Гога Ленинградский / К 100-летию #2 (начало)

Mar 12, 2016 22:24

Ещё об известных людях кино и театра

Товстоногов как икона стиля
Tovstonogov100 @bdtspb инстаграм-выставка, посвященная 100-летию режиссера Георгия Александровича Товстоногова. Его время стало «золотой эпохой» в истории БДТ / Народные артисты СССР

К 100-летию со дня рождения Георгия Товстоногова сотрудники БДТ завели инстаграм-выставку Tovstonogov100 с редкими фотографиями великого режиссера. Arzamas выбрал самые выразительные. ©По теме: Гога Ленинградский / К 100-летию



___Георгий Александрович Товстоногов родился 28 сентября 1915 года в семье Александра Андреевича Товстонога, инженера-путейца (в будущем семья сменит фамилию), потомственного дворянина родом из Симферополя, и грузинской дворянки Тамары Григорьевны Папиташвили, обучавшейся в Санкт-Петербургской консерватории пению. Место рождения режиссёра, впрочем, до сих пор вызывает дискуссии: в автобиографической справке Георгий Александрович писал, что родился в Тифлисе (Тбилиси), но в конце жизни называл своим родным городом дореволюционный Петербург, где когда-то познакомились его родители.

На этой фотографии Гоге Товстоногову около 4 лет. Фотокарточка сделана в Тифлисе, где прошли детство и юность режиссёра. / Текст подготовлен по материалам из архива творчески-исследовательского отдела БДТ им. Г. А. Товстоногова, книге Н. Старосельской "Товстоногов", опубликованной в серии "Жизнь замечательных людей" в 2004 году, книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (издательство "Балтийские сезоны", 2006), составленной Е. И. Горфункель и И. Н. Шимбаревич, и свидетельствам И. Н. Шимбаревич.




2.В семье Георгия Товстоногова называли Гогой (детское прозвище осталось с режиссёром на всю жизнь), а его младшую сестру, Натэллу Александровну - Додо. Брат и сестра с детства были настоящими друзьями: вместе читали книжки, ходили на спектакли и каждый день подолгу разговаривали, хотя порой и немного вздорили.

Доверие и привычку поддерживать друг друга Георгий Александрович и Натэлла Александровна сохранили на всю жизнь. Сестра была для Товстоногова не только верным зрителем и умным критиком, но и хранительницей домашнего очага, воспитывала сыновей режиссёра, оставшихся с отцом после развода. Много лет они прожили рядом друг с другом: в Ленинграде квартиры Георгия и Натэллы, вышедшей замуж за артиста Евгения Лебедева, располагались на одной лестничной площадке. Квартиры Товстоноговых были соединены - они жили одним домом, на просторной кухне которого обсуждали новые спектакли, принимали гостей, допоздна говорили о театре, много смеялись и азартно спорили. / Текст подготовлен по интервью Натэллы Александровны Елене Горфункель, опубликованном в еженедельнике “Дело” 12 августа 2002 года. Увидеть знаменитую кухню Товстоноговых можно в документальном фильме Виталия Потёмкина “Натэлла Товстоногова. Зеркало памяти” (2013)



3.В Петрограде отец режиссёра, Александр Андреевич, занимал высокую должность в Министерстве путей сообщения; перебравшись после событий 1917-го года в Тифлис, стал профессором Закавказского института путей сообщения. Мать, энергичная и остроумная Тамара Григорьевна, занималась воспитанием детей. Семья была счастливой и дружной, а Георгий Александрович получал серьёзное домашнее образование. Благодаря матери Товстоногов учил дома французский, затем поступил учиться в местную немецкую школу, все уроки в которой велись на немецком. Старания Тамары Григорьевны не пропали зря: спустя много лет одна из знаменитых актрис БДТ, Зинаида Шарко, напишет о режиссёре: «Он был энциклопедически образован. Как мы гордились своим худруком и даже, если хотите, страной, когда «наш» при встрече с приезжавшими к нам гостями говорил с Жан-Полем Сартром на чисто французском языке, с Генрихом Бёллем - на чисто немецком». На этой фотографии - Георгий (крайний справа) со своими родителями: Александр и Тамара Товстоноговы держат на руках маленькую Натэллу.



