Прочитала книжку, название которой можно примерно перевести как «Несовершеннолетние преступники, которые не могут разрезать торт».
Вот так вот громоздко, впрочем, по-японски эта фраза выглядит компактно. Речь в книжке идет о том, что среди малолетних преступников очень много детей с низким интеллектом. И что мы требуем от них раскаяться в содеянном, а они зачастую толком не понимают, о чем вообще речь. Делают так, как им велено (лишь бы взрослые не ругались), создается видимость, что воспитательные цели достигнуты, а на деле ничего человек не понял, а значит, с большой вероятностью история повторится снова.
Автор пишет, что если интеллект совсем низкий (IQ ниже 70)- тогда в обществе признают, что ребенку нужна определенная помощь, начинает работать система поддержки. Но если интеллект человека чуть выше этой планки (IQ 70-85)- то все. Считается, что все у ребенка в порядке, а что учится плохо - сам виноват, плохо старается!
Между тем, учиться и общаться с ровесниками такому ребенку очень трудно. Он чувствует себя изгоем, появляется озлобление... Ну, или без «озлобления» - человек не понимает, «что такое хорошо, и что такое плохо» - и делает то, что велели приятели... Выйдя из колонии для малолетних преступников в силу низкого интеллекта такие подростки не справляются с работой, быстро ее бросают, деньги же нужны - вот вам и повод для рецидива.
Автор работает с такими подростками, так что его наблюдения основаны на реальном опыте. Говорит, что одной из самых частых фраз в рассказах таких детей является то, что «я не думал о последствиях» или «впредь буду думать, прежде чем делать». Т.е. вот украсть, раз деньги нужны - это они соображают. А вот о том, чем такое «решение» чревато - это уже следующий вопрос, и на это их воображения уже не хватает.
Приводит пример убийцы, который в мешок с трупом закинул и свои окурки и талончик на прием к врачу. Понятно, что преступника сразу же вычислили. Экспертиза потом показала, что у него низкий интеллект. Низкий, но не настолько, чтобы признать человека умственно отсталым. Как раз то самое пограничное состояние.
Задание разрезать торт на три равные части многим воспитанникам колонии для несовершеннолетних оказывается не по силам. На обложке книжки ниже видны примеры «разрезанного» подростками торта.
Обложка книжки Кодзи Миягучи.
Не могут они и срисовать замысловатую фигуру. Выполнить простое мат.вычисление типа «100-3», потом из полученного ответа вычесть еще 9...
А где эти дети? Автор утверждает, что если в классе 35 человек, то по статистике там 5-ро детей с низким интеллектом (точные цифры не помню, но как-то так). Нет, понятно, классы бывают разные, и 5 человек - это цифра условная. Опять же, недалекий ум вовсе необязательно чреват последствиями криминального рода.
Выход автор видит в работе с такими детьми. То, что они не находят себе места в школе, а потом и в жизни - во многом вина нынешней системы образования.
Например, в школах «очень любят» задавать решить массу однотипных примеров. Но если ребенку пример ОЧЕНЬ не по силам, то многократное повторение его в разных вариантах не вызовет у него ничего, кроме ненависти к учебе! ( Для тех, кто и так все отлично понял и запомнил, такие упражнения тоже только лишняя трата времени, но сегодня не о них.)
Еще интересное замечание. Сейчас в японской школе «модно» хватить детей. Учителя просто обязаны найти что-то хорошее, чтобы похвалить ребенка. Не справляется ученик с тестами по математике и родному языку - а мы похвалим его за то, что он быстро бегает! По мнению автора, такой подход - порочная практика, т.к. школа т.о. просто закрывает глаза на проблему. Проблема же от этого не перестает существовать.
Кстати, ладно еще, если действительно есть за что ребенка хвалить. А если нет? И не учится, и спортом не занимается, и одноклассников обижает. Но хвалить требуют, учителя стараются... Выйдет такой усердно похваленный ученик из школы, устроится на работу. И там никто не будет искать, за что бы его похвалить!
Нет, все логично и как-то очень предсказуемо.... А знаете, как я на эту книжку вышла? Моей знакомой в репетиторской школе посоветовали почитать. Мол, смотрите, мамочка, это ведь про вашего сына.
Ничего выдали, да? Мама отвела туда ребенка, чтобы ему по учебе помогли, а ей вот такое. Душевные в Японии репетиторы, да,
Кстати, а вы торт на троих разрезали?