Гога Ленинградский / К 100-летию #2 (продолжение)

Mar 12, 2016 22:40

Начало



28.Ефим Захарович Копелян играл на сцене БДТ с середины 1930-х, ещё до того, как театр возглавил Георгий Товстоногов: студентом ленинградской Академии художеств начал подрабатывать в театре статистом, затем учился в студии при Большом драматическом, после окончания студии вошёл в труппу. Возглавив театр, Товстоногов сразу обратил внимание на талант Копеляна, требующий интересных ролей ― и с этого момента карьера артиста началась заново Вскоре Ефим Захарович сыграл в «Пяти вечерах» Ильина ― мужчину, возвращающегося в Ленинград, где он не был 17 лет, к своей первой любви, к воспоминаниям о своём прошлом. Его немногословный, многое переживший, но скрывающий свои переживания герой, по воспоминаниям современников, заставлял замирать зал, напряженно вслушивавшийся в каждую реплику актёра. Особый тип мужественности, свойственной артисту, принёс ему прозвище «русский Жан Габен». Как и французский коллега, Копелян много работал в кино: в театре его в шутку прозвали «Ефим Закадрович» ― за озвучивание знаменитого сериала «17 мгновений весны». Важной деталью в облике Ефима Захаровича были усы, которые он никогда не сбривал ― только умело прятал под гримом, если этого требовала роль. Жена артиста, актриса Людмила Макарова, рассказывала, что однажды по просьбе Георгия Товстоногова Копелян их всё-таки выбрил ― и на следующий же день был встречен возгласом режиссёра: «Что вы наделали?! Быстро снова отращивать!»

Георгий Товстоногов и Ефим Копелян по-настоящему сблизились за работой в театре ― их объединяли и взгляды на театральное искусство, и дружба. Смерть артиста в 1975 году стала настоящим горем для режиссера и его труппы. Узнав о том, что жизнь Ефима Захаровича унёс инфаркт, Георгий Александрович, как вспоминают коллеги, сказал: «Из театра ушла совесть» / Подробнее познакомиться с биографией Ефима Захаровича можно на сайте БДТ: bdt.spb.ru/история/память/копелян-ефим-захарович




29.«...Георгий Александрович сидит за режиссерским столиком в зале. На столике микрофон. Через микрофон он отдает громкие распоряжения помрежу, радисту, постановочной части. Началось действие. Мы со сцены видим огонек его сигареты… Темперамент не позволяет ему оставаться за столиком. Он вскакивает. Микрофон больше не нужен. Подходит к самому барьеру сцены. Его характерная речь с глубокими гортанными нотами и носовым призвуком чуть пружинит… Но вот сдвинулось, пошло, задышало на сцене. Напряжение спадает. Товстоногов глубоко затягивается дымом, удовлетворенно посапывает. Действие пошло, пошло. Товстоногов удаляется по проходу. Мы видим только огонек сигареты в откинутой широким жестом руке... Есть магнетизм в этом человеке. Подошел снова к самой сцене. Дым от сигареты бешено клубится в луче прожектора. Играем и чувствуем, видим боковым зрением нашего режиссера. Идет работа. Репетирует Товстоногов». / Сергей Юрский, из книги «Кто держит паузу».



30.На вопрос «Что для вас самое интересное в профессии режиссёра?» Георгий Товстоногов отвечал: «Возможность образно «взорвать» пьесу ― для того, чтобы открыть её зрителю. Не покорежить, не переиначить, как это, к сожалению, бывает, а именно открыть. Режиссер ― полномочный представитель зрительного зала. Сидя на репетиции, я всякий раз ставлю себя на место зрителя, который заполнит зал на спектакле. Найти ключ, который откроет для него богатство и тайну данного автора, данной пьесы ― самое интересное в нашей работе». / Из интервью режиссёра, опубликованного в посвященном ему буклете издательства «Искусство», 1983.



31.1960-е ― время стремительного взлёта товстоноговского БДТ. Один за другим в театр приходят артисты: из ленинградского Ленкома ― сначала Олег Басилашвили и Татьяна Доронина, а затем Наталья Тенякова, из Театра имени В. Ф. Комиссаржевской ― Эмилия Попова, из театра имени А. С. Пушкина (Александринского театра) ― Валентина Ковель и Вадим Медведев; к труппе присоединяются талантливые выпускники ленинградских театральных ВУЗов ― Сергей Юрский в конце 1950-х, Геннадий Богачев в конце 1960-х. Из Киева работать в Большом драматическом приезжает Олег Борисов, из Ташкента ― Владимир РецептерВ 1964 году БДТ присваивается звание «Академический театр». Товстоногов выпускает спектакли, которые становятся настоящими театральными событиями ― «Горе от ума» в 1962-м, «Три сестры» в 1965-м, «Мещане» в 1966-м, «Король Генрих IV» в 1969-м.