4.Увлекаться театром Георгий Товстоногов начал ещё в школе, где участвовал в организации драматического кружка. Жизнь будущего режиссера в театре началась с тифлисского ТЮЗа: в 1927 году по инициативе Николая Яковлевича Маршака (брата знаменитого поэта) и его единомышленников в Закавказье открылся первый детский театр, впоследствии выросший в Театр юного зрителя и ставший одним из центров культурной жизни города. Театр, как вспоминают современники, располагался неподалеку от железной дороги - неудивительно, что сын инженера-путейца вскоре в него попал. Гога не просто смотрел спектакли, но очень скоро стал деятельно участвовать в жизни театра: помогал осветителям, монтировщикам и режиссерам, играл в спектаклях. Как вспоминает Натэлла Товстоногова, её брат по-настоящему "заболел" театром - и это определило его судьбу. / (Текст подготовлен по материалам из архива творчески-исследовательского отдела БДТ им. Г. А. Товстоногова, книге Н. Старосельской "Товстоногов", опубликованной в серии "Жизнь замечательных людей" в 2004 году).



5.По рассказам близких, школу Товстоногов закончил в пятнадцать лет, но в этом возрасте в высшее учебное заведение не брали. В документах Георгию приписали два года, чтобы он смог, по настоянию отца, поступить в железнодорожный институт. В метрике Георгия Александровича, по свидетельству очевидцев, на месте написания года рождения со временем образовался сгиб, который не дает возможности понять, что за цифра - 3 или 5 - там стоит. / Текст подготовлен по материалам из архива творчески-исследовательского отдела БДТ им. Г. А. Товстоногова, книге Н. Старосельской "Товстоногов", опубликованной в серии "Жизнь замечательных людей" в 2004 году, и книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (издательство "Балтийские сезоны", 2006), составленной Е. И. Горфункель и И. Н. Шимбаревич).



6.В железнодорожном институте Георгий, впрочем, не задержался. В одном из интервью режиссёр вспоминал: “...отец решил так: я все же обязан получить какую-то «твердую» профессию, а потому поступлю в железнодорожный, и после первого курса, когда мои желания окончательно определятся, если я докажу, что мечтаю о театре по-настоящему, мы решим, кем мне быть. Этот год прошел. Моя любовь к театру и готовность посвятить ему жизнь не только не ослабли, но стали еще глубже, осознаннее, даже личностнее”. В начале 1930-х режиссёр решил поступать в ГИТИС. / Текст подготовлен по статье “Георгий Товстоногов: вечный диалог” (С. Михайлов, журнал “Смена”, №1354, 1983 г.) и книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (издательство "Балтийские сезоны", 2006), составленной Е. И. Горфункель и И. Н. Шимбаревич.



7.Студентом московского Государственного института театрального искусства Георгий Товстоногов стал в 1933 году. Его учителями были два крупных московских режиссера: Андрей Михайлович Лобанов и Алексей Дмитриевич Попов, разрабатывавшие идеи Станиславского. Товстоногов не только много работал с учителями, но и погрузился в бурлящую жизнь театральной Москвы, где в первой половине 1930-х бок о бок работали главные идеологи психологического театра и советского авангарда. “...Учение мое не ограничивалось стенами ГИТИСа, - вспоминал режиссёр. - Меня учила вся театральная Москва. Тогда не зря называли ее театральной Меккой. Середина тридцатых годов, а это значит - Станиславский, Немирович-Данченко, Рубен Симонов, Мейерхольд, Таиров, Завадский, Федор Каверин… Атмосфера спора разных течений, стилей, манер была очень для меня плодотворна, позволяла, как выразился в те годы Мейерхольд, быть «мудрой пчелой», собирая нектар с разных цветков. Нет, я не был всеяден. Что-то мне нравилось больше, чего-то я не принимал от «а» до «z», в чем-то находил лишь крупицы смысла. Но меня как театральную личность сформировала вся театральная атмосфера тех лет. Если хотите, тогда я получил хорошую профессиональную «закваску», позволившую, как мне кажется, в течение всей жизни идти только своим путем”. / Текст подготовлен по статье “Георгий Товстоногов: вечный диалог” (С. Михайлов, журнал “Смена”, №1354, 1983 г.) и книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (издательство "Балтийские сезоны", 2006), составленной Е. И. Горфункель и И. Н. Шимбаревич.



