Глаголица. Развенчание мифа о "первой славянской Азбуке".

Feb 28, 2016 12:59

Оригинал взят у navyserge в Глаголица. Развенчание мифа о "первой славянской Азбуке".
После выхода статьи моего друга yar46 на тему Глаголицы у нас с ним завязалось довольно длительное обсуждение сделанных им предположений. Что-то мне показалось ошибочным, что-то, наоборот, очень правильным, но суть не в этом. Это обсуждение позволило мне посмотреть на графику букв Глаголицы с уже имеющихся у меня знаний о правилах графического построения букв нашей Азбуки. Честно признаюсь, что смотрел на эти буквы не первый и не десятый раз, но ни разу хоть какой-то системы увидеть не получалось. Скорее всего именно из-за неполного на тот момент моего представления о правилах построения букв наших. На этот раз попытка оказалась успешной.

Как и с буквами нашей Азбуки самым важным было понять матрицу, в которую вписываются буквы Глаголицы. Для решения этой задачи графика букв Глаголицы, которую, например, предлагает читателю Википедия совершенно не годится. Современный шрифт не дает представление о размере букв относительно друг друга, что дает дополнительную и важную информацию, сродни ограничителям "линии тела" букв нашей Азбуки, которые позволяют однозначно спозиционировать графику буквы в матрице. Пришлось найти электронную версию "Киевских глаголических листков" Х века и нарисовать все буквы самостоятельно. Именно срисовки с этого древнейшего памятника представлены в таблице ниже.
Это позволило увидеть, что буквы Глаголицы лишены такой "ненужной" вещи как подстрочные и надстрочные элементы. Все буквы, которые не являются диаграфами, четко вписываются в квадрат, что уже показалось хорошим знаком. Следующим предположением было рассмотрение графики Глаголицы по той же матрице, что использована для построения букв нашей Азбуки, но ничего не получилось. Вектор времени в буквах Глаголицы направлен не снизу вверх. Явного "направления развития" графики букв, как, например, горизонтальной черты в буквах Ц, Н и П, я не заметил. Однако, логика подсказывала, что он должен быть, ведь, как сегодня утверждают ученые, наша Азбука является производной от Глаголицы, которую и придумал Кирилл, и которую в XI веке Упырь Лихой называл "КѴРИЛОВИЦА", т.е. кириллицей. Следовательно, если искомый вектор есть в буквах производных, то он должен быть и в буквах предшествующих им, пусть и полностью искусственных, т.е. целиком и полностью придуманных человеком. Но куда этот вектор направлен, если он здесь вообще есть?
Оказалось, что есть. Выявить его наличие и направление мне помогла наша буква У, которая, согласно нашей матрице, обозначает "будущее" или "потенциальное". В глаголице эту букву, а точнее диаграф ОУ, обозначает графема
, которая состоит из графики буквы О -
, и еще одной такой же буквы, но с черточкой вправо. Именно эта черточка и отличает графику У от графики О, в их глаголическом варианте. Если У обозначает "будущее", то и эта черточка должна указывать на него же. Отлично! Значит, направление времени в матрице букв глаголицы это слева направо.
С одним вектором разобрались, но что может обозначать вектор вертикальный? С ним все оказалось много проще. Если в матрице наших букв заложена многомерность Вселенной, то предположить то же самое в матрице Глаголицы, создаваемой исключительно для религиозных нужд, не представляется возможным. В религиозном смысле мир делится всего на две составляющих - мир материальный и мир духовный. Заранее прошу меня простить, если я таким упрощением задеваю чьи-то религиозные чувства, я человек не религиозный и могу чего-то не знать в таких тонких аспектах религии. Если мое предположение неверно, то поправьте меня в комментариях к статье, а я пока продолжу.
В результате моих предположений родилась матрица букв Глаголицы:



Лет семь-восемь назад мне попадалась на глаза попытка построения матрицы букв Глаголицы. Не помню где я ее видел, поиск по Интернету тоже ничего не дал, но точно помню, что матрица там была ну очень замысловатая.
Здесь же, как видите, матрица получилась даже проще, чем для букв нашей Азбуки. Ее даже можно еще сильнее упростить, ведь левую и/или правую границу явно соблюдают лишь четыре буквы Глаголицы - Б, З, Ч и Ш. Остальные буквы своими элементами находятся лишь в областях слева и/или справа от срединной линии, обозначающей момент "сейчас". Поэтому левую и правую границы матрицы я обозначил пунктиром, как неявные пределы букв. Верхняя и нижняя границы обозначены в буквах прослеживается более четко, поэтому я обозначил их сплошной линией, хотя и здесь можно было бы ограничится пунктиром. Так же, как я поступил со средней горизонтальной линией, ведь разделение мира материального и духовного очень и очень условно, и где проходит эта граница непонятно.