«Мы все знали фразу В. И. Немировича-Данченко о том, что театр живет пять лет, а потом умирает и дает дорогу другому театру, может быть, с прежним названием, ― вспоминал об этом периоде Сергей Юрский. ― Но вот прошло пять лет. Прошло шесть. Шли седьмой, восьмой год, а театр только креп, и каждый спектакль - удачный и даже не очень удачный - становился открытием». / (Воспоминания Сергея Юрского о товстоноговском БДТ ― цитата из цикла очерков “Четырнадцать глав о короле”, опубликованном в №5 журнала “Октябрь” за 2001 год).



32.В 1962 году Георгий Товстоногов поставил «Горе от ума» Грибоедова - главную роль в спектакле исполнил молодой, но уже заявивший о себе за пять лет в БДТ артист Сергей Юрский. Так актер описывал режиссерский замысел: «С залом Чацкий (и другие персонажи, но особенно Чацкий) говорил, как с близким другом. Искал в нем то понимание, которое не мог найти в окружающих его персонажах. Это давало возможность преодолеть некоторую странность Чацкого, замеченную еще Пушкиным: по всем признакам, да и по названию пьесы Чацкий человек умный, но, убеждая в длинных монологах фамусовых и скалозубов, не замечая духовной их глухоты, он выглядит далеко не умно, становится смешноватым моралистом, проповедующим чистоту среди закоренелого цинизма. В нашем спектакле текст делился как бы на две части: одна - окружающим на сцене, другая - другу-залу. Эти две реальности, существуя одновременно, создавали особый эффект комических и драматических контрастов. Сама жизнь Чацкого, его любовь, его судьба зависели все-таки от тех, кто на сцене, от Фамусова, Софьи, Молчалина, а его мышление, дух были шире, стремились к тем, кто смотрит эту историю из зрительного зала». / На фото: Сергей Юрский и Георгий Товстоногов на репетиции, 1962. Воспоминания Сергея Юрского процитированы по книге «Кто держит паузу» (издательство «Искусство», 1988).



33.В октябре 1962 года зрители увидели на занавесе БДТ цитату «Догадал меня черт родиться в России с умом и талантом» - эпиграф из Пушкина к спектаклю Георгия Товстоногова по пьесе «Горе от ума» с Сергеем Юрским в роли Чацкого, Кириллом Лавровым в роли Молчалина, Татьяной Дорониной в роли Софьи. Размышляя о комедии Грибоедова ещё в студенческие годы, режиссёр писал: «О чем говорится в этой пьесе? Комедия «Горе от ума» - это драма о крушении ума в России, о ненужности ума в России, о скорби, которую испытал представитель ума в России. Это точный, совершенно точный самоотчет, как умирает в России умный человек. Это можно назвать темой спектакля» Пушкинский эпиграф создателям спектакля вскоре пришлось убрать - по воспоминаниям современников, это было требованием партийного руководства города. «Георгий Александрович вернул пьесу к своему первоначальному смыслу, не изменив ни одного слова, ни единой запятой. Спектакль получился гениально острый и скандально актуальный, - рассказывала актриса БДТ Зинаида Шарко. - Репертком* оказался в чудовищно сложном и даже безвыходном положении. И если бы не пьеса, ставшая буквально «сборником афоризмов», руководящие товарищи могли бы предъявить спектаклю не двести поправок и вымарок, как в «Трех мешках сорной пшеницы», а значительно больше, или просто запретить, как «Римскую комедию». Ан - нельзя - там Зорин, а тут все-таки классик, Грибоедов, да и комедия давно уже зачислена в ранг бессмертных. Единственное, на что у них поднялась рука, - эпиграф к спектаклю во весь портал сцены...»

*ленинградский Репертуарный комитет, решавший вопрос о допуске новых постановок к публичному исполнению / Фрагменты режиссёрского плана “Горя от ума” и воспоминания Зинаиды Шарко цитируются по книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (издательство "Балтийские сезоны", 2006), составленной Е. И. Горфункель и И. Н. Шимбаревич.