8.Учась в Москве, молодой режиссер продолжал работать в тифлисском ТЮЗе. «В Тбилиси я регулярно приезжал на каникулы, - вспоминал Георгий Александрович, - готовил и выпускал (успевал-таки) спектакль, в Москву, в институт, возвращался, конечно, с опозданием, выслушивал выговоры декана, а потом... снова ехал». Свою сценическую деятельность в ТЮЗе Георгий Товстоногов начал ещё в 1931 году в качестве артиста и ассистента режиссера; его первой режиссёрской работой стало «Предложение» по А. П. Чехову, поставленное в 1933 году. Отучившись год в ГИТИСе, Товстоногов поставил в своём родном городе спектакль по гоголевской «Женитьбе» - спектакль шел под второй частью заглавия знаменитой пьесы, «Совершенно невероятное событие». Постановку тепло встретили и зрители, и критика. За «Женитьбой» последовали спектакли «Музыкантская команда» по пьесе Д.Дэля (1935), «Голубое и розовое» по пьесе А.Бруштейн (1936), «Великий еретик» по пьесе И.Персонова и Г. Добржанского (1936), «Троянский конь» по пьесе Ф.Вольфа (1937). / Текст подготовлен по статье “Георгий Товстоногов: вечный диалог” (С. Михайлов, журнал “Смена”, №1354, 1983 г.) и книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (издательство "Балтийские сезоны", 2006), составленной Е. И. Горфункель и И. Н. Шимбаревич.



9.За год до окончания ГИТИСа Георгий Товстоногов пережил семейную трагедию: в 1937 году был репрессирован его отец, Александр Андреевич Товстоногов. По воспоминаниям сестры режиссера Натэллы, Александра Андреевича задержали, сняв с поезда, в котором семья инженера ехала в Москву: «...мы вышли из поезда и пошли по перрону. Издали навстречу нам шли два человека в штатском. Почему-то папа сказал фразу: “Дали прожить двадцать лет…”. Я не поняла и не успела спросить: о чем он? К нам подошли, повели в здание вокзала, в какую-то комнату. Потом привели туда маму, а отца увели. Нас с мамой посадили в другой поезд, мы вернулись в Тбилиси, к Гоге…». Арест отца, по свидетельству Натэллы, едва ли не стоил Товстоногову места в ГИТИСе: считается, что на будущего режиссера написал донос однокурсник, из-за чего Георгия Александровича отчислили с пятого курса как сына «врага народа». Но режиссер, по рассказам сестры, «...не успел уехать из Москвы. А тут как раз Сталин сказал, что сын за отца не отвечает, и его восстановили».

ГИТИС Георгий Товстоногов закончил в 1938 году. По распределению режиссёр отправился в Тбилиси - работать в Театре имени А.С. Грибоедова. Год спустя он стал театральным педагогом в Театральном институте имени Ш. Руставели. / (Цитаты Натэллы Александровны даны по книге Н. Старосельской "Товстоногов", опубликованной в серии "Жизнь замечательных людей" в 2004 году, и книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (издательство "Балтийские сезоны", 2006), составленной Е. И. Горфункель и И. Н. Шимбаревич).



10.Театральный институт имени Ш. Руставели открылся в Тбилиси в 1939 году; Георгий Товстоногов вскоре стал его преподавателем. По воспоминаниям студентов, умный и энергичный молодой режиссер с первых же занятий производил неизгладимое впечатление. Так, в частности, театровед Натэлла Урушадзе, ученица Георгия Александровича, вспоминает о первом занятии с режиссером: «Он не вошел, он ворвался в аудиторию. Мы, перепуганные, с трепетом ожидали Товстоногова, о котором столько слышали, спектакли которого спешили смотреть. Наш прежний педагог, Додо Алексидзе (Дмитрий Александрович), был очень милый, обаятельный человек, он был балагур, юморист, с ним всегда было весело и интересно. А этот окинул нас строгим взором, потом снял часы, положил на стол и вдруг спросил: «А вы знаете, что такое театр?» Мы замерли, растерялись, никто ни слова не произнес, да он и не дал. Тому, кто его не слышал, очень трудно понять, что это было. Он ничего не объяснял, он объяснялся в любви к театру. Он говорил о своей любви, как говорят о любимой женщине. Театр - это не аплодисменты, не зрительный зал. Это гражданское служение своему народу. Это выражение гражданских принципов. Так он говорил, поэтому когда прозвучал звонок с урока, никто даже не слышал. И в дальнейшем он воспитывал нас сознательными жрецами искусства». / Текст подготовлен по книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (издательство "Балтийские сезоны", 2006), составленной Е. И. Горфункель и И. Н. Шимбаревич.



