Железнодорожная история-II.

Apr 08, 2022 14:09

Продолжаю собирать разнообразные фотографии, посвященные нестандартным окраскам пассажирских вагонов на советских/российских железных дорогах и вот очередной улов.

Все больше всплывает фото из шестидесятых, с экспериментами по визуальному выделению хрущевской поры. Например ленинградская «Северная Пальмира» Ленинград - Адлер в 1968 году. В накладных металлических буквах конечно было свое очарование.



«Ладога» Ленинград - Киев. Тоже 1968 год.



«Северная Пальмира» на харьковском вокзале (ныне в районе вокзала идут бои и интересно, что там от здания и прочей инфраструктуры останется).



«Красную стрелу» конечно все узнали, но вы обратите внимание, какой был симпатичный павильончик на Ленинградском вокзале.



«Тихий дон» Ростов-на-Дону - Москва примерно тех же времен.



Судя по украиноязычному варианту написания это вагон фирменного поезда из Харькова не в Москву, а в Киев (№277/278).



«Полярный», Ленинград - Мурманск. Цвет вагонов густо-красный, хотя тут это и не видно.



Фирменный поезд «Киргизия» и это предположительно уже семидесятые годы.



С какого-то периода (в конце семидесятых - начале восьмидесятых?) название он поменял на «Кыргызстан».



«Томич» Томск - Москва на заднем плане. На переднем московский любительский хор, но это нам менее интересно.



Вообще в Томске свой суперэкспресс любят, есть даже социально-фантастическая книжка «Фирменный поезд "Фомич"» тамошнего автора Виктора Колупаева.



Цвет вагонов вот такой был.



Билеты тоже старались оформлять с выдумкой. Сейчас так уже не получится.



Фотография, которая имеет косвенное отношение к железной дороге. Но бренд «Хрустящий картофель» я помню до сих пор.



Не менее забавное фото: мальчик на перроне вокзала в Киеве.



А вот это уже не мальчики, но сняты они на фоне вагона фирменной «Белоруссии».



Нынешний местоблюститель президентского поста перемещаться по железной дороге не любит (навскидку только рекламное катание в «Сапсане» в 2010 году могу вспомнить), но есть вот фотодокумент от 2003 года. Ладожский вокзал города-на-Неве.



Ну, и чтоб завершить тему знаменитостей... Правда это электричка.



В прошлом рассказе я упомянул, что мне так и не удалось установить цвет «Литвы» Вильнюс - Москва. Что ж, добрые люди подсказали глянуть фильм «Меня зовут Арлекино». На фото правда друскиненкайская прицепка (и я всегда ошибочно считал, что нужно писать ДрускинИнкай).



Собирается в общем материал помаленьку.



А вот «Латвию» снимали гораздо больше.



Вероятно, это вообще самый хорошо отснятый фирменный поезд из той страны. Разве что «Красная стрела» могла бы поспорить.



Некоторые фотографии находятся там, где их ждешь меньше всего. Елена Боннэр в вагоне «Нижегородца» (предположительно).



Фото вокзала Сочи, 1974 год. На переднем плане вероятно вагоны таллинского отделения Прибалтийской железной дороги (ВБС к «Прибалтике» Рига - Адлер). Цвета их во всяком случае.



В девяностые годы какое-то время движение Прибалтика - Кавказ/Крым еще по инерции сохранялось. А сейчас у Эстонии, Латвии и Литвы и вагонов-то спальных нет.



«Молодежный» Харьков - Симферополь. Название указывает на то, что проводниками работают студенты.



А это фото вроде бы из Перми.



В те время не считали зазорным назначать прицепные вагоны из самых разных мест. Вот, например, из Каменска-Уральского до самой Москвы (фото пересвечено, доску не очень видно).



Достаточно долго существовал отдельный поезд до заполярного Никеля.



Долгое время существовавший «Славутич» Рига - Киев - Баку, сначала усох до Харькова - Баку, а пандемийной весной отменен вовсе.



Фото с железнодорожной катастрофы под Ашой в 1989 году. От некоторых вагонов только таблички и остались.



Но перейдем к новейшим (то есть постсоветским) временам. Поезд Москва - Одесса служит фоном для сурового шансонье. Любой артист, звучащий на «Радио Шансон», обязан такое фото иметь.



Саратовские «Волжские дали» и команда каратистов. Левый гражданин в кепке просто претендует на олицетворение типажа типичного парня из девяностых.



За тепловозом - ижевский «Италмас».



Ранее-то он назывался просто «Удмуртией» (и тоже выглядел незаурядно), но потом его переименовали в честь тотемного вотякского цветка.



А питерский поезд из Ижевска носил вообще очень романтичное имя «Родники Удмуртии».



«Вологодские Зори» еще были.



В девяностые годы денег на новые цветные вагоны у РЖД еще не было, а повышать стоимость билетов хотелось. Поэтому обходились маршрутными досками в основном.



Тут вот хорошо видны все атрибуты «Ульяновска» до того момента, как он стал синим.



«Беломорье» Москва - Архангельск (фото между прочим знаменитого слависта-американца Уильяма Брумфилда). Еще череповецкий в таком цвете какое-то время ходил.



«Вычегдой» некоторое время назывался сыктывкарский поезд, но потом название унаследовал сосногорский.



А вот это фото исключительно загадочно. Нигде, кроме одного иноязычного фотоальбома, не удалось найти никаких следов некоего «Приамурья» с маршрутом Шимановск(?) - Хабаровск.



Про то, что димитровградский поезд когда-то именовался «Черемшан» сведения сохранились, но, оказывается, был и некоторый дизайн.



Липецкий «Металлург» и это название к нему подходило гораздо больше, чем скучный «Липецк».



Отстой на Каланче: «Татарстан», «Башкортостан», «Сура», «Жигули», «Атаман Платов», «Экспресс Столичный», «Ульяновск»... Славные поезда, славные времена!



Завершим повествование относительно современным фото. Тут виден интерьер вагона «Ямала» (Москва - Новый Уренгой), но на это почему-то в данном случае мало обращают внимание.

P.S. Поправили в комментариях меня с поездом. «Это №110/109 Москва-Новый Уренгой московского формирования, в зависимости от года съемки либо ЛВЧ-1 Каланчевская, либо ЛВЧ-3 Москва-3».



Продолжение когда-нибудь будет.

Проект «Яркое десятилетие», Железные дороги

Previous post Next post
Up