34.Параллельно с работой в БДТ Георгий Товстоногов продолжал преподавать - в начале 1960-х он возглавил кафедру режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, где вёл курс. Своему пристрастию к хорошим сигаретам (режиссёр чаще всего курил красные Marlboro) Георгий Александрович, впрочем, не изменял и в университете - таким, например, видел его на занятиях сын, Александр Товстоногов: "...отец курил только иностранные сигареты - «Кент» или «Мальборо», и наиболее отчаянные студенты во время вулканических всплесков и выходов на сцену могли у него запросто украсть из пачки сигаретку. А он этого совершенно не замечал, только констатировал: а, пачка кончилась. Лез за второй пачкой. Сигареты он сам привозил из-за границы, без сигарет он оттуда не возвращался" / На фото: Георгий Товстоногов на занятии со студентами ЛГТМиКа. (Воспоминания Александра Товстоногова цитируются по книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (издательство "Балтийские сезоны", 2006), составленной Е. И. Горфункель и И. Н. Шимбаревич).



35.Олег Басилашвили присоединился к труппе БДТ в 1959 году вместе с актрисой Татьяной Дорониной, в то время - супругой артиста. Судьба молодого актера сложилась не сразу: как вспоминал Олег Валерианович, его первые работы в Большом драматическом театре не удавались: «За что я ни брался, все проваливал. Роль в «Океане» у меня не получалась. Господин N. в «Горе от ума» - провал, хотя репетировал блистательно. На сцену выхожу - ничего не получается (зажим, что ли?)... Появились мысли о Москве, там у меня - бабушка, мама и отец… Однажды сижу, греюсь у батареи в коридоре. Идет Гога - он часто бродил по театру, как будто проверял, все ли на месте, все ли в порядке. Я встал: «Здравствуйте!». Вдруг он подходит ко мне и говорит: «Олег, у меня ощущение, что вы хотите уйти из театра». Я молчу. «Я вас очень прошу, не уходите, вы мне очень нужны». Я прекрасно понимал, что в то мгновение я был ему абсолютно не нужен. Видимо, он уловил мое настроение, мое состояние и решил меня так поддержать. И он действительно меня очень поддержал этими словами. Я подумал: раз я Товстоногову нужен, значит уходить нельзя. Я за это ему очень благодарен, он вдохнул в меня жизнь» / На фото: Олег Басилашвили и Георгий Товстоногов на репетиции спектакля «Три сестры» (1965), в котором Олег Валерианович сыграл роль Андрея Прозорова, брата Ольги, Маши и Ирины.



36.О первой встрече с Товстоноговым - Татьяна Доронина: «Он смотрел на меня строго, сквозь толстые стекла очков, а голос был приглушен и даже ласков, - вспоминала актриса первую встречу с режиссёром, пришедшем посмотреть репетицию спектакля своего ученика, Игоря Владимирова, в ленинградском Ленкоме. - Я разволновалась и стала говорить «Спасибо! Спасибо!», а надо было просто слушать, тогда бы я запомнила, что именно ему понравилось. После его ухода я спросила Владимирова, не запомнил ли он, какая сцена понравилась больше, на что Игорь Петрович сказал: «Георгий Александрович говорил о твоем сценическом диапазоне, сказал, что палитра большая». Весь короткий путь от театра до общежития, в котором я жила, я проделала в танце. Кружась в вальсе, благо, кроме домика общежития и забора вокруг, ничего и никого не было. Я пела на счет «три» только одно слово «ди-а-пазон» на мотив вальса Штрауса “Сказки венского леса”».

В том же году Татьяна Васильевна дебютировала в товстоноговской постановке «Варваров» Горького в роли одной из главных героинь - Надежды Монаховой. Актрису называли примадонной БДТ, в котором она проработала до переезда в Москву в 1966 году. В числе сыгранных Татьяной Дорониной в Большом драматическом ролей - Софья в «Горе от ума» (1962), Маша Прозорова в «Трёх сестрах» (1965), Настасья Филипповна во второй редакции «Идиота» (1966) / На фото: Георгий Товстоногов и Татьяна Доронина на репетиции спектакля “Три сестры” (1965). Воспоминания Татьяны Дорониной цитируются по очерку “О моём любимом режиссёре” из книги "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (издательство "Балтийские сезоны", 2006), составленной Е. И. Горфункель и И. Н. Шимбаревич.