11.В 1946 году Георгий Товстоногов, получивший к этому времени звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР, приезжает в Москву. «Почему? - отвечал на вопрос о переезде режиссёр в материале, опубликованном журналом «Смена», - Почувствовал, что скоро окажусь в тупике, что верчусь на месте, а не иду вперед. А без этого жить невозможно не только в театре! Я уехал, откровенно говоря, в никуда, в неизвестность, потому что в Москве, где я снова появился, мне работы не дали <….> в Москве мне ничего предложить не смогли. Однако сказали: «Поезжайте в Алма-Ату, поставьте спектакль, там посмотрим, что делать дальше». Я поехал в Казахстан». / Познакомиться с другими воспоминаниями режиссёра о своём творчестве можно в статье “Георгий Товстоногов: вечный диалог” (С. Михайлов, журнал “Смена”, №1354, 1983 г.)



12.В Казахском академическом театре драмы режиссёр работал в сезоне 1946/47 гг. О работе в Казахстане он писал из Алма-Аты своему другу и ученице, Натэлле Урушадзе:«Милая Натэлла!Вот я уже в Алма-Ате, работаю, тоскую в одиночестве и снова вспоминаю своего верного друга, которому я так обязан в жизни. Как Вы живете? Что Вам пишут из Тбилиси? Так же ли радостно вскакиваете на звонок почтальона? Желаю Вам самого настоящего счастья в этом вопросе и, стало быть, в жизни. Вы это вполне заслуживаете. Ну, а я, засучив рукава, работаю над «Победителями». Но не помогает. Знаете, Натэллочка, очень тоскливо на душе и беспросветно. Пожалуй, впервые здесь, где-то в сердце Азии, я почувствовал свое одиночество. Я вдруг понял, насколько я один. Может быть, потому, что я по-мальчишески и даже по-детски нарвался на такой удар, который не забудется. И это тем больше, что все очень верно, правильно и иначе не могло быть. Разум мне говорил это всегда. А вот хотелось быть честным, открытым, вот и получил от жизни по заслугам. Ну, бог со мной. Не во мне дело. Просто мне очень хочется получить от Вас письмецо, пока я здесь. Напишите мне о себе, о Москве, о Тбилиси, все, что найдете для меня интересным. Буду очень благодарен. Я сейчас очень, очень одинок». / (Письмо цитируется по книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (издательство "Балтийские сезоны", 2006), составленной Е. И. Горфункель и И. Н. Шимбаревич).



13.В конце 1948-го года, по воспоминаниям режиссера, он получил предложение от своего тбилисского коллеги Константина Шах-Азизова, возглавлявшего к тому времени Центральный детский театр в Москве (ныне - РАМТ), поставить спектакль на сцене ЦДТ. Товстоногов выпустил постановку по книге советской писательницы Ирины Ирошниковой «Где-то в Сибири». «Практически публицистика, а не театральная литература», - позднее вспоминал об этом тексте режиссёр. Над спектаклем Георгий Александрович работал вместе со знаменитым художником-конструктивистом Владимиром Татлиным, который в ту пору оформлял театральные постановки: «Он пригласил меня к себе домой, на Масловку, угостил чаем, рассказал свою фантастическую биографию... Удивительный был человек! Очень своеобразная, точная позиция в жизни и в искусстве запала мне в душу. С ним вместе мы искали решение сценического пространства». / На фото: Георгий Товстоногов на репетиции в Центральном детском театре, конец 1940-х. Познакомиться с другими воспоминаниями режиссёра о своём творчестве можно в статье “Георгий Товстоногов: вечный диалог” (С. Михайлов, журнал “Смена”, №1354, 1983 г.)



