Постоянные читатели журнала знают как я любопытен в вопросах железнодорожного прошлого. Особенно это касается пассажирского сообщения и даже конкретно разнообразия окрасок вагонов советских железных дорог. Получить какую-нибудь информацию из РЖД - дело абсолютно дохлое. Там во-первых этим никто не занимается, а во-вторых на начальственных постах бешеная текучка, им не до того.
Надо сказать, что я достаточно упрям и навострился спрашивать интернет правильно. Самый большой информационный улов приносят, как ни странно, частные фото. В наш беспокойный век семейные фотоальбомы проще держать в цифровом виде в облаке, а не в бумажном дома. А съемка себя и родственников на фоне вагона вообще всегда была обязательным пунктом в списке сюжетов путешествующего фотомастера.
В общем в дебрях хостингов я насобирал много тематических фото и предлагаю посмотреть на них с моими комментариями. Выбирать старался не самые известные.
Вот, я так понимаю, фотодокумент времен основания Магнитогорска. Какая капитальная маршрутная табличка на вагоне! Можно прочитать «через Рузаевку, Сызрань, Самару,...» (и какой-то нечитаемый населенный пункт).
Сельские комсомольцы пятидесятых на фоне воспетого (не ими) поезда «Воркута - Ленинград». Который по тундре.
1957 год, поезд Москва - Сталинабад. Если кто забыл, так в 1929-1961 году именовалась столица Таджикской ССР Душанбе.
Пятидесятые годы (их конец скорее всего), Горький - Ленинград. Будущая «Волга».
Меня в комментариях поправляют, что на фото скорее всего вообще уже начало семидесятых.
1958 год, офицеры каких-то технических родов войск на фоне поезда «Киев - Адлер». Интересно тут то, что на вагоне стоит маркировка не дороги, а треста СВПС (Cпальных вагонов прямого сообщения).
В 1964 году советские железнодорожные начальники задумали серьезный имиджевый проект: превратить безымянный поезд Москва - Владивосток в бренд. Было найдено имя - «Россия» - и предложены две схемы окраски (в порядке эксперимента окрасили вагоны и в ту, и в другую ливрею).
Перед вами сине-зеленый вариант, который просуществовал недолго. Возможно даже, что после официального запуска «России» в 1966 году эти вагоны были перекрашены в более прижившийся вишнево-кремовый цвет.
1966 год, Новосибирск - Ташкент. Ходил вплоть до последних короновирусных событий.
1969 год, свежеиспеченный фирменный «Саратов» с накладными металлическими буквами. И пассажиры! Дед прямо старовер-пасечник.
Вероятно фирменный поезд «Днiпро» Днепропетровск - Киев (не «Днепр» Днепропетровск - Москва!). Не знал, что у него были такие накладные металлические буквы и крайне интересно, какого цвета были сами вагоны. Предполагаю, что синие.
Предположительно 1970 год, «Литва» Вильнюс - Москва. Вроде и долгая история у маршрута, а фотографий литовских поездов при СССР не так уж много. Причем я исторический цвет вагонов так и не знаю точно.
1971 год, в Челябинск приехал космонавт Валерий Быковский. А приехал он на «Южном Урале» по прозвищу «пожарник» (ливрея его состоит из двух оттенков красного цвета (вишневого и алого).
Телеведущая Валентина Леонтьева тоже приезжала в Че на нем.
Проводники «Донбасса» Москва - Донецк.
«Уголек» Донецк - Киев. Интересно, какого цвета вагоны?
1972 год, кадр из диафильма с «Тихим Доном» Ростов-на-Дону - Москва.
Ижевская «Удмуртия». Обратите внимание, у фирменного состава отваливается краска, зато занавески выше всяких похвал.
С начала девяностых(?) по тому же маршруту стал ходить еще один фирменный поезд с причудливым именем «Италмас» (тотемный цветок удмуртов такой).
Фото подписано как СОП (Студенческий отряд проводников), но уж больно тетки бедовые.
Фотодокумент подостовернее.
Постановочное жанровое фото «Линейная железнодорожная милиция бдит». «Воронеж» с крайне нестандартными рельефными металлическими табличками. Такой вариант встречается на фотографиях и у некоторых других именных поездов, но информации очень мало.
На заглавном фото в посте вы «Сибиряк» конца семидесятых видели. Но то фото иностранцев, наши граждане на цветную пленку редко снимали к сожалению.
Фото неизвестного года (хотя прически женщин что-то позволяют предположить), фирменный поезд №1/2 «Волгоград». Казанский, если не ошибаюсь, вокзал (еще без крыши). Вагоны скорее всего красного цвета. Впрочем в таком же окрасе и с такими же вагонами тогда ходил и второй волгоградский поезд №3/4.
Какие-то комсомольцы-добровольцы позируют на фоне фирменной «Молдовы» Кишинев - Москва. Вряд ли в таких приличных вагонах их отправили бы на работы.
А вот снимок не постановочный, а потому достоверный. Видите, какой вагончик? На фото Томск, шифр КМ принадлежал вроде бы Кемеровской дороге. Судя по висящей букве З это может быть сильно ободранный вагон фирмача «Кузбасс».