37.В Великобританию Георгий Товстоногов в 1960-х ездил четырежды. Впервые, как турист, посетил Лондон, Эдинбург, Глазго, Манчестер и Ливерпуль в 1962-м, год спустя по приглашению Британского совета знакомился с репертуаром лондонских театров, наконец, в 1966 году приехал на гастроли с БДТ, показывавшем в лондонском театре “Олдвич” спектакли “Идиот” и “Я, бабушка, Илико и Илларион”. В 1969 году Георгий Александрович вновь посетил британскую столицу - на этот раз со студентами режиссерской лаборатории ВТО (Всероссийского театрального общества), которой он руководил. Подобные лаборатории, участников для которых консультанты ВТО набирали по всей стране, были у Андрея Гончарова, Анатолия Эфроса, Марка Захарова и других мастеров. Своих студентов в этой поездке Товстоногов познакомил с театром Питера Брука - двух великих режиссёров на протяжении многих лет связывали дружеские отношения / На фото: Питер Брук и Георгий Товстоногов в Лондоне, апрель-май 1969-го года.



38.В 1963 году в БДТ по приглашению Георгия Товстоногова приехал польский режиссёр, художественный руководитель варшавского Современного театра (Teatr Współczesny) Эрвин Аксер - чтобы поставить пьесу Бертольда Брехта «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть». По воспоминаниям Аксера, в начале 1960-х Товстоногов увидел его спектакль по брехтовской пьесе на сцене «Вспулчесны» и решил пригласить постановщика в БДТ. Худрук «Вспулчесны» в этот момент уехал из Польши, поэтому знакомство режиссёров состоялось заочно: «...представление ему [Товстоногову] понравилось, он вслепую пригласил меня приехать. Так и началось. А потом мы уже просто подружились». Дружба, завязавшаяся между Георгием Товстоноговым и польским режиссёром (впоследствии поставившим на сцене БДТ ещё два спектакля), связывала их до конца жизни.

Брехтовская «Карьера Артуро Уи» - это пьеса-памфлет, притча о чикагских гангстерах, сюжет которой отсылает к истории возвышения Адольфа Гитлера и членов его партии, ставших прототипами действующих лиц. Несмотря на обличительный пафос пьесы Брехта, некоторые замечания от партийных органов в ходе работы над спектаклем постановщик все-таки получил. «На генеральную репетицию пожаловал член Политбюро, пятый или шестой после самого Всевышнего, - писал Аксер. - Он грозно вопросил: “Почему этот Гитлер держит руки на причинном месте?” - “Потому что у него была такая привычка”. Вельможа строго заметил: “Но советский зритель к этому не привык, - и, помолчав, добавил. - И незачем ему привыкать”. И еще строже помахав указательным пальцем, удалился. “Ну, и что мы теперь будем делать?”, - спросил я Товстоногова. “А ничего, - ответил он. - Это так, для острастки”». Главаря гангстеров Артуро Уи - того самого Гитлера - в постановке блестяще играл Евгений Лебедев, его помощника Эрнесто - Ефим Копелян, гангстера-интеллектуала Дживолу - Сергей Юрский, его подругу Докдейзи - Зинаида Шарко, Актера, который в одном из эпизодов обучает Уи эффектным манерам - Владислав Стржельчик / На фото: Георгий Товстоногов и Эрвин Аксер в Варшаве, 1965 год.



39.Осенью 1964 года в БДТ начинаются репетиции первого чеховского спектакля Георгия Товстоногова - постановки пьесы «Три сестры». «Мне казалось, что тема трагического бездействия с особой остротой звучит в наш век - век активного творческого вмешательства в жизнь, - позднее писал режиссёр. - И чем приятнее, добрее, прекраснодушнее будут герои пьесы, тем страшнее прозвучит тема душевного их паралича. И, рассказывая сегодня о неосуществленной мечте чеховских героев, о крушении их идеалов, мне хотелось передать трагизм свершившегося с ними, потому что «Три сестры» - произведение трагическое… Любя своих героев, Чехов ненавидел тупую, бессмысленную жизнь, которая породила и их трагическую бездеятельность, и их пассивность, безволие и в конечном счете их равнодушие»Чеховские «Три сестры», история о переживании семьёй Прозоровых болезненного разрыва между своим рутинным существованием в провинции и нереализованными возможностями, в ту пору оставались визитной карточкой Московского художественного театра, где Чехова в начале XX века ставили ещё Станиславский и Немирович-Данченко. «Три сестры» в БДТ звучали по-новому, с резкой интонацией, не предполагавшейся мхатовцами. «Вместо “тоски по лучшей жизни” и конфликта между действительностью и мечтой ленинградский спектакль показывает иное - ожесточенность этой жизнью, - писала о постановке театровед Татьяна Шах-Азизова. - Это более горький, трезвый, жестокий спектакль. Противоречие мечты и действительности здесь не главное: жизнь трагична сама по себе, а не только по контрасту с прекрасной мечтой» / На фото: Георгий Товстоногов на репетиции спектакля “Три сестры”, 1964-1965. Цитируется эссе Георгия Товстоногова “Размышления о классике”, опубликованное в книге “Зеркало сцены”, издательство “Искусство”, 1984. Отзыв Т. Шах-Азизовой - по статье “Поиски трагедии”, опубликованной в сборнике Всероссийского театрального общество “Вопросы театра”, 1966.



