Когда уезжает последний еврей, его приходят провожать... 40 евреев, или Биробиджан

Aug 15, 2017 20:18

Ещё народы Даль. Востока

Земля обетованная: рабочий прототип
Еврейская автономная область, Биробиджан / Ракурсы / август, 2011

Во всей Еврейской автономной области евреев меньше, чем даже в соседнем Хабаровске. ©Ещё евреи в регионах России и ещё Биробиджан



Биробиджан. Скрипач на Театральной площади
Но в Биробиджане немногочисленные дети Сиона не растеряли своих славных традиций.- Помидоры, фаршированные коноплей! Покупайте помидоры с коноплей!

- Отличные помидорчики, молодой человек! Я у нее вчера пробовала, так полдня проспала. Уж больно конопля ядреная…




2. Биробиджан. Менора на привокзальной площади
Знакомство с Биробиджаном, столицей Еврейской автономной области, лучше всего начинать с рынка. Здесь и без слова «Шолом» над входом понятно - приобретя повышенную морозоустойчивость, дети Сиона не растеряли своих славных традиций.

- Одну помидорку покупать нельзя - примета плохая. Две? Ну что вы, столько цветов покойнику кладут. Вот три - это другое дело!



3. Биробиджан. Памятник первым переселенцам на привокзальной площади
Биробиджан - удивительное место еврейского нееврейства. Несмотря на малое число оставшихся иудеев, дальнобойщики именуют евреями всех поголовно обитателей области, включая дюжих белобрысых потомков забайкальских казаков. И не без оснований: многие из официально русских - потомки смешанных браков.

Уже на вокзале гостей встречают название города на идише и огромная менора. Параллельно улице Ленина идет еще более оживленная улица Шолом-Алейхема с памятником этому певцу местечкового еврейства. Повсюду - магазинчики с названиями “Цимес” и “Бридер”. Однако еврейскую кухню здесь можно попробовать только в одном ресторане и лишь по предварительному заказу, в отличие от арабской шаурмы и свинины по-китайски. В соседнем Хабаровске евреев больше, чем во всей автономии с ее милой, но довольно провинциальной столицей.



4. Чудо-хрустяшка ИП Кривенко
- Остались ли здесь евреи? Здесь остался как минимум я! - с характерным акцентом сообщает улыбчивый рыжий бородач, охранник синагоги. - Моих предков сюда когда-то с Украины выселили. Давно это было, мы уже успели приспособиться. Ни в какой Израиль переезжать не хочу. Я тут раньше в пекарне, где еврейские лепешки делают, кошерность контролировал. Там ведь каждое яйцо надо разбивать отдельно - проверять, чтоб без крови. Окажется с зародышем - выбрасываешь и всю тарелку моешь. Печку включаешь - молитву нужно прочесть, чтобы все по кашруту было. Поработал я так на общественных началах, а потом говорю - деньги пора бы платить. Но эти гои, знаешь, такие скупые! Нашли себе какого-то сомнительного еврея, чтобы все дешево да по-быстрому, а с ним лепешки совсем испортились. Даже по вкусу уже не то. На евреях и на муке с яйцами экономить нельзя!



5. Биробиджан. Памятник первым переселенцам
…Переселение евреев в Биробиджан началось в 1928 году. Грамотно проведенная кампания дальневосточной земли обетованной улучшила бы имидж СССР на Западе, да и международные еврейские организации могли выделить под «биробиджанский проект» немало денег.

Колонисты начали прибывать со всего Союза и даже из-за рубежа - из Палестины, Франции, США… 20 августа 1930 года ЦИК РСФСР принял постановление «Об образовании в составе Дальневосточного края Биро-Биджанского национального района». Однако большинство «заграничных» местного климата и трудностей обустройства не вынесли и вскоре вернулись восвояси. За первые шесть лет в район прибыло 19 635 евреев, а уехало 11 450.



6. Биробиджан. Памятник Шолом-Алейхему
Оставшиеся с 7 мая 1934 года официально стали жителями Еврейской автономной области. Идиш обрел официальные права наравне с русским языком, повсюду появились вывески с загадочными еврейскими буквами.

Но уже к концу 1930-х поток переселенцев практически иссяк. Тех, кого не изгнали климат, комарье и прочие передряги, добили репрессиями. К примеру, из двенадцати членов президиума 2-го Областного съезда, который состоялся в 1936 году, расстреляны были одиннадцать.



