Помочь вернуться на родину клыковскому Шукшину / К 10-летию памяти

Aug 21, 2016 17:05

Ещё о скульпторах

Клыков и Шукшин
Что будет с уникальной скульптурой, найденной в Екатеринбурге? / Судьба

Десять лет уже нет с нами выдающегося русского скульптора Вячеслава Клыкова, а судьба многих его работ по-прежнему драматична. Связана с интригами и несправедливостью. ©Ещё о Шукшине



Сергей Соловьев хочет продать памятник Василию Шукшину жителям Бийска
Недавняя новость - нашёлся «пропавший» в лихие 90-е памятник Шукшину. Обнаружился он в Екатеринбурге у местного жителя С. Соловьёва. Стоит во дворе частного дома. Нынешний владелец работу Клыкова намерен продать - дела идут не очень, здоровье подводит. Говорит, что в былые времена, может, и подарил бы, но не теперь. Да и, в конце концов, он ведь эту скульптуру купил когда-то у автора…Шукшинисты и просто неравнодушные люди с Алтая бросили клич: надо памятник выкупить и установить в Бийске. Ведь по художественной и исторической ценности скульптура уникальна.




…Клыков не был знаком с Шукшиным. Каждый шёл своим неповторимым творческим путём. Оба обладали тем, что принято называть магнетизмом, вовлекали в свою орбиту близких по духу людей.

Как-то в 70-е мы с актёром Алексеем Ваниным были в мастерской у Вячеслава Михайловича. Он, рассматривая сделанные мной фотографии Шукшина, с горечью вздохнул: «Как же я, ребята, завидую, что вы были знакомы с Василием Макаровичем...»



Любовь к Шукшину, увлечение этой мощной фигурой выразились в скульптуре «Шукшин. Голова-маска». За кажущейся «небрежной» обработкой камня вырисовывался знакомый образ - напряжённый взгляд с надвинутыми надбровьями. Шёл 1975 год. Эту работу тут же приобрела Третьяковка. Позже Клыковым было создано по теме Шукшина ещё четыре скульптуры.



Намного ближе к точному воплощению образа Клыков приблизился во второй работе. На этот раз Василий Макарович был вылеплен во весь рост - с мощными кулаками, готовый биться и отстаивать свои идеи. Любопытно, что эта фигура напоминала и самого Клыкова. Общего у художника и модели было действительно много: оба скупые на слова, взгляд проницательный, крепко скроенные. Оба - по-настоящему любящие Россию и её народ… Работа «Шукшин. Боец» была выставлена в ЦДХ и имела большой успех. Сегодня она в Сростках, Клыков подарил её Музею Шукшина.



С теплотой вспоминаю наши посиделки в астраханских банях, рядом с мастерской Клыкова. В 70-е это был своего рода мужской клуб - с воспоминаниями, байками… В нашей компании собирались актёры А. Ванин, Н. Ерёменко, С. Никоненко, Г. Юхтин, режиссёр В. Шамшурин, документалист О. Арцеулов. Клыков был немногословен, но когда возникала тема Шукшина, включался в беседу. Выспрашивал интересующие его детали - эмоции, реакции Шукшина - собирал по крупицам свой образ Василия Макаровича.Как-то зашёл в его мастерскую на Ордынке, увидел Клыкова на лесах. Рядом стояла необычная по форме новая работа в пластилине - Шукшин в проёме двери.



- Ну, Толя, как впечатление? - Ему было немаловажно мнение человека, который знал Василия Макаровича.

Не задумываясь выпалил:

- Я пришёл дать вам волю...

Клыков заулыбался:

- Ну, это кто как увидит…

- И куда эта работа? - спросил я.

- На Новодевичье, на могилу. Впереди ещё будут проблемы, надо три комиссии пройти.

У Клыкова было немало завистников и недоброжелателей, но было и большинство - признающих его уникальный талант. Все три комиссии - Союза кинематографистов, художников и писателей - после длительных дискуссий дали добро… Клыков был на подъёме. Он переводит работу в бронзу. Получает от вдовы Шукшина открытку (помню, как зачитывал её мне). Л. Федосеева благодарит за прекрасный образ и светлое отношение к Василию Макаровичу.

Клыков занимается организацией установки памятника. И тут совершенно неожиданно раздаётся звонок от Федосеевой… с отказом. Сообщают, что на могиле будет стоять другой памятник… Таких ударов судьбы у Вячеслава Михайловича было немало: драматична история с установкой «Сергия Радонежского» в посёлке Радонеж ещё в 1988 году; «Звонницу» планировали поставить на Поклонной горе, сегодня она - на Прохоровском поле; взрыв памятника «Николай II»; не осмелился установить в Москве «Дмитрия Донского» мэр Лужков, хотя и обещал…



Вячеслав Михайлович Клыков у памятника Василию Шукшину
На следующий день после звонка Клыкову Федосеева позвонила мне:

- Толя, мы решили использовать вашу фотографию на могиле Василия Макаровича.

Огорошенный, спрашиваю: а как же Клыков, ведь у него потрясающий проект.

Федосеева перебивает:

- Мы решили от него отказаться, по­этому я и звоню, чтобы получить ваше разрешение на использовании фотографии.

Я снова попытался выяснить причину столь резких перемен, но в ответ услышал:

- Это семейное решение, обсуждению не подлежит...

В трубке раздались короткие гудки. Больше мы никогда не разговаривали.

Помню, тогда ещё удивился слову «мы». Девочки были ещё маленькие, возможно, имелось в виду появление в доме гражданского мужа Федосеевой - Михаила Аграновича…

Представляю состояние Клыкова, выносившего, как ребёнка, этот неординарный смелый проект…

Именно он и нашёлся теперь в Екатеринбурге в частной коллекции…

А в 2004 году Клыков создал ещё один памятник Шукшину, для установки на горе Пикет, что в Сростках. Всю свою любовь и признание к Василию Макаровичу он выразил в этом монументе. За основу взят известный кинокадр из фильма «Печки-лавочки».



С установкой этого памятника тоже начались проблемы. Местные чиновники были против, называя самые разные причины. Предлагалось место у развилки дорог Чуйского тракта. В эти дни сплошного стресса я часто бывал в мастерской скульптора. Осторожно спросил его: а что если не будет выхода, может, на Чуйский тракт...

- Что ты! Представь Шукшина у дороги, да ведь там будут выпивать, оставляя после себя... Я просто вижу всё это!

Через несколько дней при очередном разговоре с Евдокимовым Клыков выговаривал губернатору, что, мол, если не решишь проблему, памятник будет установлен на родине предков Шукшина, недалеко от Самары, на одном из утёсов Волги...

Сегодня гора Пикет с вернувшимся на Родину Шукшиным стала для России настоящим центром духовного притяжения. Очень хочется верить, что и памятник из Екатеринбурга тоже вернётся на просторы Алтая. Надежда на добрую волю человека, который владеет скульптурой сейчас, на власти Алтайского края и просто неравнодушных людей, тех, кто ценит творчество Вячеслава Клыкова, кто понимает значимость для России Василия Макаровича Шукшина.

Анатолий Ковтун, фотохудожник
«Литературная газета», №27(6558), 7 июля 2016

художники, льготы и соцзащита, наследие, воспоминания, регионы, известные люди, искусство, культура, старость, памятники и достопримечательности, современность, родина и патриотизм, екатеринбург, пенсии и пенсионеры, россия, урал, память, скульптура, ссср, кино и театр, литература, общество и население, нравы и мораль, города и сёла, семья, эпохи, алтай, музеи и выставки, сибирь, идеология и власть, биографии и личности, мастер

Previous post Next post
Up