40.В антрактах в «Трёх сестрах» Товстоногова звучала тревожная музыка Рахманинова, на сцене взмётывались рукава черно-белых костюмов сестёр Прозоровых, созданных по эскизам одной из ведущих театральных художниц Ленинграда тех лет Софьи Юнович. «Человек должен быть верующим или искать веры, - говорила Маша Прозорова-Татьяна Доронина барону Тузенбаху-Сергею Юрскому, - иначе жизнь его пуста, пуста… Жить и не знать, для чего журавли летят, для чего дети родятся, для чего звёзды на небе… Или знать, для чего живешь, или же всё пустяки, трын-трава». Критики и зрители запомнили измотанную заботами, резко двигающуюся по сцене Ольгу в исполнении Зинаиды Шарко (актриса вспоминала, что во время работы над ролью Товстоногов советовал ей играть «капитана тонущего корабля»), нежную Ирину Эмилии Поповой, искренность подполковника Вершинина, сыгранного Ефимом Копеляном, напоминающего Лермонтова офицера Солёного в исполнении Кирилла Лаврова, одинокого доктора Чебутыкина, которого играл недавно пришедший в театр артист Николай Трофимов, бойкую Наташу Людмилы Макаровой / На фото: Георгий Товстоногов и артисты БДТ на репетиции спектакля “Три сестры”, 1964-1965. По книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (издательство "Балтийские сезоны", 2006), составленной Е. И. Горфункель и И. Н. Шимбаревич и статье Т. К. Шах-Азизовой “Поиски трагедии”, опубликованной в сборнике Всероссийского театрального общество “Вопросы театра”, 1966.



41.Георгий Товстоногов, по воспоминаниям коллег и друзей, был заядлым автомобилистом, однако впервые обзавелся машиной уже после своего сорокалетия. Несколько раз менял автомобили, к концу жизни осуществил свою давнюю мечту и обзавелся самым настоящим «мерседесом» - а до этого долго ездил на «Волге». По рассказам Кирилла Лаврова, режиссёр «очень любил «игрушки»: модный пиджак, красивый автомобиль… «Кира, вы видели, как я выкрасил “Волгу”? Краску я привез из Амэрики». Но наши российские «умельцы» превратили модную краску «металлик» в обычную крупинчатую серебрянку, какой красят кладбищенские оградки...».

Рассказывать анекдоты, как вспоминают близкие, режиссёр любил не меньше, чем пиджаки и машины. Такой анекдот, в частности, сохранился в записях Ирины Шимбаревич: «Зачем мне этот «мерседес»? Ну, как вам объяснить? Вот такой анекдот. Грузин купил «запорожец». Угнали. Купил второй, запер в гараж. Опять угнали. Купил третий. Навесил два замка. Приходит наутро - нет машины. Лежит пачка денег и записка: «Вот тебе деньги, дурак, купи себе нормальную машину, не позорь нацию»!» / На фото: Георгий Товстоногов во дворе БДТ наблюдает за ремонтом машины. По книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (издательство "Балтийские сезоны", 2006), составленной Е. И. Горфункель и И. Н. Шимбаревич.



42.«В частной жизни Товстоногов был необыкновенно обаятельным человеком. Неутомимый рассказчик анекдотов и всяких забавных историй, ясно осознававший весь сюрреализм советского бытия, он подкреплял свои «байки» замечательной актерской игрой и радостно смеялся, когда видел, что до слушателей «дошло». Он с упоением предавался «пиршеству ума» - красочным повествованиям, острым дискуссиям о Боге, о происхождении русского языка, об искусстве, о театре, о Сталине, которого он превосходно копировал, об актерах и об актерском мастерстве, о кино, о нравах партийного «высшего света» (все это по ходу рассказа представлялось в лицах), а еще о художниках, балете, режиссерах, встречах с выдающимися людьми - и так далее, и так далее, и так далее, пока рассвет не окрасит Неву, и не сведут мосты, что даст возможность гостям, живущим на другом берегу, вернуться домой» / Эрвин Аксер, воспоминания из книги "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (издательство "Балтийские сезоны", 2006). На фото: Георгий Товстоногов со стаканом воды.