Итак, матрица определена, дело за малым - вписать в нее буквы и описать их смысл. Что у меня получилось привожу в таблице ниже, а после нее подведу итоги. Сразу оговорюсь, что ниже я привожу анализ только 25-ти букв Глаголицы, которые соответствуют базовым буквам нашей Азбуки. Разбирать диаграфы, как и буквы, которых нет и не было в нашей Азбуке, считаю бессмысленной тратой моего и Вашего времени. После ознакомления с таблицей ниже, полагаю, Вы поймете почему я так решил.

Графика буквы

Имя буквы

Описание



Азъ
Главный элемент графемы - текущий момент "сейчас" в обоих мирах. То есть, речь идет о чем-то конкретном и явно человеческом, о конкретном человеке. Этого человека характеризует связь прошлого и будущего, находящаяся в балансе между мирским и духовным. Графема описывает тех немногих людей, что по жизни остаются эталоном этого баланса - лучших людей.
Графема отражает имя буквы:
АЗЪ - нечто уникальное (А), характеризуемое Природным процессом (ЗЪ).



Боукы
Духовный мир будущего, настоящего и прошлого сходится в "точке рождения" когда-то в прошлом, чтобы сделать возможной нижнюю линию графемы - линию жизни физического тела. Из графемы можно делать осторожный вывод, что все качества, на всем протяжении жизни, объект получает в момент рождения.
Графема отражает имя буквы:
БОУКЪI - общее понятие потенциальных врожденных качеств (БОУ), характеризуемое физическим свойством процесса притяжения (КЪI).



Вѣдѣ
Какой-то законченный объем информации в прошлом (в духовном мире ничего другого быть не может) связан с другим объемом информации в будущем через мир материальный. Эта связь без материального мира как бы и невозможна.
Графема отражает имя буквы:
ВѢДѢ - проявление физического поглощения (ВѢ=ВIЬ), характеризуемое проявлением физического наследия (ДѢ=ДIЬ). Слог ВѢ как раз относится к "кружочкам", а слог ДѢ - к связи через материальный мир из прошлого в будущее.



Глаголи
Какой-то законченный объем информации в прошлом через вневременную связь взаимодействует с каким-то законченным объемом материи в будущем.
Графема отражает имя буквы:
ГЪЛАГОЛИ - понятие ГОЛИ, обусловленное понятием ГЪЛА.
ГЪЛА - конкретное проявление живого существа (ЛА), обусловленное процессом физического ограничения (ГЪ). Это конкретный человек, уже наделенный какими-то физическими ограничениями.
ГОЛИ - общее понятие физического ограничения (ГО), характеризуемое многократным проявлением живого существа (ЛИ). Это описание самого понятия физического ограничения людей.
Другими словами - ограничения некоторых людей (ГОЛИ - это "шарик" снизу в будущем) определяются одним ограниченным человеком (ГЪЛА - это "шарик" сверху в прошлом). Судя по тому, что "шарик" ГЪЛА находится в мире духовном, ограничение людей обеспечивается информационно - наставлением, указанием, распоряжением и т.п.



Добро
Какой-то законченный объем материи в прошлом связан с другим объемом материи в будущем через мир духовный. Что как не память (не вполне материальное понятие) обеспечивает эту связь? Память о том, что это вот сделал мой дед, а это - мой прадед, и все это - мое наследие в настоящем и будущем.
Графема отражает имя буквы:
ДОБЬРО - общее понятие энергии (РО), обусловленное понятием ДОБЬ.
ДОБЬ - общее понятие времени (ДО), характеризуемое проявлением процесса наделения врожденными качествами (БЬ).
Ощущение времени всегда считалось людьми благом, поэтому и слово ДОБА, где речь идет о времени, как врожденном качестве, обозначает понятие "польза". Имя же буквы можно описать как "полезная энергия/сила". Не этими же словами можно описать наследие предков, причем, любое, хоть материальное, хоть ментальное? В графике Д это именно так, а вот в рассматриваемой графеме речь явно идет только про материальное наследие, о котором мы помним.



