Сергий Радонежский и начало Московской Руси.

Nov 13, 2010 12:30

 
«Признаком великого народа служит его способность

подниматься на ноги после падения.

Пробьет час, соберет он силы,

и воплотит их в великом человеке».

В. Ключевский

Удивительно выглядит в истории «Зачало града Москвы» от Таганского Красного холма. Не менее сказочно предстает перед нами строительство Государства Российского вокруг былинного города Мóскова.

У истока государства три великих человека, и вовсе не полумифические варяги.

Вот они истинные герои. В середине XIV века патриоты Земли Русской Великий князь Иван II, митрополит Московский Алексий и преподобный Сергий Радонежский затеяли и реализовали величайшее в истории идеологическое строительство. Под крышей светской и духовной власти на территории Московского княжества была создана основа будущей России.

Карта Сергия Радонежского.

Взгляните на любопытную карту с интересным заголовком - Школа Преподобного Сергия Радонежского.

Фотография сделана в 2009 г. в Краеведческом музее, расположенном в кельях Саввино-Сторожевского монастыря под г. Звенигородом, Московская область.



Следует особо отметить размах строительства многочисленных монастырей с середины XIV века. Строительство ведется с привлечением значительных трудовых ресурсов и финансовых средств. Монастыри строятся на территории фактически не полностью христианской, да ещё в период т.н. ига. Продолжают существовать древние славянские верования. Волхвы  сохраняют большое влияние и даже организуют религиозные восстания. Ещё жива Золотая Орда. Но строительство в основном завершается за четверть века. И монастыри не только крепости, но и сторожевые, и для охраны транспортных узлов. Прямо дух захватывает от частокола крепостей подготовленных для будущего Московского государства.

О таком количестве ударных строек на Руси молчит история. Удивляет и другое. Строительство происходит во времена т.н. «Татаро-монгольского ига». Происходящее на Руси грандиозное событие почему-то совершенно не волнует монгол, и они всему этому не препятствуют, а даже наоборот, выдают Русской Церкви охранный ярлык на свободу действий и освобождают её от выплат налогов и даней.

По неволе задумаешься, а от кого тогда готовились защищаться? Уж точно не от Востока. Некоторую информацию можно встретить в книгах по истории Православной церкви, но с иным контекстом.

Для чего строился укрепленный район «Московия»?

Строительство всех монастырей Карты Радонежского велось одновременно, и было выполнено за короткий срок. О силе созданных крепостей можно составить представление по бесплодной почти двухлетней осаде поляками Троице-Сергиевой лавры в смутное время. Захватчики так и не смогли овладеть духовным центром русской земли. В начале осады у поляков 12 тысяч человек, а в конце в 1610 году - едва две тысячи осталось, да и те бежали, лишь стоило показаться войскам Скопина-Шуйского, прибывшего на подмогу. Очевидно, что среди монастырской братии жили и монахи-воины. Вспомните знаменитых Пересвета и Ослябю. Преподобный Сергий направил воинов-иноков, на Куликовскую битву именно из Лавры. Значит, в монастырях были не только те, кто страну молитвами защищал. История сохранила нам и военную мудрость защитников, которые прорыли подкоп под готовившийся противником подземный ход в сторону монастыря. После чего взорвали вражескую хитрость вместе с воинами, изготовившимися к очередному штурму.

В память об освобождении Лавры от поляков учрежден крестный ход по стенам Лавры 12 января в день  Святой мученицы Татианы.

Монастыри строили посланники Киево-Печерской обители и ученики Сергия Радонежского. Русские князья и Православная церковь не на словах, а на деле создавали политический центр в Москве.

Если Вы прочли быстро, прошу вторично обратить внимание, что строили монастыри-крепости для Москвы жители севера и выходцы из Киева, а не «москали» отнимали власть у Киева. Тогда о подобных глупостях и речи быть не могло. И не могло быть по простой причине - власть у юга Руси тогда реально отнимали Литва и Польша.