Калининградские студенты и поезд Харьков - Калининград.
«Оренбург» Оренбург - Свердловск, как мы видим, никаких особенных признаков фирмы не имел.
Фото говорит нам, что история у окраски «Татарстана» Москва - Казань достаточно давняя.
Воронеж - Киев. Существовал между прочим до августа 2014 года.
А «Львiв» Киев - Львов прекрасно себя чувствует до настоящего времени.
Дяденьки в неясных мундирах и «Кременчуг».
Второй по престижности поезд на маршруте Таллин - Москва (№67/68 «Таллинн»). Фото черно-белое, но у него стандартные цвета эстонского отделения Прибалтийской железной дороги МПС СССР в те времена - сине-голубые.
И эстонская же знаменитая «Чайка» Минск - Таллин.
Начало восьмидесятых (?). Новороссийская «Кубань» и дядьки, крайне похожие на рабочих-отходников. Но с цветами почему-то.
«Севастополец» Севастополь - Киев, а в сумках скорее всего дары щедрой крымской земли.
Особой и малоизвестной страницей отечественной железнодорожной истории являются поезда в группы войск ВС СССР за рубежом. Помимо московских Москва - Берлин, Москва - Вюнсдорф (и прицепок в Миловице, Легницу и др.) много поездов формировала и Белорусская дорога. Разнообразные Брест - Берлин, Брест - Дрезден и прочие.
Да и по СССР гарнизонов было много. Вот, например, вагон в казахский город Аягуз на границе с Китаем (а я даже и не знал, что в такие места ходили прицепки-ВБС).
Год не знаю, но это «Северное сияние» Москва - Воркута. Вот интересно, когда же он стал «Заполярьем»?
1985 год, фирменная «Верховина» Москва - Львов. Интересно, что на табличке указан еще и Трускавец, хотя туда вроде как был свой отдельный поезд.
1985 год, поезд Москва - Андижан №33/34. Скажу честно, году в 89-м видел я этот поезд в отстойниках Казанского вокзала и выглядел он страшно. Грязный, стекла битые... А на фото очень даже ничего.
Любопытное фото из 1987 года: Ким Филби на вокзале города Риги. На заднем плане вагон «Латвии».
Конец восьмидесятых - начало девяностых скорее всего. Какая у красноярского «Енисея» табличка была, а?
На фото понятно кто и даже примерно понятно когда. «Ладога» Ленинград - Киев (формирования Октябрьской дороги, потому что был еще другой поезд по данному маршруту, киевский).
Та же тема, но уже фирменный «Минск» №3/4 Минск - Москва. Обратите внимание на излучающую грусть проводницу в окне. Она понимает, что фотографируются именно ЕЕ пассажиры и свинарник убирать тоже ей.
Борис Ельцин с какой-то странной сумкой. Вероятно это фото времен акций «Ближе к народу» (как мы помним, был еще вариант перформанса с троллейбусом и личным «Москвичом»).
В 1994 году на родную землю прибыл известный любитель железнодорожных путешествий. Раньше вот агитпоезда по стране колесили, а в новой России их заменили мудрецы-гуманисты из Америки.
Обратите внимание, какое интересное фото. Укрзализница еще не перешла на повсеместный синий цвет. Фирмач «Крым» Симферополь - Москва.
2001 год, «Арктика».
Новейшие времена, в кадр попали все особенности «Костромы».
2003 год, Самара - Санкт-Петербург. Пост конечно о вагонах, но и шорты очень ок.
А вот вагон в цветах «Чувашии», угодивший в летний сезонный поезд. Шорты великолепны и тут.
Когда-то «Янтарный берег» имел легкозапоминаемый маршрут Ленин(град) - Калинин(град), но потом Санкт-Петербургу имя вернули и стало не так удобно. Ждем, когда Калининград переименуют в Калининбург.
2005 вроде бы год, поезд в секретный город Арзамас-16 (ходит до сих пор ежедневно и короновируса не боится).
Нальчикский «Эльбрус» своей персональной окраски не имел (обходился общей для СКЖД желто-зеленой), но доски были почтенные.
«Омич» - это фирмач Омск - Санкт-Петербург, хотя кадр хорош и сам по себе, без этого пояснения.
Ну и напоследок фотозагадка, над которой ломает головы уже не первое поколение желдорфанатов. В конце семидесятых - начале восьмидесятых иностранный турист, в ходе своего путешествия по Транссибу, снял пути новосибирского вокзала. Как можно заметить, ближе всего к вокзалу стоят вагоны с крупной надписью «Березка» и никто до сих пор не может разузнать, что это такое у них там на ЗапСибЖД было.
Вообще «Березок» известно три, но ни одна не подходит. Москва - Рязань, Челябинск - Курган и Москва - Санкт-Петербург (это уже в девяностые). Но это-то что такое?
Если у вас есть свои фото на фоне вагона (или иные с интересными штуками железнодорожной тематики), то не надо стесняться ими похвастаться прямо тут, в этом посте.