Реформы Никона

Feb 26, 2016 17:59

Плодовита земля нижегородская на великих людей. Ещё не обрела Русь спасение от поляков, ещё стараниями Кузьмы Минина не собрано Второе ополчение, как на той же волжской земле родился очередной Мина - Никита Минов (1605). Никите личности не простой властной была предуготована не простая судьба. От сына крестьянина до патриарха Никона.
Патриарх Московский и всея Руси, Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх.
Его биография плод событий случившихся в XVII веке на Руси.
Примитивное объяснение порождает примитивное представление.
Кто только не поносил патриарха за его реформы. А что было в действительности?
А в действительности была попытка продолжить великий замысел под названием «Русь». В середине XIV века три человека Великий князь Иван II, митрополит Московский Алексий и преподобный Сергий Радонежский затеяли и реализовали величайшее в истории идеологическое строительство. Под крышей светской и духовной власти на территории Московского княжества была создана основа будущей России. А далее планировалось распространить её во все пределы земли (см. статью «Сергий Радонежский и начало Московской Руси»).
Следующий этап проекта имел своим продолжением Русскую Палестину, но этап был прерван внешними причинами. Попав в поле зренния Запада нас уже не выпускают из вида и всеми силами стремятся если не уничтожить, то хотя бы затормозить чередой «дранг нах остенов».
Реформы Никона не блажь волевого человека. Реформы это часть государственной политики того времени. Россия жила идеей стать новым Константинополем, т.е. Третьим Римом. Что означали эти слова? Это значило стать центром для всех православных церквей на Земле. При этом роль царя и Патриарха становились бы не только Всея Руси.
Внешне жизнь Никона связывают исключительно с церковными реформами, но истинный смысл идей патриарха остается в тени.
В центре тех идей Новоиерусалимский монастырь. Монастырю, воссоздающему образ небесного града Иерусалима, отводилась роль воплощенной в камне иконы православного центра на земле царствующего града Москвы. Иными словами речь шла о новой международной роли русского государства, и это повторюсь не личная идея Никона, а всей властной структуры страны.


Новый Иерусалим. Вид состороны Гефсиманского сада. Идет реставрация. Патриарх Константинопольский Паисий в 1649 году подарил Никону разборную модель храма Воскресения Господня в Иерусалиме инкрустированную перламутром.
При сооружении Воскресенского собора использовалась модель храма, чертежи по рисункам Бернардино Амико 1596 года, и записи иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Арсения (Суханова) паломника посланного в Святую Землю патриархом Никоном.
http://www.n-jerusalem.ru/treasures/sobor.html
Идея создания русской Палестины начала воплощаться. Однако было одно но. За века существования Христианства обнаружилось расхождение в священных текстах и обрядах. Чтобы объединить всё Православие вокруг Третьего Рима, т.е. вокруг Русского Патриархата и потребовались реформы. Начались консультации с Константинопольским патриархатом.
Как водится, реформам возникла оппозиция, причем непримиримая. Мало церковной оппозиции так проявилась когорта русских князей завидовавших влиянию патриарха родом из крестьянской семьи, что выражалось в придворных кознях. И вместо единения усилий и поиска компромиссного решения в таком всеобъемлющем деле возник кровавый религиозный раскол.

Весной 1654 г. созывается собор, который проходил в царском дворце, под председательством царя Алексея Михайловича. Основой речи Никон была мысль о необходимости согласия между Русской Церковью и Восточными Патриархатами в догматах и в уставе. После прений Патриарх задал вопрос, чему следовать? Большинство участников собора приняло идею реформы по греческому образцу. Собор 1654 года дал Никону основание править книги по греческому образцу. Что это был за образец? Часть действительно исходные греческие тексты, а часть - перевод на греческий с латыни. Подход к «справе» требовался серьезный и неспешный.
Следует знать некоторые события истории той эпохи. Константинопольский патриархат как бы устаревший русский чин не осудил, о чем патриарх Паисий и написал Никону в ответ на его письмо в мае 1655 г. Кроме Паисия грамоту подписали 24 митрополита, архиепископ и три епископа Константинопольского Патриархата. Патриарх Паисий писал, что единство Церкви не повреждается различием в обряде, но может нарушиться только через ересь. Паисий на вопросы Никона, сообщал, что в Константинопольской Церкви принято троеперстие, но при этом добавлял, что «впрочем, при том же значении можно слагать персты и иначе». Патриарх Константинопольский уговаривал Никона прекратить распри на обрядовой почве ввиду их ничтожного значения в деле единства Церкви. Он рекомендовал лишь увещевать упорствующих в неприятии греческого обряда, но отнюдь не навязывать его взамен русского.