Организаторы строительства.

Рассмотрим личности прорабов того малоизвестного строительства.

Князь Иван II.

При Иване II в состав Московского княжества вошли Костромские и Дмитровские земли, а сам князь сумел с помощью митрополита Алексея добиться не только ярлыка на великое княжение, но и права судебной власти над другими русскими князьями.

После его смерти, малолетний сын Дмитрий (будущий Донской), был оставлен на попечение митрополита Алексия, которому Иван II Иванович поручил управление и охрану княжества. Т.о. Алексий митрополит стал фактическим главой княжества.

Алексий Митрополит Московский.

Духовное звание Алексий получил в Константинополе от Вселенского Патриарха Каллиста будучи посвящен в архиепископа Киевского с титулом «всечестной митрополит и экзарх». Святитель Алексий был сыном черниговского боярина Феодора Бяконта. Для особо упорных обращаю внимание, что митрополит Всея Руси Алексий родился на юге Руси. Сегодня это другое государство, а в те далекие годы наши предки были единым народом.

Митрополит Алексий часто ездил в Орду, поддерживал мирные отношения и, согласно существующей легенде, исцелил жену хана Тайдулу от слепоты. Подобное лечение и сегодня дело непростое.

Игумен Земли русской Сергий Радонежский не только благословлял и жил отшельником, как о том повествуют жития. Кому мог быть известен скромный монах-затворник в глухом лесу. В реальной жизни Сергий активный участник общественных процессов в стране. Что называется, держал руку на пульсе.

Строил монастыри сам и направлял на это строительство своих учеников. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий лично основал ещё девять монастырей, и во все эти обители поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками. Почти в каждом селе русском, украинском, белорусском можно видеть храмы, сегодня во множестве разрушающиеся. А когда-то именно Сергий дал начало массовому строительству, следы которого мы видим и поныне.

По словам современников, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца. Но мог и свое влияние употребить. А оно было превелико. В истории старообрядческой православной церкви рассказывается о выступлении суздальцев и нижегородцев против начавшегося возвеличивания Москвы. По поручению митрополита Алексия в 1364 год Сергий пришел к бунтующим и начал увещевания, а когда это не помогло, закрыл местные храмы, чем страшно напугал смутьянов. Порядок был восстановлен.

Событие так сильно запало в память нижегородцев, что когда наступили Смутные времена, именно здесь вокруг Нижнего Новгорода последнего оплота Русской земли собралось ополчение, спасшее Московскую Русь от польского нашествия.

Реконструкция событий.

Известно много подробностей из жизни Ивана II, Митрополита Алексия и Сергия Радонежского и в житиях и в светских повестях. Достаточно заглянуть в общедоступные источники. Я же хочу обратить ваше внимание на известные факты с несколько иной стороны. Пользуясь теми же сведениями и простым жизненным опытом, попробую создать свою реконструкцию событий далекого времени.

Если князь Иван II в истории особо не отмечен, то личности митрополита Алексея и в особенности преподобного Сергия феноменальны. Их способности далеко опередили систему знаний своего времени. Жития переполнены сообщениями о совершенных чудесах. Современная наука может увидеть в них телепатию, гипноз, врачевание, но остается много непонятного и сегодня.

Такие люди самой судьбой или волей свыше были уготованы для подвига созидания нового государства.

Далее я выдвину тезис и попробую его обосновать.

В деяниях и Алексия и Сергия, несмотря на их однозначную христианскую принадлежность, просматривается и более древнее наследие.

А ещё в истории славян были волхвы.

Все честные историки отмечают, что реально в русском обществе христианство обрело силу только к XVII веку. А до того? А до того в русском обществе реально присутствуют кроме христианских священников ещё и славянские волхвы со своей реальной властью и системой древних знаний, основанных на Ведах. Как увидим далее, в грозный для родины час волхвы не уходили в сторону. Вспомним их участие в деле освобождения южнорусских земель от Хазарского ига. Славянские ведуны тайно готовили вместе с княгиней Ольгой непобедимую армию для её сына князя Святослава. Не остались они сторонними наблюдателями и в XIV веке.