Єстъ
На мой взгляд графема не соответствует данному виду матрицы. Она очень похожа на зеркальную Є, которая осмысляется по матрице с иным расположением векторов времени и мерности мира. Для сохранения смысла, заключенного хотя бы в имени буквы, графему нужно развернуть на 90 градусов по часовой стрелке.
Предположение - возможно позднейшее заимствование, которое пытались скрыть зеркалированием графики.



Живѣтє
Два вектора из прошлого и будущего мира духовного собираются в одной точке "сейчас", где проходит связь между материальными объемами прошлого и будущего. В точке "сейчас" происходит концентрация обоих миров.
Графика пытается передать графический смысл буквы Ж (или наоборот) - сжатие/концентрацию, но несколько по-иному.



Зємля
Из чего-то, что занимает весь или почти весь объем материального и духовного миров во всем прошлом, исходит "луч", который определяет законченный объем чего-то в тех же двух мирах в будущем.
Графика пытается передать графический смысл буквы З (или наоборот) - Природа, т.е. то, что было во всем обозримом прошлом, и что сопровождает нас всю жизнь.



Ижє
Информационные объемы прошлого и будущего, связанные между собой, своей связью порождают лучи, которые концентрируются на точке "сейчас" материального мира/конкретного физического объекта. Головной смысл графемы именно в том, что эти лучи порождает - это связь.
Графика пытается передать графический смысл буквы Н (совр.И) (или наоборот) - связь материального и духовного на всем протяжении жизни.



I
Нечто из мира духовного вклинивается к какой-то сильно общий объем мира материального. На мой взгляд, главный в графеме именно "шарик".
Графика пытается передать графический смысл буквы I (или наоборот) - физическое тело.



Како
Конкретный человек в моменте "сейчас" пытается соответствовать чему-то (себе же?) в будущем.
Графема отражает имя буквы:
КАКО - конкретное проявление процесса притяжения (КА), характеризуемое общим понятием притяжения (КО).
Конкретного человека из графемы здесь явно описывает слог КА, а его стремление соответствовать чему-то в будущем - слогом КО. Образа притяжения, который заложен в графике К здесь не видно.



Людиє
Удивительно, но как в нашей Азбуке Л и Д графически связаны, так и в Глаголице эти буквы очень похожи друг на друга. Глаголическая Л объединяет физические объемы прошлого и будущего, а под конец жизни устремляется к миру духовному. Либо графика показывает, что даже после отхода души из тела (хотя тело об ней и не подозревало, судя по связи между нижними "кружками"), тело продолжает еще свой путь. Прям как в графике нашей Л.
Графика пытается передать графический смысл буквы Л (или наоборот) - живое тело, после своей смерти, еще какое-то время существует.



Мыслитє
Связанные объемы информации определяют момент "сейчас" связанных объемов материи. Верхние "кружки" явно больше нижних, поэтому считаю, что именно они являются управляющими.
Графика пытается передать графический смысл буквы М (или наоборот) - нечто духовное, порождающее что-то материальное. Для нашей буквы М это лишь часть смысла.



Нашъ
Какое-то ментальное понятие, отходящее от момента "сейчас" и сохраняющееся все обозримое будущее, определяется двумя материальными проявлениями в прошлом.
Графика отражает даже не имя буквы, а его понятийный смысл - словом НАШ передается понятие группового обладания. На группу указывают две линии в области материального мира, а обладание это ментальное понятие, что и отражено в графике. Если бы линия в материальном мире была одна, то данной графеме больше бы подошло имя МОЙ.



Онъ
Какие-то объемы информации и материи в прошлом, связаны посредством момента "сейчас".
Графика отражает имя буквы:
ОНЪ - все вокруг (О), характеризуемое итоговым процессом (НЪ).
Момент сейчас как раз и является результатом (итогом) взаимодействия материального и духовного в предыдущее мгновение (в прошлом), что и отражено графемой.



