Термины
времен «Ига»
Слова иго, монголы были известны и
современникам событий XIII
века, но как сложившиеся термины они появляются много позднее:
иго - в конце XV века, татаро-монголы -
в начале XIX века.
Термин «иго», означающий власть
Золотой Орды над Русью, в ранних русских летописях не встречается. Он появился
на стыке XV-XVI веков в польской исторической литературе. Первыми его
употребили католический священник Ян Длугош («iugum barbarum», «iugum
servitutis») в 1479 году и профессор Краковского университета Матвей Меховский
в 1517 г. Перу последнего принадлежит «Трактат о двух Сарматиях», признанный в
Западной Европе главным источником изучения России.
Как видим, термин был изобретен на западе, а запад,
скажем мягко, другом Руси не был. Не забудем, что часть русских земель в
означенный период была захвачена той же католической Польшей. Всю свою
средневековую историю Польша стремилась к захвату Руси целиком. Достаточно
вспомнить о Смутном времени. Следовательно, и термин и сама история Руси составлялись
лицами заинтересованными.
Термин «татаро-монголы». Впервые эту
нелепость изобрёл в 1823 году учитель гимназии П.А. Наумов. "...Все
историки между собой согласны, что сии свирепые завоеватели были не татары, а
монголы, - рассказывал в своей брошюрке названный автор о событиях XIII века, -
монголы же по мере приближения их к пределам нашего отечества и к странам Западной
Азии были усилены местными татарами, т.е. народами турецкого племени".
Опираясь на сии рассуждения Наумову и пришла сногсшибательная идея назвать
участников вторжения татаро-монголами.
Добавим сюда литературные произведения о нашествии
монгол, основанные на такой истории, да ещё разработанную Западом теорию о
Восточной дикости. И вот вам жуткий кошмар в историографии: набеги и разорения
от «татаро-монгол».
Набеги и разорения на Руси в этот период происходили
не от монгол, а являлись следствием междоусобий князей, привлекавших для
дележки княжеств новых союзников. Как видим, коррупция родилась не сегодня.
Из-за междоусобиц князей-молодцов большинство населения уходило в леса подальше
от концентрации княжеской власти. Русские князья превращали поля-нивы в поля
сражений. Вот и разорение от якобы татар и монгол.
Ушкуйники. В нашей истории содержаться
интересные, но упорно замалчиваемые сведения о русских речных пиратах
«татаро-монгольского» периода.
Разбойники, на вертких судах-ушкуях гулявшие на
Волге, дорого стоили правителям Казани и Астрахани. Ханы «завоевавшие» Русь
были вынуждены платить дань разбойникам и обращаться к русским князьям за
помощью. Вы только подумайте. Могущественные правители просили пощады и
откупались от пиратов, осаждая Москву просьбами «Уймите ушкуйников!» Речные
разбойники уничтожили больше татар, чем князь Дмитрий на поле Куликовом. Торговая
мощь Золотой Орды трещала по швам.
Вторая половина XIV века. Ушкуйники грабят Булгар, Жукотин, Сарай, Астрахань. Правители
Булгара и Жукотина платили дань вожакам речных разбойников, чтобы те обходили
их города стороной, астраханский хан лично встречал флотилию бандитов богатыми
дарами. Столицу улуса Сарай не раз брали штурмом, подвергали разграблению.
Ордынские власти слали в Москву гневные ноты, требовали наведения порядка и
примерного наказания виновных (по материалам Д.М. Балашова и С.Н. Маркова)
http://jupiters.narod.ru/volok9.htm.
В отдельные годы на Волге одновременно пиратствовало
до 200 тыс. ушкуйников. Это бедствие для купцов и жителей поволжских городов
отмечается в источниках и в период династии Романовых. С волжским разбоем боролись
даже императоры Петр, Павел, Екатерина. В дальнейшем упоминания об этих
событиях исчезают. Однако скорее не речной разбой пошел на убыль, а проявилось
действие цензуры в средствах информации.