В житиях и митрополита Алексия и преподобного Сергия приведены события, трактуемые исключительно в духе христианства. Однако те же самые факты можно рассмотреть и с иных позиций.

Беда, что наша христианская церковь, а вслед за ней и официальная история до сих пор не признает существование волхвов в русской истории. Хотя волхвы упомянуты даже в Евангелии. Все помнят главу писания о поклонении волхвов младенцу Иисусу. Не признавать русских волхвов значит искажать историю народа.

Зачем славянскую веру и христианство противопоставлять друг другу. Когда же мы от слов о толерантности перейдем к реальному восприятию мира на деле.

Историческая справка.

Георгий Кутузов http://antipapism.kiev.ua/

Не будем забывать и международные события прошлого тысячелетия, особенно его начала.

«Для христианизации Руси определяющим, было влияние Христианского Востока в лице Византии. Однако уже в Х в. имели место первые контакты населения Руси с латинскими миссионерами. Как отмечают германские хроники, в 961 г. по просьбе крестившейся великой княгини Ольги, прибыл в Киев от Германского императора Оттона епископ Адальберт. Миссия Адальберта успехом не увенчалась, и вскоре он покинул Русь.

1054 г. В результате т.н. Великого Раскола было окончательно прервано общение между православными христианами Востока и Западной церковью. Возникают римская Католическая церковь и Православная церковь по византийскому обряду.

Раскол между Западным и Восточным Христианством окончательно закрепляется в начале XIII века. Константинополь был взят штурмом и разграблен латинскими крестоносцами.

К середине XIII в. происходит активизация деятельности западных миссионеров на Руси. В это время шведские и немецкие рыцари стремятся  из Прибалтики овладеть Псковской и Новгородской землями. Однако святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский своими победами на Неве и Чудском озере надолго положил предел наступлению западных завоевателей на Русь.

Тот же XIII век. Юго-западные области Руси. Галицко-Волынский князь Даниил Романович, надеясь получить от папского Рима и латинских государств Европы помощь в борьбе с монголо-татарами, принимает от Римского папы Иннокентия IV

королевский титул с короной и обещает привести свои земли к католичеству. Эти области, став русским королевством, были от Руси отторгнуты Литвой и Польшей в течение следующего XIV столетия. На том первое и последнее русское королевство Rusae minorus и закончилось.

А теперь  взглянем на даты жизни Сергия Радонежского 3 мая 1314 г. - 25 сентября 1392 г. В этот период для Руси складывалась критическая ситуация. С Запада католический натиск, а на Востоке Золотая орда.

Московская Русь в XIV веке сохраняет тенденцию к жесткому неприятию католицизма. Москва не поддержала попытку гибнущей Византийской империи заключить церковную унию (союз) с папским Римом в обмен на обещание помощи в борьбе с турками. Назначенный в Константинополе для Русской Церкви митрополит Исидор был ревностным приверженцем унии с Римом, которую греки при его активном участии заключили в 1439 г. на Флорентийском соборе. Известие об унии вызвало в Москве негодование. Исидор, возведенный папой в кардинальское достоинство за усердие, в Москве был арестован по приказу великого князя Василия II Темного. Позднее Исидор бежал в Рим. Флорентийскую унию в Москве категорически отвергли и осудили на Соборе 1441 г., что явилось причиной разрыва между православной Москвой и уже униатским (почти католическим) Константинополем. Русская Православная Церковь с этого времени становится автокефальной», т.е. самостоятельной.

Для чего эта справка? А вот для чего. При жизни Сергии Радонежском возникла ситуация быть Руси на международной арене или исчезнуть.

