Цветы для пани Анны.

Sep 29, 2013 18:30







  Первое место, которое мы посетили в Варшаве - это евангелическо-реформаторское кладбище на улице Житна. Оно, в общем-то, и было главной целью нашей поездки.
  Эва, хозяйка нашей квартиры, подробно рассказала нам, как туда доехать, но мы решили проигнорировать общественный транспорт и прогуляться пешком. И напрасно.
  Нет, само кладбище расположено не так уж далеко. Но дело в том, что там целая вереница различных кладбищ, и то, которое мы искали, естественно, находится в самом конце. Следовало идти вдоль стены, но там ведётся ремонт и пройти невозможно.
  "Пустяки, - подумали мы. - Пройдём насквозь". И пошли.
  Мы шли и шли. Шли и шли. Шли и шли. Могилы, плиты, памятники - конца и края не видно. И это было только первое кладбище.
  Увидели выход. Вышли. Стали озираться и сверяться с картой. Мимо проходил какой-то солидный симпатичный пан в очках и с дипломатом. Остановила его, спросила, правильно ли мы идём. Сказал, что правильно, но топать нам ещё долго.
  И мы снова пошли.
  Обнаружили вход ещё на одно кладбище. Прочитала название - не то. Тоже что-то евангелическое, но слова "реформаторское" на вывеске не было. Стою, размышляю: вдруг у меня сведения не точные?
  Из ворот кладбища вышел старичок. Лет девяносто ему, не меньше. Остановился, смотрит на нас, явно ждёт вопросов. Раз ждёт - надо задавать, я считаю - чего человека расстраивать?
  - Дзень добры! - говорю я ему на чистейшем польском, восхищаясь отсутствием у себя какого-либо акцента (ну полиглот, ей-богу). - Проше, пан... эммм... улица Житна.
  Старичок сразу засуетился, начал показывать нам, как идти и где свернуть налево.
  А я всё ещё сомневаюсь - вдруг нам нужно на это кладбище?
  - Нам нужна могила Анны Герман, - говорю я, решив, что уже достаточно наговорила на польском, и нужно дать старичку возможность блеснуть знанием русского языка.
  Старичок засуетился пуще прежнего, сказал "Минута!", развернулся и поковылял к стоящему на территории кладбища маленькому домику. Постучал. Из домика вышла женщина лет сорока, старичок что-то ей протараторил и показал на нас.
  - Простите, - говорю я, - мы ищем евангелическо-реформаторское кладбище. Мы правильно идём?
  - Анна Герман? - тут же спросила женщина.
  - Так, - отвечаю я, решив ещё раз порадовать всех присутствующих своим идеальным польским.
  Выяснилось, что идём мы правильно. Мы поблагодарили всех за помощь (дзенкуе, дзенкуе) и пошли дальше.
  Наконец, вышли на улицу Житна, повернули налево и увидели ворота евангелическо-реформаторского кладбища.







Нигде не было видно никаких торговцев цветами. Я не подсуетилась заранее, потому что привыкла к тому, что цветы возле кладбища купить можно всегда.
  Может, думаю, на территории продают.
  Зашли в ворота. Никого. Ладно, думаю, разберёмся. Если будет нужно - вернусь обратно, ноги стопчу, но цветы достану.
  Вынула из сумки скаченную в интернете схему кладбища с обозначенной на нём могилой. И сразу поняла, что схема бестолковая, ничего по ней не найти.
  Сразу за воротами стоит небольшой домик.




Позвонила в звонок. Дверь открыл очень симпатичный блондин.
  Поздоровалась на польском, как я умею. Поинтересовалась, где можно купить квяты. Оказалось, что нигде. Возле этого кладбища не продают цветы.
  Увидев моё растерянное и расстроенное лицо, блондин сказал, что можно пройти по дорожке прямо, там есть дверь, ведущая на другое кладбище. Через то кладбище нужно дойти до ворот, возле них должны продавать цветы. Всё это было сказано на польском, но если очень хочешь - поймёшь и китайский. К тому же, блондин старался говорить медленно, показывал руками, куда идти и вообще был очень мил и обаятелен.
  Что ж, думаю, уточню у него и про могилу. Только развернула схему, ещё рта раскрыть не успела, а он уже спрашивает:
  - Анна Герман?
  - Как вы догадались? - удивился мой муж.
  - Русские! - засмеялся блондин.
  Очень подробно объяснил, на какой дорожке нам нужно свернуть.
  Могилу мы нашли сразу. Самое большое количество цветов - именно на ней.




Постояли, помолчали. Потом муж тактично оставил меня одну и пошёл бродить по кладбищу.
  Подошёл пожилой мужчина, остановился в сторонке. Отошёл, снова вернулся. Поняла, что он тоже к этой могилке, но стесняется подходить при мне.
  Позвала мужа, сказала, что не уйду, пока не положу цветы. Пошли с ним искать дверь на соседнее кладбище. На полпути обернулась, смотрю, а тот мужчина уже присел на корточки у могилы Анны Герман и зажигает свечку.
  Цветы обнаружили довольно быстро. Увы, роз в продаже не оказалось (а я так хотела купить ей розы). Ну что ж, выбрали из того, что было. Похожие на розы сиреневые цветы, горшочек с живыми астрочками и свечку.
  Когда вернулись, мужчины уже не было. Поставили срезанные цветы в воду, горшок с астрами - на могильную плиту. Зажгли свечу.

image Click to view



Вот, в общем, и всё. Я сделала, наконец, то, о чём мечтала, и душа моя успокоилась.

любовь к отеческим гробам, музыкальная пауза, красивые люди, Болек и Лёлек, воспоминания

Previous post Next post
Up