14.Постановка «Где-то в Сибири» многое решила в судьбе режиссёра: именно она обеспечил ему приглашение в Ленинград, в Театр имени Ленинского комсомола. В конце 1940-х этот театр возглавлял бывший директор «Ленфильма» Николай Лотошев. Дина Шварц, друг и коллега Георгия Александровича, заведовавшая литературной частью БДТ, рассказывала: «...весной 1949 года Лотошев поехал в Москву искать талант. И нашел. Он нашел молодого Георгия Товстоногова, спектакль которого «Где-то в Сибири» с большим успехом шел на сцене Центрального детского театра... Лотошев, посмотрев спектакль и прочитав многочисленные и весьма положительные рецензии, сразу предложил Георгию Александровичу стать главным режиссером ленинградского театра». / Воспоминания Дины Морисовны опубликованы в книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (издательство "Балтийские сезоны", 2006), составленной Е. И. Горфункель и И. Н. Шимбаревич.



15.Предложение стать главным режиссёром ленинградского Ленкома Георгий Товстоногов принял в 1949-м году и занимал эту должность до 1956 года. Одной из первых работ сына «врага народа» в Ленкоме, по иронии судьбы, стала постановка пьесы «Из искры» о Сталине. «К семидесятилетию Сталина я поставил спектакль «Из искры». Это был приказ», - вспоминал впоследствии Георгий Александрович. - Я взял грузинскую пьесу Ш. Дадиани, космополит Блейман перевел эту пьесу, абсолютно ее переписал, и я поставил спектакль, за который получил Сталинскую премию». Роль Сталина в спектакле играл Евгений Лебедев, которого Товстоногов к этому времени успел пригласить в свой театр. «Сталин был первой их совместной работой, - рассказывала спустя много лет жена артиста, Натэлла Товстоногова. - Безумно трудной, опасной, всякая оговорка была страшна. Евгению Алексеевичу однажды даже привиделся Сталин. Уставший Лебедев сидел в гримерной, задремал, и ему показалось, что в гримерку вошел сам вождь… После этого был прогон спектакля, и это было потрясающе, такой получился образ. На Евгения Алексеевича даже страшно было поднять глаза». / На фото: Георгий Товстоногов (слева) во время работы над спектаклем “Из искры”, конец 1940-х. Воспоминания Георгия Александровича и Натэллы Александровны процитированы по книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет", издательство "Балтийские сезоны", 2006.



16.«...в кресле сидел молодой человек восточного типа, как теперь сказали бы, «кавказской национальности», худощавый брюнет в очках. Он был похож на молодого ученого, физика, математика или шахматиста, но никак, по моим представлениям, не походил на режиссера», - описывала Дина Морисовна Шварц, заведующая литературной частью БДТ, свои впечатления от первой встречи с Георгием Товстоноговым. С режиссёром Дина Шварц познакомилась в 1949 году, когда Товстоногов приехал в Ленинград ставить «Где-то в Сибири». Первое знакомство, по воспоминаниям Дины Морисовны, прошло неудачно: на режиссёра произвел отталкивающее впечатление её отзыв о плохом ленкомовском спектакле, а будущий завлит приняла Товстоногова за зазнайку. Однако заведовать литературной частью в Ленкоме Георгий Александрович, уже назначенный главным режиссером театра, Дину Шварц всё-таки пригласил: во время репетиции «Где-то в Сибири» он, как вспоминала Дина Морисовна, «...следил за мной из ложи, и я идеально реагировала на всё: так, как он хотел, и нестандартно». В 1956 году вместе с Товстоноговым Дина Шварц перешла из Ленкома в БДТ, чтобы заниматься отбором пьес для Большого драматического театра и на долгие годы стать первым советчиком его главного режиссёра. / На фото: Дина Шварц и Георгий Товстоногов на репетиции, 1950-е. “Разрозненные заметки” Дины Морисовны, в которых она описывает свою встречу с Товстоноговым, можно прочесть 15-м номере “Петербургского театрального журнала” (1998 г.)



