Разноликая Россия: чуваши

Aug 21, 2016 20:00

Ещё народы Поволжья

Страна трёх солнц
Многоликая Россия: заметки о чувашском народе

Жили-были волжские булгары - таинственное смелое племя, следы которого обнаруживаются далеко от Волги, в центре Азии, откуда, видимо, они и принесли в Среднее Поволжье прототюркский язык. ©Ещё из «Разноликой России»



Затем большая часть булгар, жившая на левом берегу Волги, выкристаллизовалась в две нации - татары и башкиры - и приняла ислам. Чуваши, которые предпочли пересечь водную преграду, осели на правобережье Волги и стали впоследствии, в основном, православными христианами (есть и чуваши-мусульмане), хотя и сохранили почтение к древним верованиям. А еще одна часть булгар - видимо, у них был молодой отчаянный вождь - умчалась к Черному морю, где и дала имя славянской нации...Процесс передвижения, оседания, смешивания народностей длился, конечно, веками. Давно это было. Но в Поволжье, дай волю защитникам чистоты и высоты разных наций, родившихся от одного древнего предка, разгорятся не только диспуты: предпосылки к этому есть. Лишь составление точной и общедоступной генетической карты населения Европы могло бы внести ясность в эту сложнейшую картину. Но до этого, похоже, пока далеко.

Чуваши же не довольствуются только всеобщей историей, у них есть своя, легендарная. На родном языке, прямом потомке булгарского (а братьями булгарского были, между прочим, исчезнувшие хазарский язык и язык гуннов), чуваши веками рассказывали детям предания, а в наше время включили изобразительные элементы эпоса в герб и флаг Чувашской Республики. На них изображено древо жизни (конечно, мощный дуб), ветви которого тянутся к трем солнцам - восьмиконечным золотым звездочкам. Солнце - это понятно. Оно всем народам Земли дарит жизнь, здоровье, благополучие. Но почему сразу к трем?

А вот это уже интересно.

Троекратное повторение солнца - не случайный элемент древнечувашской символики. Оно означает чувашское народное понятие «Пулна. Пур. Пулатпар» («Были. Есть. Будем»).
Расшифровать можно так: чуваши уважают прошлое и себя в нем, заявляют об уверенности в себе в настоящем и с оптимизмом смотрят в будущее. Отличный девиз для целой нации, тем более не гигантской по численности. Но и не малой. Более полутора миллионов чувашей живут компактно в Чувашской Республике и проживают в других регионах России и мира, что также отражено в символике флага. Вообще сакральность, память о духовных корнях, свойственна чувашам даже в быту. Всего каких-нибудь 30 лет назад социологи обследовали местное население на предмет владения ремеслами. Так вот: приемами народной вышивки владела тогда добрая половина чувашек. А вышивка у них богатая, разнообразная и «говорящая»: что ни узор - то важный символ.

Чуваши любят жить и трудиться вместе, например, в строительной бригаде, что удесятеряет их трудолюбие и умение мастерить, делать что-то своими руками. Множество их работают летом и зимой едва ли не по всей России: труд свой ценят недешево, но строят добротно.

И, тем не менее, - до 75 процентов мяса и молока производится в Чувашской Республике вовсе не в коллективных, а в личных подсобных хозяйствах крестьян, да и овощей с картофелем - столько же, если не больше.

Конечно, сейчас в республике основное внимание уделяется сохранению промышленности, особенно химической - и гордости, и проблеме Чувашии. Считается развитым все сельское хозяйство республики: все-таки не так сильно, как по некоторым соседям, ударили по нему недавние наши «реформы», а вот, поди ж ты, - три четверти его продукции производят всё же «единоличники». Многим их коллегам, а также фермерам из других регионов России мешает работать отсутствие хороших дорог: молоко скисает, пока довезешь.

Но с этой общероссийской бедой Чувашия успешно справилась. За время правления первого президента Чувашской Республики, известного российского политика, чуваша по национальности Николая Федорова хорошие дороги были проложены до каждой деревни.
На всякий случай спросила одного знакомого чувашского строителя: «Правда? Так и есть? Не только до крупных сел, а даже до малых деревень он трассы проложил?» «Так, да не так, - ответил строитель. - Если точно - до каждой фермы».

Пищу чуваши предпочитают естественную и здоровую. Ими придумано много каш, а также простых, но вкусных пирогов, кисели часто варят, в том числе, - редкий овсяный. Из напитков этот народ предпочитает молочные и пиво домашнего приготовления. Я пробовала его в одном сельском доме. Пиво слабенькое, особо не развеселишься, но мне объяснили: это для повседневного употребления, вот если бы вы свадьбу здесь застали - тогда другое дело. Попробовать «казенное» пиво мне удалось потом на Чебоксарском пивоваренном комбинате, куда я приезжала в командировку по проблемам пивоварения от центральной газеты, а также в одном из красивых питейных заведений чувашской столицы с крепкими деревянными столами и красивыми кружками.