Две головы двуглавого орла - власть патриарха из народной глубинки и власть царя могли привести к реализации вселенского замысла. Но Никон разругался с царем и был суд. Память о замысле ныне сохраняется в храме, величие которого не оставляет никаких сомнений в его истинной цели. В сердцах видевших эту святыню не остается места равнодушию. Даже фашисты, увидя русскую копию небесного Иерусалима, были потрясены и в страхе взорвали святыню.
Сегодня Новый Иерусалим возрождается и многое восстановлено.

Не углубляясь в церковные каноны на поверхности личностный конфликт государя и патриарха. Масштаб личности Никона много более, ведь не просто так крестьянин Никита Минин стал патриархом и носил кроме церковного ещё и светский титул «великого государя». Получив от царя Алексея Михайловича титул «великого государя», Никон воспринял его как возможность соправительства. Задуманное не являлось секретом для недругов Руси. Страна уже тогда могла обрести современное понятие супердержавы. Началась незаметная для непосвященных тонкая игра против.
Любой правитель встречает на пути препятствия вплоть до прямого сопротивления, что и было использовано как в свое время против Ивана Грозного, которому с помощью яда и подстав упорно препятствовали оставить законного и сильного наследника. Тоже и при Никоне. Последняя капля, проточившая камень - приближенного Никону князя Мещерского провокационно оскорбили царские придворные, царь отказался их наказывать - и патриарх в 1658 году удалился в свое детище подмосковный монастырь в надежде, что царь одумается, и они вновь объединят усилия для движения к общей цели, но этого не случилось.
То одна причина, подковерные игры и интриги местные и Запада. Вторая - от царя Алексея Михайловича зависело содержание обедневших древних церквей на далеком юге, откуда приезжали на Москву за реальной материальной поддержкой. В ходе возникшего противостояния между головами государственного орла поддержку получил царь, и патриарха осудили, но не за реформы. Реформы Никона действуют в Русской Православной Церкви и по сей день. Формальным поводом к осуждению Никона на суде объявили поступок патриарха, удалившегося в 1658 году из стольного града в свой любимый Новый Иерусалим, чем осиротил Церковь до 1666 года, когда и состоялся суд.
Удивительно как бывает в жизни. В составе суда состояли два разжалованных патриарха Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский. Оба патриарха на тот момент считались лишёнными кафедр решением Собора в Константинополе, но в Москве известие о том получили уже после суда над Никоном. Эти «свадебные генералы» придали суду внешнюю легитимность и сработали как агенты влияния.

Другой причиной неприятия реформ Патриарха была практически всеобщая неграмотность народа, к которой опустились от общей грамотности в начале тысячелетия. Вспомним берестяные грамоты Новгорода и их многочисленных авторов из простого народа. Ко временам Никона церковные службы многими велись по памяти. Обряд запоминали во время алтарного служения с детства, а не по книжной премудрости. Предстоящая коррекция содержания книг («книжная справа» под греков) ставила мало- и просто неграмотных в серьезное положение. Сам Никон, ратовавший за греческие тексты, был начитан, но греческого языка не знал и более того не имел богословского образования. Уверовал в точность греческих текстов и обрядов. Доверчивость Никона к иноземцам позволила католикам и униатам приблизится к Русской Церкви и оказать на патриарха серьезное влияние. Это обстоятельство в итоге и привело к столь плачевным результатам.[58]
«Папоцезаризмъ Никона выросъ, видимо, изъ католическаго міропониманія, чуждаго православной Церкви, и недаромъ католицизмъ до нашего времени съ нескрываемой симпатіей относится къ Никону.
Связь съ католиками Никону было не трудно осуществить. Читаемъ у Шушерина: «Пребываху въ Воскресенскомъ монастырѣ многіе иноземцы: греки и поляки, черкасы (украинцы) и бѣлорусцы, и новокрещеные жиды въ монашескомъ чину и въ бѣлецкомъ».
«Пріѣзжали же мнози изо многихъ странъ и земель иноземцы...» (И. Шушеринъ, «Извѣстіе...»). Были также нѣмцы и литовцы, добавляетъ митр. Макарій. А «онъ ихъ съ радостію пріимаше» - экуменизмъ, да и только! Среди грековъ и поляковъ въ то время было уже предостаточно іезуитовъ, а среди украинцевъ и бѣлорусовъ - уніатовъ.
Замѣтимъ, что Никонъ сдѣлалъ справщикомъ книгъ Арсенія Грека, сосланнаго еретика, смѣнившаго три (!) вѣры, но зато учившагося въ іезуитской коллегіи въ Римѣ. Не только вызволилъ изъ ссылки, но Арсеній даже живетъ у Никона въ келіи, - экая любовь!
Второй справщикъ и горячій приверженецъ Никона, Епифаній Славинецкій, ученый кіевскій монахъ, пріѣхавшій въ Москву въ 1649 году.
Католическая направленность воспитанниковъ Кіевской Могилянской академіи того времени также общеизвѣстна».