17.В 1955 году Георгий Товстоногов поставил на сцене Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина (сегодня - Александринского театра) пьесу Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия» - историю о борьбе между девушкой-красным комиссаром и матросами-анархистами на военном корабле в 1918 году. Постановка Георгия Товстоногова по-новому раскрыла пьесу Вишневского и стала вехой в истории советского театра. Так о спектакле вспоминал один из учеников Товстоногова, режиссёр Кама Гинкас: «Я очень хорошо помню, как вышел из Пушкинского театра и, ошалелый, шел по садику перед театром и по Невскому... Никогда в жизни у меня не было такого полетного состояния. Меня как-то качало. Я вышел с толпой, и до Невского меня зрительская толпа вела, вся взволнованная, взбудораженная. Это было не просто искусство, это было ощущение свободы, ощущение правды, какой-то перспективы - и жизненной, и театральной, и просто человеческой».

«Оптимистическую трагедию» ждала счастливая судьба: спектакль был отмечен Ленинской премией, в 1959 году театр имени Пушкина показывал её на международном фестивале в парижском Театре наций (Городской театр). Впоследствии Георгий Товстоногов ещё несколько раз обращался к «Оптимистической трагедии», и в 1981 году постановка пьесы состоялась в БДТ. / На фото: Георгий Товстоногов и Евгений Лебедев (Вожак) на репетиции «Оптимистической трагедии» в Большом драматическом театре. Рассказ Камы Гинкаса процитирован по книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет", издательство "Балтийские сезоны", 2006.



18.«Мне известно, как вы съедаете режиссеров, так что должен предупредить: я не съедобен», - эти слова Георгия Товстоногова, прозвучавшие на одной из первых встреч режиссёра с труппой БДТ, давно стали легендарными. Главным режиссёром ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького Товстоногов был назначен стал в феврале 1956-го года. Труппа БДТ, по воспоминаниям современников, тогда была очень разболтанной: за семь лет в театре успели смениться несколько режиссёров, Большой драматический переживал кризис. Многих артистов главному режиссёру пришлось исключить из труппы. «В театре сидело десять-двенадцать зрителей, миллион дефицита, в театр не ходили, - вспоминал впоследствии Георгий Александрович. - Спектакли были ужасные. Кроме великих стариков, которые еще были живы, таких, как Софронов, Лариков, Полицеймако, и нескольких сильных артистов, которые остались потом в театре, таких, как Стржельчик, Копелян, Макарова, все остальные были балластом. Мне удалось освободиться от этого балласта и привлечь группу артистов, которые стали моими единомышленниками и которые и определили эти три с лишним десятилетия нашей совместной работы». / (Воспоминания Георгия Александровича процитированы по книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет", издательство "Балтийские сезоны", 2006).



19.«Я исповедаю методологию Станиславского. Я хочу быть правильно понятым. Как сегодня мы должны воспринимать эту методологию? Законы органического поведения человека на сцене - это суть системы. И она не изменяется. Она вечная. Нельзя оглянуться раньше, чем тебя позвали. Нельзя ответить раньше, чем тебя спросили. Эти извечные законы человеческой психологии, которые совпадают с законами условных рефлексов Павлова и с положениями Фрейда. Это то, без чего нет сценической правды. Но вся эта методология мертва, если она не положена на беспрерывный импровизационный поток. Только в этом случае вся эта методология не будет догмой, не будет мертвой схемой, а будет живым процессом. Вот к этому я стремился в своей работе с актерами, и это, мне кажется, художественное и этическое единомыслие создало ту творческую платформу, без которой невозможна была бы деятельность Большого драматического театра». / Георгий Товстоногов, фрагмент монолога из телевизионного документального фильма «Жить, думать, чувствовать, любить» Эфир 1988 г., цитируется по книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет", издательство "Балтийские сезоны", 2006На фото: Георгий Товстоногов в своём кабинете с портретом Станиславского, 1950-е годы.