Из ушкуйничества начинают свой послужной список и
Степан Разин и Ермак Тимофеевич. Этот пиратский опыт Ермак использовал при завоевании
Сибирского царства. А в отличие от Разина стал положительным только потому, что
поклонился Государю завоеванным царством, в надежде получить прощение за свою
прошлую вольницу.
После такой информации любой здравомыслящий человек
должен задать себе вопрос: А кто и кому был «иго» на самом деле?
Источник:
1. Дорожкин Н. Я.
http://wordweb.ru/2007/11/24/chto-takoe-igo.html 2. Журнал Аэропорт, Ростов на
Дону, Елена Сергеева, Ушкуйники, №10 (39) декабрь 2007 - январь 2008 г.
Ярлыки русским
князьям.
Мы почему-то решили, что знаем смысл этого древнего
документа, ведь нам сказали, что это лицензия на право княжения и выдавался ярлык
для унижения князей. А вот и нет. Немного потрудившись и ознакомившись со
сводом законов Чингисхана Ясой, вернее с её принципами, т.к. целиком Яса не
сохранилась, мы делаем прямо-таки открытие. Итак.
По Ясе, основанной на философии Чингисхана, весь мир
это его Общемировая империя, где никаких иных суверенных государств не
существует. А если какой-то суверен завелся, то это пока не завоеванная
вражеская территория. Для тех же, кто был ценен хану или выполнял его
особые поручения, делались исключения. Такие люди могли не соблюдать Ясу и не
считаться врагами. Для подтверждения такого статуса выдавался ярлык - грамота,
где указывались привилегии, их причина и обязательства перед ханом. Т.е. это
был документ многоцелевого назначения и не только для русских князей.
Для наших князей нужда в ярлыках возникла по одной
простой причине - Русь не была частью империи Чингисхана, а чтобы по законам
Ясы не стать хану врагом требовался ярлык как охранная грамота.
На всех
завоеванных землях сопротивлявшихся «стирали с лица земли», назначали своих
монгольских правителей, ставили гарнизоны, и никаких ярлыков, одно
беспрекословное повиновение хану.
Другой внук
Чингисхана хан Хубилай, подчинил своей власти Китай и соседние с Китаем страны:
Бирму, Камбоджу, Корею. В 1260 году перенес столицу Монгольской империи из
Каракорума в Пекин, который переименовал в Ханбалык. О таких переименованиях на
Руси ни в учебниках, ни в исторических трудах, ни в летописях ничего нет.
Хан Узбек
после принятия ислама в 1312 году силой распространяет его в своем народе и
сопротивляющихся казнит. На территории монголов никаких исключений.
Ярлыки для русской
церкви.
Как вам после сказанного ханский ярлык о
неприкосновенности Русской Православной Церкви на «завоеванной территории».
Ислам на Руси не приняли, а врагами хану при этом не стали.
Ярлыки выдавались Русской Православной церкви для её
беспрепятственной религиозной жизни. Священники, финансовые поступления и
имущество церкви никакой данью не облагались. Ни храмы, ни монастыри никак не
контролировались татарскими и монгольскими чиновниками.
Со времен Чингисхана
монгольские каганы покровительствовали Русской православной церкви. Золотая
Орда давала особые охранные ярлыки, по которым осквернение православной веры
каралось смертной казнью. Многие царевичи империи издревле были
христианами-несторианами, а в Золотой Орде - уже православными. По началу и сам
Батый был христианином, но позднее вернулся к своей вере отцов. Царевич Даир,
правнук Чингисхана, причислен Русской православной церковью к лику святых как
«преподобный святой Петр, чудотворец Ростовский, царевич Ордынский». В Кремле,
в Архангельском соборе, усыпальнице русских великих князей и царей, Петру
посвящены две большие фрески, во всю стену справа от алтаря. Святой Пафнутий,
основатель Боровского Пафнутьевского монастыря, в нынешней Калужской области,
был правнуком баскака Амырхана...