Митрополит Алексий сам далеко не простой человек, вспомним его удачное лечение глаз ханской жены, окинув взглядом Русь, видит Сергия и его выдающиеся способности. И вот уже три патриота, упомянутые в начале этого повествования, принимают решение в духе древних славян: «Стоять за родимую землю до конца», а не подставлять ради выживания свои христианские щёки под римские пощечины. Ситуация требовала неординарных мер.  Так появилась Карта Сергия Радонежского.

Кстати не забудем и ещё примечательный факт. Первый храм в своем уединении Сергий посвятил Святой Троице. На Руси храмы ставились и до Сергия, но с другими посвящениями. Все это наводит на соответствующие размышления.

Биография Сергия.

Теперь самое время рассмотреть биографию Преподобного Сергия, но не с общепринятой церковной точки зрения, а с позиции реальной жизни и конкретных фактов.

Люди большой духовной силы появляются в русском обществе, когда в них возникает большая нужда. Одни вырастают на древних истоках, другим улыбается счастье при рождении, третьих созидает образование и самообразование.

Говоря о Сергии, мы видим, как все истоки духовности соединились в одном человеке, включая и христианство, и мудрость славянских предков. Как это произошло? Обратимся к известным житиям Преподобного.

Имеется множество сообщений, что в родительском доме постоянно присутствуют некие странники. Не они ли увидев несомненные природные способности отрока Варфоломея наделили его и древней ведической мудростью.
Подобным образом был облагодетельствован и Муромец.




Ещё из былин нам известно как неведомые странники вылечили молодца «сиднем сидевшего 33 года». Ильей то он стал только перед своей кончиной, приняв крещение. Считается, что Муромец личность сказочная, а он жил и работал свой булавой в Киеве, по
кончине был причислен к лику святых и покоится в ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Муромец имел рост - 177 сантиметров, отличался недюжинным развитием мышечной системы. Согласно экспертизе существующих мощей, Илья Муромец погиб от удара копьем предположительно в 1188 году в возрасте старше 50 лет.

Рентгенология подтверждает, что до тридцати трех лет Илья был парализован - патологические изменения позвоночника выразились в утолщении свода черепа и изменении пропорций кисть/предплечье/плечо. Ратник Муромец имел зажившие переломы нескольких ребер и правой ключицы, а смертельным для него стало проникающее ранение грудной клетки плоским колющим предметом. Такая же рана обнаружена и на внутренней стороне левой руки. Таким образом, причиной его смерти стало смертельное ранение копьем. Под именем Илии принял постриг в Феодосиевом монастыре (ныне Киево-Печерская лавра). Великий был человек, и церковь не отказалась от такого сильного духом человека, не смотря на его «языческое» (читай ведическое) вероисповедание почти до самой смерти. Объявлен святым. Созданы и  ходят до сих пор былины про Илью Муромца, хотя во времена свершения подвигов носил иное не христианское имя.

Вот какие странники бродили по Русской земле. И что-то они мало похожи на греческих или русских епископов и иных служителей церкви. Христианские священники, конечно, обладали и обладают соответствующим посвящением. Но не они заложили в ум юного Варфоломея программу как стать волхвом. А именно уход в лесной затвор и молчание до просветления мы видим в житии. Что это как не обряд становления славянского волхва. И уж точно не христианские священники научили будущего игумена Земли русской способам отшельнической жизни в лесу, ещё не будучи постриженному в монахи, ни дня не жившего в монастыре, а сразу ещё молодым светским юношей ушедшим в лесной затвор.

Результат его волховского посвящения, случившегося в юные годы, мы видим в житиях. Летом и зимою ходил в одной одежде, ни мороз его не брал, ни зной, и, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу против двух человек» и ростом был высок. Сегодня обычный монах едва ли имеет такие достоинства, не смотря на всю свою веру, да не будет сие ему в укоризну.

А дар телепатии у Сергия откуда?