20.О Георгии Товстоногове говорили, что он коллекционировал артистов - за три десятка лет режиссёр собрал в БДТ труппу, которую историки театра называли “лучшей в стране”. На сцену Большого драматического в спектаклях Товстоногова выходили Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Ефим Копелян, Кирилл Лавров, Евгений Лебедев, Павел Луспекаев, Людмила Макарова, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих... Ирина Шимбаревич, в последнее десятилетие жизни Товстоногова занимавшая в БДТ должность помощника главного режиссёра (в настоящее время - биограф, хранитель архива Георгия Александровича и заместитель художественного руководителя БДТ по общественно-просветительской и исследовательской деятельности), вспоминала в своих заметках: «Коллекцию свою Георгий Александрович собирал мастерски. Пригласил Юрия Демича, Олега Борисова, Валерия Ивченко и других - ему нужны были такие индивидуальности. С женщинами-актрисами было труднее, поскольку у него одно подчас исключало другое: если он видел в женщине женщину, то не видел актрису, и наоборот… “Какие глаза! Какая синь! Глаза как синие озера!..” - с чувством произносил он, рассказывая о пришедшей в труппу актрисе. Но вскоре на репетиции все увидели знаменитый товстоноговский жест - когда вздымает он вверх сразу обе руки. Раздался резкий крик: “Прекратите это безобразие!”. / (Из книги "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет", издательство "Балтийские сезоны", 2006).



21.В конце 1950-х Георгий Товстоногов начинает активно путешествовать по миру - редкий опыт для советского режиссёра. Одним из его первых сильных впечатлений стало путешествие в Италию - в 1957 году Георгий Александрович как турист побывал в Риме, Венеции, Флоренции, Милане. “Окно в Европу прорубил для нас Георгий Александрович Товстоногов, - писала Ирина Николаевна Шимбаревич. - Он начал выезжать за границу с 1956-го года и побывал там сто двадцать раз... Он всегда был полон впечатлений, а для нас мир был сокрыт за железным занавесом. Через Товстоногова мы открывали для себя этот неведомый мир, словно воочию видели все его глазами. Георгий Александрович пересказывал нам фильмы Феллини, Антониони, Дзеффирелли, Бергмана, подробно описывал спектакли Брука, Стрелера, Вилара и других.Он посещал все музеи, и через его впечатления мы знакомились с коллекциями Прадо, Лувра - Товстоногов рассказывал так, что ты видел все воочию”. / Текст подготовлен по книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет", издательство "Балтийские сезоны", 2006. На фото: Георгий Товстоногов в Венеции, 1957.



22.«В 1956 году Георгий Александрович Товстоногов приступил к осуществлению многолетней своей мечты - к постановке романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот», - вспоминала режиссёр Роза Сирота, работавшая вместе с Товстоноговым над знаменитым спектаклем. - Товстоногов вместе с Диной Морисовной Шварц пишет инсценировку, так как все предшествующие сценические версии романа его не устраивали. Ему хотелось поставить на сцене роман… Мнения о спектакле были разные, но единодушные. Десятки тысяч зрителей говорили: «Это мой Мышкин, таким я его себе и представлял». Случилось редкое совпадение, редкая гармония автора, актера, постановщика, художника - действительно, возникал единственный, настоящий князь Мышкин». Этим единственным Мышкиным был Иннокентий Михайлович Смоктуновский - именно роль в «Идиоте» на сцене товстоноговского БДТв 1957-м году принесла артисту подлинную славу. Это - редкий снимок, на котором Георгий Товстоногов и Иннокентий Смоктуновский запечатлены во время репетиций. / Текст подготовлен по книге "Роза Сирота: Книга воспоминаний о режиссере и педагоге”, 2001.



23.В 1959 году в БДТ по приглашению Георгия Товстоногова пришёл Павел Борисович Луспекаев, которого незадолго до этого заметил в киевском театре имени Леси Украинки другой знаменитый товстоноговский артист - Кирилл Лавров. Об актере поражавшем какой-то «немыслимой, звериной правдопобностью» Кирилл Юрьевич после этого рассказал главному режиссёру Большого драматического. Павел Луспекаев вскоре приехал в Ленинград; его дебютом в БДТ стала роль Чиркуна в товстоноговской постановке «Варваров» Горького. «В то время Товстоногов репетировал «Варваров», - вспоминал Кирилл Лавров, - и на роль Чиркуна был назначен я. Товстоногов, чтобы сразу включить Луспекаева в работу, предложил ему вместе со мной репетировать роль Чиркуна. После репетиции я пошёл к Георгию Александровичу и сказал: “Георгий Александрович, снимите меня с этой роли - Паша это делает превосходно, и я буду только мешать”». «Варвары», в которых Луспекаев играл вместе с Татьяной Дорониной, Евгением Лебедевым, Зинаидой Шарко, Владиславом Стржельчиком, вошли в число лучших режиссёрских работ Георгия Товстоногова и надолго завоевали любовь зрителей. Павел Борисович продолжил работать в БДТ и был одним из самых ярких артистов труппы - однако в 1967-м году был вынужден покинуть театр из-за тяжелой болезни, унесшей его жизнь в 1970-м году. / С воспоминаниями коллег о Павле Луспекаеве можно познакомиться в документальной телепередаче об актере из цикла канала “Культура”.