43.«Режиссера иногда сравнивают с источником творческой энергии, лучи от которого расходятся во все стороны: к актеру, к драматургу, к зрителю. Мне же думается, что режиссер - это точка пересечения времени, поэтической идеи и искусства актера, то есть зрителя, автора и актера. Это призма, собирающая в один фокус все компоненты театрального искусства. Собирая все лучи, преломляя их, призма становится источником радуги». / Из эссе Георгия Товстоногова “Режиссер - это профессия” (“Зеркало сцены”, издательство “Искусство”, 1984). На фото: Георгий Товстоногов на репетиции, 1960-е.



44.В 1965 году Георгия Товстоногова ждал не только триумф “Трёх сестёр”, но и очередное столкновение с партийным руководством Ленинграда: был запрещён новый спектакль БДТ, “Римская комедия” по пьесе Леонида Зорина. “...речь шла о пьесе, которая открыла советским комедиографам неисчерпаемую жилу: сопоставление нашей действительности с римской, - писал о “Римской комедии” историк театра Анатолий Смелянский. - История писателей Диона и Сервилия, их отношений с императором Домицианом читалась как утренняя газета, зал закрытого просмотра жадно ловил намеки и хохотал (на чем жизнь спектакля и оборвалась)”. Императора Доминициана в спектакле играл Евгений Лебедев, его оппонента, поэта-сатирика Диона - Сергей Юрский, лояльного к власти Сервилия - Владислав Стржельчик.

Незадолго до премьеры спектакль посетила комиссия от Ленинградского областного комитета КПСС. Звукорежиссёр БДТ, Юрий Изотов, вспоминал, что члены комиссии собрались вокруг стола Товстоногова в седьмом ряду партера - на столе стоял пульт с микрофоном, с помощью которого режиссёр отдавал распоряжения по громкой связи. Этот микрофон помог звукорежиссёру услышать обсуждение спектакля, и заведующий радиоцехом включил громкую связь: разбор пьесы Зорина на предмет соответствия линии партии слышали и артисты, и сотрудники театра. “Римскую комедию” партийное руководство Ленинграда не пропустило / На фото: Георгий Товстоногов на заседании Верховного совета СССР, вторая половина 1960-х. По книге А. М. Смелянского “Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века” (Москва, 1999) и книге "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет" (Санкт-Петербург, 2006).



45.“Жить для звезд. Скорее всего, звездам кажется, что мы и есть боги. (Товстоногов на репетиции “Идиота”. Помню с 1965 г.)”. Это фрагмент из дневников артиста Олега Борисова, работавшего в БДТ девятнадцать лет - с 1964 по 1983 год. В этих дневниках есть запись, которую артист сделал, узнав о смерти Георгия Товстоногова: “...это был самый значительный период в моей жизни - те девятнадцать лет. И самый мучительный. Вот такой парадокс. Но мучения всегда забывались, когда я шел к нему на репетицию. Он очень любил и наше ремесло, и нас самих. Он исповедовал актерский театр, театр личностей. Мы имели счастье создавать вместе с ним”Герои Олега Борисова в товстоноговских спектаклях - чаще всего персонажи трагические, нервные, противоречивые, не всегда заслуживающие положительной оценки. Среди этих героев - предающий из-за честолюбия своего друга Фальстафа принц Гарри в шекспировском “Генрихе IV” (1969), инвалид Кистерев, отстаивающий в 1944 году право своего голодающего села не отдавать последнюю пшеницу на фронт, в постановке по повести Владимира Тендрякова “Трех мешках сорной пшеницы” (1974), Григорий Мелехов в “Тихом Доне” по роману Михаила Шолохова, казак, офицер, жизнь которого разрушает Гражданская война. Последней работой Олега Борисова в БДТ стал Он (Ростовщик) в спектакле Льва Додина “Кроткая” (1981) по повести любимого писателя артиста - Достоевского. В годы работы в БДТ Борисов получил звание “Народный артист СССР” и свою первую Государственную премию - за роль Григория Мелехова / На фото: Георгий Товстоногов и Олег Борисов. По книге “Олег Борисов. Иное измерение” (Санкт-Петербург, 2004) и дневникам Олега Борисова, изданным под заголовком “Без знаков препинания” (Москва, 1999).



