marina_klimkova:
Из книги А.И. Новикова "Записки о земстве и сельской школе" (3) Помещу ещё один небольшой фрагмент из книги А.И. Новикова «Записки о земстве и сельской школе». Напомню, что работы, вошедшие в это издание, автор писал до революции - на рубеже XIX-XX веков.
Н.П. Богданов-Бельский. Натурщики (время написания работы не нашла)
А.И. НОВИКОВ
Фрагмент из книги
«Записки о земстве и сельской школе» (Тамбов, 2010)
Редкий номер газеты приходит без того, чтобы не было грустного повествования о необходимости то там, то здесь иметь новое среднее или низшее учебное заведение, или улучшить, или увеличить уже существующее. Необходимость де вопиющая, да денег, к сожалению, нет; нет каких-нибудь двух-трёх тысяч, а то двух-трёхсот рублей у земства, а то даже у министерства.
«Денег нет», - повторялось, повторяется и, кажется, долго ещё будет повторяться, когда дело идёт о нуждах народного образования. Некоторые органы печати, да и некоторые лица из публики прежде, лет 20 назад, говорили это как будто серьёзно, большинство же эту формулу «денег нет» не считало за неопровержимый довод, а полагало, что это не что иное, как способ замаскировать нежелание произвести расход, который по каким-то соображениям считается вредным.
Теперь картина иная. Это постоянно повторяющееся «денег нет» так часто прицепляется к разговорам о народном образовании, что верить стали в этот довод не только прежние скептики, но и те, которые прежде преднамеренно распускали этот ложный слух из-за своих затаённых видов.
В таком-то городе детям негде учиться. Стоит вопль обывателей. Дума обращалась в министерство об открытии гимназии, но получила ответ, что больше 600 рублей в год пособия министерство выдать не может.
Следующее известие.
От такого-то города до такого-то предположено провести железную дорогу в тысячу слишком вёрст. Постройка в принципе решена, и вопрос сводится к тому, будут ли добыты нужные для неё 70 миллионов путём займа или иным образом. Тут, скажут, доход очевиден. Отстроится дорога, и проценты на капитал пойдут. А разве не пойдут проценты на капитал, вложенный в дело народного образования? Дорога принесёт 5 %, а этот капитал 100 %, 1000 %! Да не потому ли и «денег нет», что плоды образования слишком очевидны?