24.В 1959 году в БДТ Георгий Товстоногов выпустил один из своих самых знаменитых спектаклей - постановку пьесы Александра Володина «Пять вечеров». Пьесу для Товстоногова нашла завлит Большого драматического Дина Шварц - по рассказам современников, молодой драматург поначалу передавать в театр текст категорически не хотел, считая его слишком плохим. Художественный совет БДТ, в свою очередь, некоторое время не хотел принимать пьесу к постановке - однако спектакль всё-таки был выпущен и стал настоящей победой режиссера и театра. Большая человеческая драма, проступавшая на сцене сквозь обыденную обстановку ленинградской коммуналки, точно попала в нерв эпохи «оттепели». Запоминался спектакль и актерским ансамблем: в истории о встрече сотрудницы фабрики Тамары и её возлюбленного Ильина, вернувшегося в Ленинград после 17-ти лет разлуки с родным городом (по воспоминаниям современников, в спектакле явно прочитывалось, что эти годы герой провел в лагерях), Тамару играла Зинаида Шарко, Ильина - Ефим Копелян, брата главной героини Славу - Кирилл Лавров, подругу Славика Катю - Людмила Макарова. Тёплые отношения с Александром Володиным коллектив БДТ сохранил на долгие годы: впоследствии в театре поставили ещё две его пьесы. / На фото: драматург и Георгий Товстоногов на репетиции спектакля «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе «Блондинка».



25.Зинаида Шарко - одна из ведущих актрис труппы БДТ - пришла в театр вслед за его новым главным режиссером в сентябре 1956-м года: “первый товстоноговский призыв”, как шутила сама ШаркоС Георгием Александровичем молодая Зинаида Шарко познакомилась ещё в годы работы режиссёра в Ленкоме, однако их сотрудничество не смогло сложиться. Через несколько лет Товстоногов пригласил актрису в БДТ. Режиссёр Николай Акимов, с которым Шарко работала в театре имени Ленсовета, напутствовал актрису: “Ну что ж, если хочешь всю жизнь ходить под красными знаменами и петь революционные песни, то иди, благословляю”Такое «благословение», по воспоминаниям Зинаиды Максимовны, было вполне логичным: “Вероятно, его раздражали и Сталинские премии, и спектакли «Дорогой бессмертия», «Гибель эскадры», «Из искры»… И я с готовностью встала «под знамена». Сначала - володинских «Пяти вечеров» с их «упадничеством, пессимизмом, копанием в грязном бельишке каких-то ничтожеств», как утверждала советская пресса, и спела свою «революционную песню» - «Миленький ты мой». Потом - «Трех мешков сорной пшеницы» с их «антисоветчиной, клеветой на наш строй, искажением исторических фактов, так как всем известно, что в 1947 году в стране не было голода - сложились благоприятные климатические условия, обеспечившие богатый урожай», и спела свой плач: «Ох, ты мне, да мне тошнешенько, // Невмоготу пришло горюшко» / На фото: Зинаида Шарко и Георгий Товстоногов на репетиции спектакля “Три сестры”, середина 1960-х. Воспоминания Зинаиды Максимовны цитируются по книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет", издательство "Балтийские сезоны", 2006.



26.Георгий #Товстоногов (второй слева) на уроке танцев в ГИТИС. 1930-е годы.



27.Юный Георгий Товстоногов в тифлисском ТЮЗе - будущий режиссёр играл в театре под псевдонимом Г. Ногов. Конец 1920-х.

Продолжение

интересно, режиссёры, проекты, афоризмы и цитаты, ретро и старина, архивы_источники_документы, наследие, память, факты и свидетели, воспоминания, символы, репрессии и цензура, известные люди, ссср, культура, мужчины, юбилеи, кино и театр, день рождения, легенды, города и сёла, семья, ленинград, эпохи, фото и картинки, родина и патриотизм, биографии и личности

Previous post Next post
Up