7. Биробиджан. Городской рынок
Некоторое оживление возникло после войны: тогда число евреев в области достигло своего максимума, около 30 тысяч человек. Но на смену политическим гонениям пришли религиозные. В 1949 году в Биробиджане были арестованы все евреи, собравшиеся в синагоге на празднование Рош а-Шана, а раввина приговорили к расстрелу.

В 1958 году Хрущев официально признал провал эксперимента, заявив газете «Ле Фигаро», что это произошло из-за нелюбви евреев к коллективному труду и групповой дисциплине. Почему эти губительные качества не спешили проявляться в молодом государстве Израиль, он не объяснил.



8. Биробиджан
Туда, в окрепший Израиль, эмигрировало большинство биробиджанцев после падения «железного занавеса». Некоторым пришлось бросить квартиры с имуществом и уехать, подобно героям скульптуры у городского вокзала - бородачу в картузе и его усталой жене, везущим в телеге одинокий самовар. Соседи-китайцы, подарившие Биробиджану его самый фотографируемый памятник, идею в целом передали верно.

Только у покидавших ЕАО советских евреев вместо ледащей лошаденки был знаменитый «жидовоз», уносивший их через Вену в Страну Обетованную. Благо жилье там предоставляла новая родина, а к израильскому климату биробиджанцам не привыкать - летом здесь тоже жара под 40 градусов. Правда, зимой - те же градусы, только с минусом.



9. Биробиджан
Сегодня евреев в области около 1%, в Биробиджане - около 4%. Даже городская синагога сейчас без раввина - предыдущий, когда его дети подросли, решил переселиться в другой город, где детям проще получить образование, а новый пока не выучился. Вот и получается, что служба раввина в Биробиджане коротка - промежуток между тем, как он сделает тут первых детей, и временем, когда они подрастут для школы.



10. Биробиджан. Привокзальная площадь
К сожалению, еврейский культурный центр с двусмысленным названием «Фрейд» унаследовал со времен сталинских гонений такую привычку к скрытности, что даже моя журналистская сноровка оказалась бессильной. Хотя трюк старый, как мир: на дверях (вероятно, для настырных гоев и потенциальных террористов) висело объявление, что экскурсия по музею синагоги начинается в 14.00, тогда как в действительности хитрые иудеи отпирали ее ненадолго в 10 часов утра, для молитвы. После этого проникнуть туда было не проще, чем в Форт Нокс, а интервью местная руководительница давать отказалась наотрез - дескать, подлые журналюги потом все переврут, поэтому лучше молчать, как Мальчиш Кибальчиш на приеме у Фрейда.



11. Биробиджан. Синагога
Окажетесь в Биробиджане - не удивляйтесь этим фрейдистским штучкам. Ведь все мы знаем, что подлинный еврейский культурный центр - это городской рынок. Идите лучше туда, там весело. Особенно после помидоров с коноплей.

Текст и фото: Владимир Севриновский
«Страна.Ru», 19 августа 2011Из комментариев...

Александр Далла пишет: - Жил я в Биробиджане 13 лет, с 1990 по 2002 год. Очень своеобразное место, где действовал девиз "Евреем можешь ты не быть, но по еврейски жить обязан!" :-) А чего стоят не евреи, разговаривающие с еврейским акцентом? Вспоминаю это время с теплом. Красивая природа, уютный городок, куча друзей, приятелей и знакомых. Вспомнил мой разговор с Тойтманом Львом Григорьевичем (светлая ему память!) во дворе дома где мы жили - он в крайнем подъезде, а я в середине: - Лев Григорьевич, что же это евреи уезжают? Так ведь ни одного и не останется! - А ты знаешь что бывает, когда уезжает последний еврей? - Не знаю, и что? - Когда уезжает последний еврей, его приходят провожать 40 евреев! После отъезда из Биробиджана два раза ездил туда и надеюсь ещё съезжу. Это один из моих любимых городов!

20-й век, иудаизм, антисемитизм и сионизм, менталитет, миграция и беженцы, биробиджан, скульптура, провинция, репрессии и цензура, храмы и монастыри, регионы, еда, культура, ссср, мнения и аналитика, памятники и достопримечательности, общество и население, евреи, нравы и мораль, религии, города и сёла, история, дальний восток, музеи и выставки, фото и картинки, традиции, народы, израиль, торговля и рынки, россия

Previous post Next post
Up