46.В чем я увидел опасную сущность мещанства? В том, что люди придумывают себе фетиши и слепо верят в их незыблемость, не видя за частоколом понятий подлинной реальности жизни. А добровольное рабство делает человека ограниченным, лишает его способности вырваться из-под власти мертвых схем и канонов, глухой стеной замкнувших, замуровавших его в рамках собственной закостенелости…. Так во всем - трагическое оборачивается пошлым, пошлость приводит к трагедии. Замкнутый круг, в котором мечутся люди, не находя из него выход», - писал Георгий Товстоногов о героях пьесы Горького «Мещане», поставленной на сцене БДТ в 1966 годуПостановки горьковских «Мещан» в театрах СССР часто становились прямолинейной иллюстрацией разворачивающегося в пьесе конфликта между представителями «старого мира» и новым поколением. В спектакле БДТ Товстоногов дал «Мещанам» психологическое измерение - характеры героев Горького обретали на сцене объем и глубину. Василия Бессеменова, зажиточного мещанина, мучившего домочадцев своим ретроградством - традиционно отрицательного героя - в спектакле играл Евгений Лебедев. Его работа стала для театра того времени настоящей сенсацией: Лебедев играл Бессеменова как трагического героя, желавшего спасти от разрушения свой дом. «Мещан» Георгий Товстоногов ставил и до БДТ - вместе со студентами Тбилисского театрального института в годы работы в Грузии. Впоследствии Георгий Товстоногов ещё раз поставил пьесу в Тбилиси. / На фото режиссёр репетирует «Мещан» в Театре имени Ш. Руставели.



47.В кабинете Георгия Александровича побывало немало выдающихся художников: на спектакли БДТ приходили Федерико Феллини и Джульетта Мазина, Жан-Луи Барро с супругой Мадлен Рено, Лоуренс Оливье, Питер Брук, Грэм Грин, Марк Шагал, Жан-Поль Сартр и многие другиеНа этой фотографии, сделанной в 1968 году, в гостях у БДТ Жан Вилар - знаменитый французский актёр и режиссёр, основатель Авиньонского театрального фестиваля. / Слева направо: Людмила Макарова, Георгий Товстоногов, Жан Вилар, Евгений Лебедев, Эмма Попова, Кирилл Лавров.



48.Георгий Товстоногов во время первой поездки в Японию, 1968. «Георгий Александрович неоднократно посещал Японию. Однажды побывав на необычном представлении, потом не раз восторженно и со смехом вспоминал об этом, запомнившемся на всю жизнь, вечере. Его пригласили на классический спектакль театра кабуки, где рассказывалась история женщины, искавшей своего ребенка. Товстоногов отсидел на спектакле девять часов (!), исстрадавшись без курева, а потом его позвали за кулисы. Он очень устал, но из вежливости пошел знакомиться. «Представляете мое состояние, - восхищенно восклицал он, - когда я вошел в уборную и увидел вовсе не девушку, а весьма немолодого морщинистого господина. Кто это? Куда меня привели? Оказалось, что именно этот артист в течение девяти часов блистательно играл женскую роль, надевая на лицо специальный чулок и подтягивая лицевые мышцы, он превращался в прелестную юную девушку с чудесно персиковым цветом лица» / Ирина Шимбаревич, из статьи “Лидер художественного заговора” (в сборнике “Георгий Товстоногов. Собирательный портрет”, Санкт-Петербург, 2006).



49.Георгий Товстоногов пожимает руку Олегу Борисову на премьере спектакля "Король Генрих IV", 1969. В этом спектакле Олег Борисов исполнил роль одного из главных героев - принца Гарри, его старшего друга, Фальстафа, играл Евгений Лебедев “Он был блестящ в этой роли, буквально искрился. Жест принца, его ритм выражали - “все могу”, “все дозволено”. Прыгал, как дитя. Как испорченное дитя…. Это было изящно, смешливо, в движении, с лившейся через край радостью актера. А вокруг были не мальчики, но мужи товстоноговской труппы - Копелян, Лебедев, Юрский, Стржельчик…” / На фото слева направо: Владислав Стржельчик, Олег Борисов, Ефим Копелян, Георгий Товстоногов. Александр Свободин, из книги “Театр в лицах” (Москва, 1997).