Золотая Орда не могла
допустить католизации Руси как по религиозным, так и по политическим
мотивам.
В 1257 году Александр
вместе с ханом Берке (мусульманином) и внуком Батыя царевичем Менгу-Тимуром
(язычником) открывают в Сарае, столице Орды, подворье православного епископа.
Православная вера в Орде утверждается официально. Заключаются смешанные браки
между русскими князьями и татарками, принимающими христианство.
В 1552 году в войсках
Ивана Грозного, штурмовавших Казань татарские воины составили 70% от общего
состава армии. После пленения хан Едигер сохранил титул «царь Казанский» и
занял высшее положение в Московском государстве. В летописях при описании
различных церемоний царь Казанский стоит на втором месте после Ивана Грозного.
Дополнение - «Царство
Казанское» на печати Ивана IV занимает одно из почетных мест.
В 180 км от Нижнего
Новгорода находится всемирно известный православный центр Дивеево. Своим
названием этот поселок обязан имени первого владельца - татарского мурзы Дивея.
В 1559 году Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и
подарил землю с пахотными угодьями на реке Вичкинзе.
И все это в
благодарность за «порабощение русских земель»?
Источник:
1. С.
Баймухеметов, Приемный сын Батыя,
http://www.journalist-virt.ru/mag.php?s=200902931 2.
Дивеево, Серавимо-Дивеевский монастырь,
http://www.sarov-realty.ru/art_system/art_410.htm 3. К.
Пензев, «Князья Рос: Аорийская кровь», Москва, Алгоритм, 2007, с.95
Дань.
Вот ещё один довод, приводимый в защиту идеи о
существовании ига - дань.
Выплата дани началась только через 20 лет после
Западного похода Батыя и оформления союза как раз тогда, когда Римский Папа
объявил крестовый поход против «схизматиков» - православных русских и татар, но
это не дань, а общий котел для ведения войны, военный налог. Обычная международная
практика союзных государств.
Это действие для поддержки монгольской конницы
недобросовестные историки назвали «сбором дани». Одно только движение
монгольских войск даже без боестолкновения заставляло отступать от Руси
западных колонизаторов.
А собственно, сколько это - дань? История сохранила
нам эти цифры. Иван Калита, взявший на откуп сбор средств для татарского
войска, передавал в Орду 5000 рублей в год. Ровно столько же поступало на
содержание двора Константинопольского патриарха. Видимо, не так уж невыносима
была эта «дань». А вот ещё. В 1376 г. т.е. до Куликовской битвы нижегородский
князь Дмитрий Константинович после успешного похода на Волжскую Булгарию обложил
побежденных данью и опять в 5000 рублей.
(источник
http://ru.wikipedia.org/wiki/Дмитрий_Михайлович_Боброк-Волынский)
Получается, что размер дани того времени был
какой-то стандартный. Да к тому же ещё одно удивление. Русский князь в период
того самого ига сам обкладывает данью другой народ. При чем Булгары платили
дань в то время и Руси и татарским баскакам. Объясните мне. А тут кто кому иго?
Уже после смерти
Александра, когда немцы опять пошли на Новгород, тогдашний хан Менгу-Тимур, уже
внук Батыя, в соответствии с договором Побратимства так и не утратившим силу,
прислал конницу - немцы тотчас отступили и подписали мир на новгородских
условиях.
Уже нет в живых тех, кто
создал такие взаимоотношения, а культура Руси и её самобытность охраняется
армией Орды. Но нам до сих пор твердят о каком-то иго, во что многие верят
до сих пор и спорят до хрипоты.
Вот почему утрачены
оригиналы летописей, вот почему сохраненные летописи имеют множество редакций
вплоть до XVII века.
Западные историки и их пособники на Руси прятали концы в воду, и снабжали
русский народ дезинформацией, будто русские удельные княжества входили в
территорию Орды.