Надо сказать, что деревенский пейзаж Чувашии всегда сильно отличался от соответствующих пространств сопредельных областей и республик: в нем преобладали вертикали. Разумеется, ни скал, ни небоскребов в чувашских селах нет. Но почему торчат из земли какие-то длинные жерди, где деревянные, где бетонные, а летом качаются между ними под ветром ярко-зеленые солнечные гардины? Что это? А это большие и маленькие плантации хмеля на шпалерах.

Хмельники - чудо Чувашии, а пиво - национальный напиток чувашей.

Дикий хмель в средней полосе видели все, кто любит лес. Это активное растение длиной до семи метров оплетает за лето все, что встретится на пути: заборы, деревья, постройки на дачных участках, любые столбы - лишь бы оказаться поближе к солнцу. Много веков назад европейцы, варившие пиво, обнаружили, что женские цветы хмеля - изящные шишечки могут стать естественной защитой напитка от скисания и порчи, к тому же шишки придавали пиву его особенный великолепный вкус. Народы стали специально выращивать хмель, выводить новые сорта, а чуваши-то всю свою историю хмель культивировали. Есть даже мнение, что само имя этого растения на многих европейских языках, в том числе на очень важном для науки латинском языке - хумулюс люпулюс - восходит к названию хмеля по-чувашски.

В Чувашии издавна называли хмель «зеленым золотом». Стилизованные листья хмеля включены даже в герб Чувашской Республики. Здесь производили львиную долю всего хмеля в большой стране, который шел как в пивоварение, так и на нужды фармацевтической промышленности.
Сердечные и успокаивающие препараты, содержащие природные компоненты, выпускаются, как правило, с участием шишечек хмеля. В Чувашии в 1990-м году был даже открыт Всероссийский институт хмелеводства. И надо же было такому случиться, что он был открыт на закате социализма и советской власти. Через год-полтора непродуманных «реформ» в России были созданы все предпосылки к тому, чтобы извне, из зарубежной Европы и зарубежной же Азии, хлынули в незащищенную державу потоки дешевых промышленных товаров и продуктов, различных составляющих отечественной продукции, которые захлестнули наше собственное производство. Вдруг выяснилось, что чувашский хмель, разумеется, добротный и вкусный, выпускается за ворота хмелефабрик «не тем форматом» - прессованный, тогда как чешский и немецкий, например, идет в гранулах, к которым приспособлено современное производство пива. И прочая, прочая. Из названия института выкинули слово «всероссийский», он стал просто НИПТИХом, а в 2010-м году его и вовсе ликвидировали, так что институт хмелеводства проработал ровно 20 лет. В его фондах остался генофонд более 250 разных сортов, в том числе, новых, выведенных и районированных здесь. Были митинги, протесты ученых против закрытия, но все впустую.

Вот почему так порадовала меня опубликованная прошлой осенью в чувашской прессе заметка о том, что хмелеводство как таковое в Чувашии все-таки живо: «Есть в Цивильском районе сразу за городом место, где хмельники стоят зеленой стеной. На шпалерах созрели крупные шишки. Как не заглянуть на ухоженные и ровные плантации, которые так и притягивают взгляд! Тем более посадки хмеля сегодня редкость. А на землях Чувашского научно-исследовательского института сельского хозяйства - всё так же, как и много лет назад… Старший научный сотрудник группы агротехники хмеля Анатолий Коротков говорит: «Сегодня мы выращиваем сорта «сумерь», «подвязный», «крылатский», «цивильский», «дружный», «флагман», «фаворит» и другие»… Хмель в Чувашии, как известно, срезают вручную. Шестиметровую лозу укладывают на прицеп, потом везут на комбайн».

…Чебоксары - совсем не старый город, все поперечные улицы которого ведут к Волге. Летним солнечным вечером я увидела, что множество народу устремилось к реке, к благоустроенному затону, из середины которого, как на Женевском озере, бил мощный фонтан. Помню, как поразило меня обилие японских девичьих лиц с модными прическами под пажа, блестящие черные волосы девушек, аккуратно уложенные над воротниками и вырезами платьев. Да откуда же здесь столько японок, отлично говорящих по-русски? Но именно так выглядели в то лето стремившиеся быть стильными чувашки.

Помните изящную, скромную девочку со слегка восточными чертами лица и гениальной балетной статью, которая ворвалась подобно маленькому метеору на сцены страны, и великую балетную пару с ее участием, которую успели назвать «Надеждой и Славой русского балета»?
Если не помните - пересмотрите фильм «Сицилианская защита», она там играет. Надя Павлова! В 15 лет - лауреат первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, затем обладательница Гран-при Второго Международного конкурса артистов балета в Москве, народная артистка СССР в 28 лет (1984-й год)… Друг знаменитого русского балетного импресарио Сергея Дягилева, выдающийся американский театральный продюсер Sol Hurok (Сол Юрок, но вообще-то Соломон Гурков, эмигрировавший в США еще до революции из городка Погар, что в Брянской области) на старости лет признался: «Когда-то я первым привёз в Америку Анну Павлову, теперь я познакомил американцев с Надеждой Павловой. Раз в России есть балерина такого класса, я могу спокойно умереть…» Несколько дней назад, в мае 2016-го, Надежда Васильевна отметила юбилей. Она по-прежнему работает. С Вячеславом Гордеевым, правда, давным-давно рассталась, теперь замужем за профессором медицины. А родилась прелестная чувашка Наденька в Чебоксарах, в многодетной семье, училась в Пермском хореографическом училище у прекрасной балерины, хореографа, народной артистки СССР Людмилы Павловны Сахаровой, которая и благословила ее на служение балету.