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, проезжая в восьми верстах от монастыря преподобного Сергия и не имея времени навестить друга и наставника, остановился и поклонился преподобному Сергию со словами: "Мир тебе, духовный брат!" В это время Сергий сидел с братией за трапезой. Вдруг он встал, сотворил молитву и поклонился епископу в ответ: "Радуйся и ты, пастырь стада Христова, и благословение Господне да будет с тобой!" Братии же объяснил, что проезжающий мимо епископ Пермский Стефан остановился, чтобы поклониться Пресвятой Троице и "благословить нас, грешных". В память об этом событии в Лавре сохранился обычай за трапезой перед последним блюдом звонить в колокольчик: все встают и творят краткую молитву к святителю Стефану и преподобному Сергию, после чего садятся, чтобы завершить трапезу.

Похожее придание сохранилось и в монастыре возле поселка Махра Владимирской области.  Здесь состоялась встреча двух игуменов Преподобного Сергия и Стефана Махрищского. Однажды Стефан с братией вышел встречать Сергия Радонежского направлявшегося из Троицкого монастыря на реку Киржач для строительства нового монастыря. Еще не было видно путешествующего Сергия, а Стефан обратился к нему со словами приветствия. Игумены, находясь по разные стороны леса, просили благословения друг у друга. Эту «беседу на расстоянии» наблюдали присутствующие миряне и монахи Махринской обители.

Преподобный и тактиком был превосходным. Вспомним совет Сергия князю Дмитрию Московскому направить к Мамаю посольство Захария Тютчева и двух толмачей с богатыми дарами. Ведь посольство кроме подобострастных слов и вручения подарков провело самую настоящую разведку о намерениях Мамая, структуре и составе войска, находясь непосредственно в стане врага перед битой, когда Мамай только двигал свои войска к Полю Куликову.

И все эти таланты проявились у лесного отшельника, с молодых лет лишившегося родительского попечения, когда ему едва минуло 20 лет? Как-то все это не вяжется с реалиями жизни. И не свяжется, если мы забудем тех неведомых странников в родительском доме, если не примем во внимание особость места, куда в затвор ушел молодой ещё человек.

Возвышенное место в дремучем лесу, носившее название Маковец, находилось в 12 верстах от отчего дома в Радонеже, возле речки Кончуры. Здесь впоследствии возник славный Троицкий монастырь. Место это поражало своей красотой, и, как летопись утверждает: «Глаголет же древний, видяху на том месте прежде свет, и инии огнь, а инии благоухание слышаху». Не сообщают летописи, что это место наследовано от других христанских подвижников, но издревне тут и свет и огонь и благоухание. Все основания считать место затвора заповедником волхвов. Именно сюда, а не просто на лесную поляну прибыл юноша, ещё неискушенный в государственных и церковных делах.

Множество событий в его жизни совершается от ведических знаний. Отдавая себе отчет, какой верой эти «чудеса» совершились, Сергий не разрушает современную ему религию, а просто запрещает собравшимся вокруг него подвижникам говорить о таких чудесах.

Помня о прошлом посвящении, он постоянно твердил о Хранителях Благих. Он призывал их в свидетели и знал, что нет тайны от Мира Высшего, Мира Огненного, и, прежде всего, учил признательности Высшему Миру. Не из славянских ли это Вед?

Сергий Радонежский соединил в себе древнюю славянскую мудрость от волхвов-странников и духовность христианства. Все народное достояние и величие соединилось в одном человеке чудесным образом. Вот от кого пошло становление Русского народного православия, соединившего прежнее и новое. Вот идеологическое ядро, вокруг которого и сожизделось государство Российское.

В рассказах о Сергии, часто упоминается слово радость. Оно звучит и в наставлении к труду, и в молитве, и в радости несения Подвига. Не эта ли радость привлекала к нему столько сердец и сделала его Обитель средоточием духовной Культуры Земли Русской?

Из пустынника, созерцателя, Сергий вырос в общественного деятеля, который неисповедимыми путями повел Русь к Московскому государству.

Прекрасно сказано у Ключевского: «По последующей самостоятельной деятельности учеников Преподобного Сергия видно, что под его воспитательным руководством лица не обезличивались, каждый оставался сам собою, входил в состав сложного и стройного целого, как в мозаической иконе различные камешки под рукою мастера укладывались в выразительное изображение».