НЕ ВХОДИЛИ, НИКОГДА!
Назовите хоть одного
хана княжившего на Руси. Вы когда-нибудь, где-нибудь слышали о ханах Киева,
Владимира, Новгорода?
А если Русь была
территорией Орды, то почему не выполнен указ хана Узбека 1312 года о принятии
ислама? Ответ может быть только один. Русь не Орда, это было другое
государство. Вассалом Орде доводилась, но не была русским улусом или
чьей-то частью.
Читаем первоисточники и
перестаем повторять глупости.
Источник:
1.
Ефим Макаровский, Легенда о татаро-монгольском иге,
http://www.analysisclub.ru/index.php?page=hist&art=2587 2. С. Баймухаметов, Анатомия
мифа,
http://www.abc-people.com/data/nevskiy/dat12.htm#02 Карта Сергия Радонежского.
Взгляните на
интересную карту с интересным заголовком - Школа Преподобного Сергия Радонежского.
Ранее я опубликовал её в своей работе
«Кто и зачем крестил Русь».
http://yar46.livejournal.com/6188.html Особо следует
отметить размах строительства многочисленных монастырей в середине XIV века, с привлечением
значительных трудовых ресурсов и финансовых средств. Прямо дух захватывает от
частокола монастырей-крепостей подготовленных для будущего Московского
государства.
Строительство
всех монастырей Карты Радонежского выполнено за короткий период и
практически одновременно. О таком количестве ударных строек на Руси в истории
практически ничего нет.
Вы можете себе представить формирование
самостоятельного государства на завоеванной территории, и при этом завоеватели
не препятствуют такому процессу. Более того, на территории Московского
княжества - основы будущей России создается целый укрепрайон.
Потому и молчит история. Ну как в самом деле
объяснить такую вольницу, когда на дворе иноземное иго, а оно это иго по
данному поводу никаких контрмер не принимает.
Русское
государство выросло неподвластное западной Европе и не вопреки Орде, а благодаря
союзу с ней.
Наша история
не совсем такая, как мы привыкли считать.
Источник:
1. Карта «Школа Сергия
Радонежского». Карта находится в музее Саввино - Сторожевского монастыря,
что в Звенигороде Московской обл.
2. Святитель Алексий Московский,
http://pravchten.narod.ru/Zhitiya/AleksiyMoskovskiy.htm 3. Округ Александров часть Великой России, под ред. Н.
Чикина, ЕвроАзияЭкспресс, Москва, 2005, с.16-17
Походы, походы, походы…
Общепринятая
точка зрения дает действиям хана Батыя резко отрицательную оценку. Но Западный
монгольский поход XIII
века в принципе не верно трактовать с
сегодняшних позиций морали. Тогда, а не сегодня, это было в порядке
вещей. Почему надо считать, что Батый делал плохо, а поступки русских князей -
это не в счет. И наши совершали походы и брали дань с соседей, и даже на
Византию продолжали набегать после крещения. А убийства монгольских
послов, а походы князя Кия в V веке чего стоили, и по
Византии и по Европе. А как считать пять веков польского владычества над
западными землями современных Украины и Белоруссии с ассимиляцей русского
языка, с превращением предков современных украинцев и белорусов в панских холопов?
Такая
демонстрация силы наблюдается в истории в разных частях света. Такую игру мускулами продемонстрировал и Батый. А
почему бы и нет. Во-первых, на Калке русские князья показали себя не лучшим
образом, да и Булгарам надо было отомстить за их нападение на монгол после
битвы на Калке. Во-вторых, военная добыча не противоречила понятиям того времени.
Это не
обеление Батыя. Тогда так было принято. Тоже делали и русские князья, и шведы,
и рыцари немецкие и генуэзские и все, у кого были армии.
Это была
международная практика своего времени. Удар этой политики приняли на себя князь
Александр Невский и Православная церковь. Приняли, выстояли, а потомки
Александра создали Московское государство.