50.Георгий Товстоногов во время туристической поездки в Финляндию, 1969В поездку на собственных “Волгах” с режиссёром, его сестрой Натэллой и сыном Александром отправились Ефим Копелян и Кирилл Лавров с супругами - Людмилой Макаровой и Валентиной Николаевой. “...до тех пор, пока мы не въехали в Хельсинки, все вроде бы шло нормально. Мы встретились с нашим будущим переводчиком, он сел в головную машину к Георгию Александровичу, и три «Волги» въехали в чистенький, сияющий огнями город. Уже наступил вечер, и перед нами стояла только одна задача: благополучно добраться до гостиницы, где нас ждал ночлег. Но сделать это оказалось не так-то просто. Наш переводчик был убежденным пешеходом и совершенно не знал города как шофер - где можно ехать, где нельзя, где есть поворот, где нету… Но наш шеф не стал унижать себя подробным знакомством с финскими правилами движения и самоотверженно ринулся в паутину городских улиц. Скорость наша начала почему-то возрастать. Вероятно, от волнения. Мы с Копеляном мужественно «сидели на хвосте» у шефа…. И вот три странных автомобиля, будто связанные веревкой, нагоняя ужас на горожан и оцепеневших водителей автобусов и такси, выписывали кренделя по ночным улицам притихшего города, нарушая все принятые в мире правила движения. «Стой!» - вопль переводчика я услышал, даже находясь в другом автомобиле. Георгий Александрович спокойно вылез из машины, с удовольствием затянулся сигареткой: «Поздравляю, друзья мои, мы у цели!» Перед нами приветливо сиял огнями отель...”. / Кирилл Лавров, из статьи “Это моя собственная жизнь” (в сборнике “Георгий Товстоногов. Собирательный портрет”, Санкт-Петербург, 2006).



51.Георгий Товстоногов с артистами БДТ - Владиславом Стржельчиком, Борисом Рыжухиным, Людмилой Макаровой. 1963 год. “Когда созревает замысел будущего спектакля, режиссер не должен вгонять в свое представление о будущем спектакле живых людей. Замысел - это «заговор» одинаково думающих людей, это то, чем надо заразить, увлечь артиста, сделав его соучастником в такой степени, чтобы он этот замысел считал своим. В процессе работы артист должен быть соавтором режиссерского решения спектакля”Георгий Товстоногов, из книги “Зеркало сцены” (Москва, издательство “Искусство”, 1984).



52.Георгий Товстоногов с корифеями БДТ - Евгением Лебедевым и Кириллом Лавровым. “Личность Георгия Александровича для меня, в моей собственной жизни, занимает совершенно особое место… Это не просто счастливая встреча с гениальным режиссером… Это моя собственная жизнь, настолько тесно связанная с ним и зависимая от него (хотя он, вероятно, этого и не предполагал), что мне очень трудно сейчас как-то абстрагироваться и взглянуть на него «со стороны»… Говоря языком Станиславского, для меня эти тридцать три года - время непрерывного диалога, активного внутреннего действия, пауз, тончайших оценок, нюансов, взглядов, конфликтов, сплавленных в единый сложный жизненный процесс, к построению которого на сцене стремится каждый актер и каждый режиссер, и что является самым трудным в нашей профессии, и что так редко получается” / Кирилл Лавров, из статьи “Это моя собственная жизнь” (в сборнике “Георгий Товстоногов. Собирательный портрет”, Санкт-Петербург, 2006).



53.Георгий Товстоногов за рулем, начало 1970-х. “Машины - его страсть. Первая машина у него появилась, когда ему было уже более 40 лет, потом он менял их на более дорогие, но «голубой мечтой» был «мерседес». Как он ему, в конце концов, тяжело достался! Он много лет копил валюту, заплатил огромную пошлину за перегон из-за рубежа. И всего четыре года он поездил на этой машине! И умер за рулем своего «мерседеса». Воистину, все приходит поздноКогда Георгий Александрович узнал, что Борис Бабочкин умер за рулем своей машины в Москве, он сказал: «Вот это смерть настоящего мужчины. Один, за рулем, никого не задавил, остановил машину и умер…»” / Дина Шварц, “Разрозненные заметки”

Продолжение

интересно, режиссёры, проекты, афоризмы и цитаты, ретро и старина, архивы_источники_документы, наследие, память, факты и свидетели, воспоминания, символы, репрессии и цензура, известные люди, ссср, культура, мужчины, юбилеи, кино и театр, день рождения, легенды, города и сёла, семья, ленинград, эпохи, фото и картинки, родина и патриотизм, биографии и личности

Previous post Next post
Up