Покои
Какой-то законченный объем информации связан с определенным состоянием "сейчас", которое было когда-то в прошлом (относительно текущего момента "сейчас" - срединная линия матрицы), и которое определялось проявлением, как материального мира, так и мира духовного.
Графика пытается передать графический смысл буквы П (или наоборот) - что-то в какой-то момент времени закончило свое развитие ("кружочек" не подразумевает изменение), что и сохраняется в материальном мире на обозримое будущее.



Ръци
Графика отражает не что-то конкретное в моменте "сейчас", а вневременное понятие, которое определяет будущее материального мира.
Графика отражает имя буквы:
РЪЦИ - множественное проявление однородности (ЦИ), обусловленное энергетическим процессом (РЪ).
Наклон средней линии графемы как раз и показывает, что это процесс, идущий из прошлого в будущее.



Слово
В какой-то большой информационный объем вклинивается что-то материальное. Полагаю, что здесь главный элемент это опять же "кружок". В этом случае описание немного меняется - нечто информационное обхватывает что-то материальное.
Графика отражает имя буквы:
СЬЛОВО - проявление процесса сведения в одном месте (СЬ), характеризуемое общим понятием о живых существах (ЛО) и общим понятием поглощения (ВО).
Собственно, об этом я и написал выше: какой-то информационный объем (СЬ) что-то материальное (ЛО) поглощает (ВО). Более чем примитивная калька, даже не со слова, а с набора слогов. Видимо, авторы графики слово СЛОВО уже не могли правильно осмыслить.



Твръдо
Два информационных объема с вневременной связью. Что это может значить для человека даже не догадываюсь. :(
Графика отражает даже не имя буквы, а его понятийный смысл - словом ТВЬРДЬ раньше обозначали "небесный свод, как нечто твердое", а это слово явно производное от ТВРЪДО, особенно если вставить редуцированные гласные.



Оукъ
Как я уже писал выше, для обозначения буквы У хватило бы только правой части графемы, которую я и вынес в отдельную букву, чтобы более правильно показать графический смысл добавления горизонтальной черточки к графике глаголической О.



Укъ
Черточка, добавленная к графике глаголической О, отходит от момента "сейчас" в будущее. Можно сказать, что она вся "лежит" в этом будущем.
Графика пытается передать графический смысл буквы У (или наоборот) - потенциальное состояние, то, что относится к будущему.



Фрътъ
Данную графику я затрудняюсь комментировать. Слишком широк диапазон предположений. Ниже я коснусь этой буквы отдельно.



Хѣръ
Наклонная черта, как и в графике глаголической Р описывает какой-то процесс, который обуславливает какой-то законченный объем материи в будущем.
Графика пытается передать графический смысл буквы Х (или наоборот) - процесс полного цикла, т.е. процесс, включающий в себя не только то, что уже прошло, но и то, что еще только произойдет, в рамках начатого процесса. В глаголической графике смысловой упор сделан на будущее материи, а в нашей Х смысловой упор сделан на будущем духовном.



Ци
Графика похожа на глаголическую И, разобранную выше, но здесь уже нет акцента на материи (нет "подставки"), и нет объема информации будущего, как и связи между информационными объемами. В данном случае что-то отделяется от информационного объема, доходит до мира материального и уходит обратно в мир духовный.
Графика пытается передать графический смысл буквы Ц (или наоборот) - однородность. Что-то, что вышло из "кружочка", прошлось по матрице и вернулось восвояси, но уже в будущем. Оно чем было, тем и осталось, т.е. сохранило свою однородность. В графике нашей Ц нет такой уверенности, что отделившаяся от духовного мира часть единого обязательно вернется обратно.



Чръвъ
Намудрили, конечно, с этой графемой. Данную графику я затрудняюсь комментировать. Слишком широк диапазон предположений. В ряде глаголических памятников верхняя часть графики однозначно похожа на раскрытую книгу, что может намекать на процесс накопления. Нижняя часть графемы напоминает глаголическую Р, т.е. эта "книга" определяет будущее мира материального.