И что в итоге? Неудачу проекта, задуманного всей властной элитой страны и поддержанного всеми древними церквями, свалили на одного патриарха крестьянского сына. Ну действительно, не себя же потомков древних княжьих и боярских родов обвинять. А потому появилось множество обличений личности Никона,
Источник: http://nasledie.russportal.ru/index.php?id=raskol.kutuzov_01005 .
Закон природы гласит, чтобы и с кем бы ни происходило это не следствие единственной причины. Возникший раскол, порожден многими обстоятельствами, включая недружеское зарубежное влияние, зависть родовитых людей, личная нескромность Никона, а не только особенности архитектуры, обрядов и произносимых слов. Увы, трудно пройти испытание «медными трубами» власти. Однако «короля делает свита», царь возникает при наличии царства. Одному Никону те реформы были бы не под силу.
Следует иметь в виду что после Собора 1666-1667 годов, т.е. после лишения Никона власти ситуация изменилась кардинальным образом. Именно после суда староверов заклеймили в качестве «злобных еретиков» и предали их гражданскому уголовному преследованию. Сторонники прежнего чина не принявшие реформ дабы по их разумению избежать греха, принимали огненное крещение и сжигали себя целыми общинами. У истоков той оппозиции стояли «ревнители благочестия», спустя годы сами ставшие его жертвами. Лишенный сана патриарх Никон к тому времени содержался в отдаленном монастыре.
Шло время. Умер царь Алексей Михайлович. Новый царь Федор Алексеевич приказал освободить опального архиерея. По дороге в столицу 17 августа 1681 года Никон скончался. Уже после его смерти в Москву пришли «разрешительные грамоты» от четырех восточных патриархов - «О снятии с Никона прещений Собора 1666 года».
Никона реабилитировали, и в настоящее время он поминается патриархом, как и до суда. С тех пор две головы у государственного герба (Церковь и Власть царя) лишь дань традиции без реального содержания.

Внешние силы вмешались в задуманный проект двух великих государей царства и церкви. Сначала эти силы, опираясь на черты характеров царя и патриарха, сумели их развести, а затем обнулили сам проект, инспирировав раскол церкви. Где уж тут вести разговор о единении церквей вокруг Третьего Рима.
Непростая страница истории, к которой сегодня приложен возрожденный Новый Иерусалим. И страничка эта ещё не перевернута. Раскол не преодолен. Раскол, как и разруха, по словам Булгакова «в головах», а по словам Писания: «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6.7).


Современный вход в Новый Иерусалим.

«При ближайшем рассмотрении оказалось, что отступление от древнего обряда произвела не русская церковь, а греческая».
«Никон не преминул воспользоваться огромной властью, чтобы округлить патриаршия владения и увеличить личные доходы. Вопреки Уложению 1649 г., запрещавшему патриархам и архиереям приобретение земель, Никон значительно расширил площадь патриарших владений. Он основал три новых монастыря, которые считались собственностью не патріаршей кафедры, а самого Никона... Никон добился у царя приписки к этим монастырям обширных земел с крестьянами».
Источник: «История СССР с древнейших времен», М. 1967, т. III.
Возникает простой вопрос, а кто всё это санкционировал при действующем законодательстве? Вам это не напоминает события нашей новейшей истории?
Чтобы не говорили о реформах Никона, а время всё расставляет по местам, включая и личностные оценки. «По делам их узнаете, кто они», Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 16.

Сегодня возрождается старинное наследие, не пропустите прикоснуться к прекрасному.
Добраться до Нового Иерусалима легко на автомобиле или на электричке с Курского вокзала Москвы до одноименной платформы, а монастырь рядом.
Новичку сложно разобраться в символике и каменном содержании каждого предела храма, его многообразном убранстве, что олицетворяет эпизоды Ветхого и Нового Заветов, а также символику мест, выделенных древним церквям. Здесь же и копия кувуклии, известной по чуду снисхождения благодатного огня в древнем Иерусалиме.
Главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В начале IV века над гробницей была возведена Кувуклия Храма Гроба Господня, что повторено в Новом Иерусалиме.
Рекомендую взять экскурсовода из местной паломнической службы, заказав по телефону.
Стараниями реставраторов храм возрожден буквально из руин и стал уже действующим, но в Голгофе и церкви Константина и Елены работы продолжаются, и туда посетителям пока хода нет.
Не помешает взять с собой термос с горячим чаем и пару бутербродов. Поскольку реставрация ещё не коснулась этой стороны местного бытия.

58. Б. Кутузовъ, «Церковная реформа XVII вѣка, ея истинныя причины и цѣли». Часть I. - Рига: Издательскій отдѣлъ Древлеправославной Поморской Церкви Латвіи, 1992. - С. 71-99. http://nasledie.russportal.ru/index.php?id=raskol.kutuzov_01005

в Список записей по теме: Познаваема ли история

староверы, Никон

Previous post Next post
Up