий ,Юрий, Ярий, Георгий , Уар
Ведь и Китежи основал князь Юрий (Георгий) Всеволодович.
Интересно, что из всех женских имен в топонимике Башкирии присутствует только имя Наталья - «в лице» Натальевки. Подобная же Натальевка есть и в Украине.
Замечу , что в Башкирии были и Париж , и Берлин, потому что один из её руководителей однажды отдавал приказ о переименовании башкирских населенных пунктов в честь известных в мире городов. Но это было уже много позже явления Табынской иконы Божией Матери.
Табынский образ Божией матери коронованный !
Т.е. Богоматерь в короне! Это тема Коронации Богоматери, после её Успения, погребения и Вознесения. Коронация Девы Марии у католиков отмечается 22 августа («Коронование Богоматери» , по новому стилю это 4 сентября
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8 ) .
Православные в настоящее время не отмечают Коронацию Богоматери.
Более того, корону Табынская икона Божией Матери «носит» не всегда.
«Обычно изображаемые камни, лучезарный вид нимба и корона - это элементы особо торжественной золотой ризы , хранившейся в Оренбургском женском монастыре и одеваемой только при внесении ее в Оренбург. Повседневно же, икона укрыта серебряно-позлащенной ризой из Табынска, без короны и с круглым нимбом» .
Т.е. в корону икону одевали Оренбургские казаки или иначе Яицкие казаки!
Однако , при этом, один из древних списков Табынской иконы описывается следующим образом:
«Сама икона очень темна, вся написана в очень темном коричневом цвете. И это не тень веков, хотя датируется икона 18 веком. Возможно, так выглядит и оригинал. Икона изображена очень просто, без излишеств. Отсутствуют камни. А нимб изображен все-таки с лучами и с короной, как обычно изображается Табынская икона»
Видимо , в зависимости от того, кто и как понимал эту икону было много дискуссий о том: когда и где Табынская Богоматерь должна быть в короне, и какой день для неё главный: 22 сентября - Рождество Богородицы или все-таки 8 сентября - день Софии Премудрости Божией, Владимирской иконы Божией Матери и день св. Натальи.
Так или иначе , но корона была и на печати казаков Табынской крепости, в окрестности которой как раз и селились старообрядцы, староверы, рудознатцы , казаки и кержаки со Светлояра.
Вероятно поэтому, недалеко от Табынской крепости возникло село Ярославка (Ярославское) связанное с историей Ярославовых, а также деревня Ярославовой близ Бирска.
Как уже ясно, Табынская икона Божией Матери - это главная икона оренбургских казаков, к которым можно отнести и есаула Ярославова - соратника Разина. Он , как это пока видится , был первым Ярославовым , прибывшим в район Уфы и Оренбурга.
Другие Ярославовы могли появиться в Башкирии вместе с кержаками либо
вместе с Оренбургской экспедицией известного географа и картографа И.К.Кириллова - «птенца гнезда Петрова» и соратника О.И.Остермана, вотчинником которого был Федор Ярославов - отец Т.Ф.Ярославовой, дед Алексея и Михаила Орловых. И это были не единственные Ярославовы, и князья Ярославовы в Рязани.
И.К.Кириллов долго искал священника в свою экспедицию , возможно потому что он и сам происходил из «священнических детей». Первоначально этим священником должен был быть Михаила Ломоносов, но поскольку его сведения о дворянском происхождении оказались не верными , то были выбраны несколько достойных учащихся Славяно-греко-латинской академии. Принимая во внимание тот факт , что у моего прадеда Василия Симеоновича была «двойная фамилия» Ярославов-Кириллов, можно предположить, что и его предок был среди этих учащихся, особенно с учетом того, что славяно-латинские академии в Украине создавались князем Острожским - мужем Тышкевич -Ярославовой. А в России - выходцем из Украины патриархом Иоакимом , основавшим храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в стене которого вмурованы две закладные доски Григория Кирилловича Ярославов и его жены , указывающие на их «родство» с главным казацким Межигорским монастырем в Вышгороде, откуда Андрей Боголюбский вывез будущую Владимирскую икону Божией Матери.
Т.е. «Ярославов - Кириллов» могло указывать на след «Кирилловской экспедиции» и потомков тех, кто прибыл вместе с И.К.Кирилловым.
Тем более, в ветке башкирских Ярославовых, живших около Бирска и Николо-Березовки - много горных геологов и горных инженеров. А И.К.Кириллов изучал полезные ископаемые Башкирии («Горный геолог Борис Романович Ярославов и староверы - собственники российских приисков : какая «горная тайна» их роднит ?»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=639 )
Продолжение следует
http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=700