Ша
Графически это верхняя часть глаголической буквы Б, но здесь смысл уже не в притяжении врожденных свойств, "собираемых" со всех времен мира духовного, а в самом "собирательстве", которое в любом случае приводит к проявлению в мире материальном, что и показывает наклонная черта, заходящая в область этого мира.
Графика пытается передать графический смысл буквы Ш (или наоборот) - творение, которое является порождением мира духовного, обязательно проявляющееся в мире материальном.

Рассмотренные буквы однозначно показывают, что в глаголической графике нет единого подхода передачи смысла.
Графемы А, Б, В, Г, Д, К, Н, О, Р, С и Т передают смысл имен этих букв, причем, в графике букв Н и Т передается понятийный, а не слоговый смысл, а в графике буквы С передается именно слоговый, но не связанный воедино образ слова СЛОВО.
Графемы Ж, З, И, I, Л, М, П, У, Х, Ц и Ш передают смысл близкий к графическому смыслу тех же букв нашей Азбуки.
Графема Є совершенно не вписывается в заданную матрицу букв. Для соответствия нашей Єсть требуется поворот графемы.
Графемы Ф и Ч точно разобрать я затрудняюсь из-за их сложности и неоднозначности. Однако, попытки узреть графику глаголической буквы Ф в тексте "Киевских глаголических листков" привели меня к очень интересному выводу - не смотря на то, что текст переводился с латинского оригинала и в глаголице была своя графема для буквы Ф, писарь имел привычку писать букву Ф именно так, как мы это делаем сегодня. То есть, он привык писать по-гречески, либо по-русски. В одном из слов "ПРЕФАЦИЯ" он указал именно букву Ф:



хотя во всех последующих таких же словах уже написана Ф глаголическая:



Хотя, для XI века это не сенсация, русская Азбука уже официально существовала, но ошибка интересная.

При таком разнообразии подходов говорить о какой-то единой концепции создания Глаголицы не приходится. Плюс, если посмотреть конкретно на букву З, то станет очевидным, что копировать графический смысл автор Глаголицы мог только с нашей буквы ЗЄМЛЯ. В греческой Z упоминание о "всем прошлом" отсутствует как класс и только в нашей букве есть этот "хвостик", уходящий в прошлое на неопределенную глубину.
Графический смысл наших букв М, У, Х и Ц, например, намного богаче, нежели у их аналогов в Глаголице. Здесь был выбран какой-то один смысловой акцент, а оттенки исходного смысла были просто выкинуты за ненадобностью, либо невозможностью их передать. Говорить о том, что, например, графический смысл Ч, Ц или Ш могли скопировать с греческого или латинского алфавитов не приходится. Источник мог быть только один - наша Азбука.

Но и это еще не самое главное. Самое, на мой взгляд, главное это то, что почти половина рассмотренных букв (одиннадцать) изображают конкретные слова, являющиеся их именами. В алфавитном письме такого просто не может быть! Графика отображает какой-то определенный образ, базовое понятие, пусть даже и абстракцию, как думают современные ученые, но не конкретное слово. Иначе придется признать, что данная буква, например, С, во всех словах, где она встречается, обозначает именно слово СЛОВО и ничего более. И о каком таком "слове" речь идет, например, в словах ЛЕС, СОМ или СОКОЛ?
Эта особенность графики Глаголицы приводит к еще одному неутешительному для нее выводу: на момент создания Глаголицы имена букв "несуществующей роуськой Азбуки" уже существовали и именно как законченный набор имен!

Полагаю, уважаемый читатель, Вы уже поняли, почему я не стал рассматривать в этой статье все буквы Глаголицы. Это просто бессмысленно. При наличии более-менее единой системы создания графики букв в Глаголице напрочь отсутствует единый подход к передаваемому буквами смыслу. То он берется из имен букв, то из графики наших букв, то берется еще откуда-то. Тратить свое и Ваше время на дальнейший разбор подобного бардака я просто не хочу.

Из всего изложенного выше я могу сделать лишь один вывод - Глаголица создавалась позже нашей Азбуки, на ее основе и в явной спешке. При наличии достаточного времени, уверен, Кирилл и сотоварищи бы нашли способ передать графикой именно графический смысл наших букв, а не замыкать смысл своей графики на конкретных словах, пусть даже и именах соответствующих букв.
PS. Дополнение в качестве вывода. http://navyserge.livejournal.com/46918.html

альтернативная история, глаголица

Previous post Next post
Up