Чувашем был и Андриян Григорьевич Николаев, советский космонавт, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Он во многом был первым.
Например, первым взмыл в невесомость в кабине космического корабля, отвязавшись от кресла. Первым, вместе с дважды Героем Советского Союза, генерал-майором авиации Павлом Романовичем Поповичем участвовал в военном эксперименте в космосе. Судьба распорядилась так, что скончался Андриян Григорьевич летом 2004 года в Чебоксарах, где он был главным судьей V Всероссийских летних сельских спортивных игр. Земляки пожелали, чтобы Третий космонавт СССР был торжественно захоронен на родине - в селе Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, инициативу поддержал чувашский президент Н.В. Федоров. Дочь космонавта, красавица Алена вместе с матерью, летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза, генерал-майором В.В. Терешковой, бывшей женой А.Г. Николаева, настаивали на перезахоронении отца и мужа в Звездном городке. Но чувашей не переупрямишь. В конце концов, стороны примирились. На внутренней стене православной часовни-усыпальницы, которой увенчана могила Николаева, золотыми буквами выбиты слова из последней книги Андрияна Григорьевича: «Мне часто снятся родные Шоршелы и звёзды над ними…» Елена Андрияновна побывала на могиле отца вместе со своим сыном.

На весь мир знаменит чувашский и русский поэт Геннадий Айги. Его стихи так необычны, что кажутся присланными с небес. И человеком он был необыкновенным.
До Октябрьской революции и сразу после нее самым известным чувашем был крестьянский сын, педагог и просветитель Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930). Очень рано он пришел к мысли о необходимости просвещения родного народа с помощью обучения на чувашском языке и путем приобщения чувашей к великой русской культуре. И немедленно приступил к делу. В 1867 г. Яковлев поступил в V класс Симбирской мужской гимназии. Обучаясь там, вызвал в Симбирск мальчиков-односельчан и начал их учить, содержа на средства, которые добывал репетиторством. В 20 лет организовал, таким образом, частную школу! Затем она, при активной поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова стала расширяться. В год рождения сына инспектора Володи, 1870-м, Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И.Н. Ульянов. Он же помогал, в том числе и материально, и самому Яковлеву. После Октябрьской революции великого чувашского просветителя поддерживал тот самый сын инспектора народных училищ - Владимир Ильич Ульянов (Ленин).

Еще будучи студентом, Иван Яковлев составил на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита. На следующий год на нем был издан «Букварь для чувашей», причем первые два выпуска Яковлев издал на свои деньги.
В дальнейшем выпускник историко-филологического факультета Казанского университета был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний. Началась (а точнее сказать - продолжилась) интереснейшая, активная, умная деятельность Ивана Яковлевича Яковлева в области педагогики и просвещения…

Талантливый человек во всем талантлив. В том числе, и в потомстве. Старший сын И.Я. Яковлева Алексей стал известным историком, членом-корреспондентом АН СССР, лауреатом Сталинской премии, сын Николай - горным инженером, военным конструктором, а также музыковедом. Дочь Лидия, в замужестве Некрасова, филолог и переводчик, является родоначальницей артистической ветви генеалогического древа Ивана Яковлева. Ее (и ее мужа, профессора биологии А.Д. Некрасова) дочь - Анна Алексеевна Некрасова, народная артистка РСФСР, театральный режиссер. Сын А.А. Некрасовой - Борис Покровский, народный артист СССР, знаменитый оперный режиссер. Дочь Б.А. Покровского - Алла Борисовна Покровская, народная артистка РСФСР, актриса и театральный педагог. Сын Аллы Покровской и народного артиста СССР Олега Ефремова - заслуженный артист Российской Федерации Михаил Ефремов…

Татьяна Корсакова
специально для «Столетия», 26 мая 2016

чувашия, 18-19-ее века, сельское хозяйство, фольклор, наследие, христианство, символы, развал страны, регионы, известные люди, еда, культура, мифы и мистификации, православие, история, древний мир, родина и патриотизм, традиции, 20-й век, правители, язычество, реформы и модернизация, языки, поволжье, поколения, ссср, космос и космонавтика, нравы и мораль, религии, образование и воспитание, города и сёла, кризис, агитпроп и пиар, идеология и власть, народы, алкоголь, ленин, биографии и личности

Previous post Next post
Up