На прошлой неделе я познакомился с президентом одной из австрийских лётных школ. Помимо всего прочего он и ещё один член их аэроклуба хотели во что бы то ни стало покататься на Як-52. Как выяснилось, в Гостилицах все Яки заняты на месяц вперёд и впихнуть австрийцев в расписание никак не выходит. Любань сейчас закрыта. В Кронштадте, Касимово, Кусино и Манушкино Яков 52ых нет. К счастью, вспомнил, что однажды звонил в Куммолово и мне сказали, что помимо Ан-2, который возит парашютистов, у них есть Яки. В общем, условились приехать в Куммолово вечером в воскресенье.
В Куммолово мы поехали из Петергофа, где у австрийцев была экскурсия. Поехали через Гостилицы - Заостровье. Дорога отвратная, однажды угодил в такую яму, что, думал, всё, придётся колесо менять. Но ничего, резины и диск выдержали. В общем, лучше всё-таки ехать через Таллинское шоссе и потом сворачивать в Бегуницах на Копорье.
Приехали, народу полно, в основном парашютисты. Кто-то даже палатки разбил и живёт здесь. Прямо над площадкой для приземления парашютистов из динамика раздаются переговоры пилотов и руководителя полётов. Сама РП сидит в переоборудованной машине, утыканной разными антеннами. Приятно поразило, что работа РП, в отличие от Гостилиц, сводится не только к разрешению выполнения тех или иных действий, но и к сообщению погодных условий (мне погоду в Гостилицах сказали только однажды во время соло). Неприятно поразило то, что цена, сказанная мне по телефону, повысилась на тысячу рублей. Пилотаж - 6000 р., ознакомительный полёт - 4000 р.
В Куммолово три летающих Як-52, один из них очень напоминает тот, что в Гостилицах. Либо это у них раскраска одинаковая (самолёты снимались в фильмах "Кукушка" и "Перегон"), либо вообще один и тот же борт - регистрационные номера не удалось сверить). Вскоре к нам подошёл пилот Игорь и пригласил на предполётный инструктаж. Я был в качестве переводчика, хотя сам пилот тоже неплохо по английски всё объяснял ).
Первый вылет - пилотаж. Мне показался короче и проще, чем в Гостилицах. Но тут я могу ошибаться, за всем полётом не смотрел. Вторым должен был лететь президент австрийского клуба. У него лётный стаж 40 лет, опыт пилотажа в армии и на планерах. В общем, хотел покрутить петли на Як-52 сам. В результате долгих согласований ему было разрешено сделать змейки (lazy eights).
Отлетав, австрийские гости были радушно приняты членами Сосновоборского клуба. Один из них, по-моему, Александр, провёл длительную экскурсию по аэродрому. В числе первых нам показали отреставрированный Як-12 - единственный в мире находящийся в состоянии "лучше, чем в момент выпуска". Его владелец занимался реконструкцией самолёта 15 лет. По его словам, всего в России таких самолётов осталось около 5 экземпляров. Як-12 может перевозить 3 пассажиров или одного пассажира и одного больного, для носилок которого есть даже специальные рельсы в багажном отделении. При благоприятных условиях взлётная дистанция - всего 100 метров.
Далее мы прошли к ангару, где реконструируется ещё один Як-12. А, если быть точным, то его польский брат "Гаврон" (PZL-101):
Ну и под конец нам показали планера. Один из них - вполне современный небольшой планер из композитных материалов с убирающимся мотором. Может сам взлететь, а потом парить. Второй - переделанный Бланик Л-13. На него сверху поставили двигатель от Субару, а снизу прикрутили колёса от какого-то самолёта. И назад тоже вместо лыжи колесо поставили. Всё это позволяет рулить и взлетать. Так что это уже и не планер, а самолёт (особенно если судить по аэродинамическому качеству :))).
Интересная деталь на приборной панели. Авиагоризонт перевёрнут. Сверху показана земля, снизу - небо:
Пока мы ходили на экскурсию, Ан-2 возил парашютистов на выброску. Причём одного из парашютистов Ан-2 выбрасывал со стометровой высоты:
Вообще я первый раз видел Ан-2 в полёте. Отрывается он быстро, а вот скорость у него маленькая и вертикальная тоже маленькая. Кружит, кружит над аэродромом, пока нужные 2500-3000 метров наберёт. На 3000 так он и вовсе не может всех парашютистов поднять, так что выбрасывает их поэтапно.
Из техники на аэродроме присутствует работающий заправщик, видимо, доставшийся от армии по наследству.
Самому Сосновоборскому клубу 15 лет, сейчас это частный клуб ГА (не РОСТО). Отдельных слов заслуживает необычная атмосфера клуба ). Тут как будто все друг другу родня. По полю бегают дети и жёны пилотов. Когда самолёт гоняет двигатель, дети забегают к нему сзади и охлаждаются в потоках воздуха ))). В общем, на поле весьма уютно. Разве что из Питера всё-таки далековато - около 130 км.