Хочу отметить и ещё одну из главных черт Преподобного. Это аскетизм. Именно благодаря принятому образу жизни народ всецело доверял своему духовному отцу. Вспомним, какими словами он отказался принять знаки митрополичьей власти: «Я всю жизнь не был золотоносом, смогу ли теперь». Сегодня многие говорят правильные слова о Русском мире, но как их понять, если на нынешнее вече они приезжают в «навороченных» иномарках. Вроде бы мелочь, а величие дела страдает.

Можно утверждать, что Сергий нашел путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но и личным примером. Он обладал даром внушать уважение к себе и умел поддерживать самоуважение в окружающих.

Автор личным опытом свидетельствует о неизъяснимой радости, которую испытал лично, только случайно на краткое время, оказавшись рядом с Корнилием, митрополитом Московским и Всея Руси Старообрядческой Церкви. Многая ему лета.

От облика отдельных людей исходит неизъяснимая благодать. Такая же вероятно исходила и от Преподобного Сергия Радонежского. И становится понятной всенародная любовь и готовность выполнить любое сказанное такими людьми слово.

Очень непростые были люди устроители Московской Руси.

Вместо вывода.

Сергий обрел на родной земле величайший авторитет. Этот авторитет признается церковью, несмотря на его ведическую окраску. Сегодня Преподобный нам представлен как кроткий лесной отшельник, который, не смотря на кротость и житие в медвежьем углу, знает о событиях в стране и лично влияет на происходящее, строит и направляет строительство великого множества монастырей. С этой нестыковкой легко разобрались, написав правильные летописи и правильные жития, разумеется, исключив упоминание о волхвах и ведах. Исключены упоминания о тех, кто участием своим многократно усилил простые возможности человека до исключительных высот, позволивших создать государство.

Мы не имеем права забывать, что никакое «прекрасно украсное» общество не сможет воссиять, если оно оторвано от своих истоков. Листья и цветы распускаются, если живы корни. Оторви растение от корней и жить ему останется недолго. Так устроена жизнь.

Сегодня стало модным создавать в России памятники примирения. Очень хотелось бы увидеть на них и славянскую память - неотъемлемую часть русской истории.

Примечание.

Роман Ослябя (в монашестве Родион) - инок Троице-Сергиевой лавры, до пострижения боярин, родом из-под Калуги. По сказаниям о Мамаевом побоище, он сопровождал, вместе с иноком Пересветом , великого князя Димитрия, http://www.rulex.ru/01150210.htm

Пересвет (в монашестве Александр) - инок Троице-Сергиевой лавры, до пострижения боярин, родом из Брянска; участвовал вместе с Ослябей в Куликовской битве и пал в единоборстве с татарским богатырем Челибеем. http://www.rulex.ru/01160237.htm

Источник:

1. История Москвы,  http://yar46.livejournal.com/1858.html#cutid1

2. Елена Ивановна Рерих: Знамя Преподобного Сергия Радонежского,

http://www.urusvati.ru/sergiy/serg1.htm, http://roerich.name/sergiy2.html

3. Церковно-исторический месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры,

http://www.stsl.ru/lib/mesyaceslov/mesyaceslov.php

4. Саратовская епархия РПЦ, Священник Ярослав Шипов, Краткий справочник для детей и взрослых, Сергий Радонежский

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/24sh/shipov/mychurch/638.html

5. Юзерпик с картины С. Суворова "Сергий Радонежский".

6. Источник фотографии Ильи Муромца:

http://www.museum.ru/imgB.asp?34946

Илья Муромец. Реконструкция С.А. Никитина по методу Герасимова, 1990 год.

В список по теме

Москва, Русь, волхвы, Сергий Радонежский, Троице-Сергиева лавра, Рим, Муромец, Константинополь

Previous post Next post
Up