Йога и боевые искусства: система йоги Дарума Тайсо.1

Sep 14, 2014 19:03


Интервью с Владом Фадеевым, опубликованное в одном из последних номеров журнала "Цигун".



В наши дни йога обретает второе рождение, всё шире распространяясь по миру полноводной рекой. Является ли эта йога продолжателем древних традиций? Или она превращается во что-то новое? Да и возможно ли в наши дни переплыть эту реку? Об этом и многом другом сегодня мы побеседуем с известным мастером боевых искусств, моим другом и наставником в йоге Владом Фадеевым.

Егор Лобусов: Сегодня мы поговорим о йоге и в начале определим предмет беседы более точно, так как под словом йога сегодня подразумевают очень разные, порой противоречивые, вещи. Можно сказать, что семантическое поле слова «йога» представляет собой непрерывный континуум, одним полюсом которого является классическая философская система (даршана) древней Индии, нацеленная на освобождение человека, а другим полюсом - некий набор упражнений, с помощью которого в фитнес-клубе можно похудеть перед отъездом летом к морю, чтобы на пляже выглядеть привлекательно.

Влад Фадеев: Обо всём спектре значений «йоги» мы естественного говорить не будем, и, поскольку эта беседа именно со мной, то йога для меня всегда была ответом на вопрос: «А что конкретно делать мне?» Это в контексте и боевых искусств, потому что я начинал с боевых искусств и подходил к йоге с точки зрения определённого источника силы и ресурсов, и энергии, и вообще потенциала возможностей прежде всего физического тела. Потом уже система начала открывать гораздо более глубокие элементы себя и поэтому становилось всё более интересно.

Е: Можно сказать, что первый твой опыт, если уместно так выразиться, развития себя с помощью физкультуры была не практика йоги, а тренинг в боевых искусствах?

В: Первоначально… Поскольку я этим начал очень рано заниматься лет в 7-8…

Е: То есть боевыми искусствами ты начал заниматься в 7-8 лет?

В: Нет. Боевыми искусствами я начал заниматься лет с четырёх, поскольку у меня папа мастер боевых искусств, а йогой меня повели позже заниматься, потому что у меня была астма, которую пробовали лечить всеми способами, снимать приступы гормональными препаратами. Первый приступ развился в гостях на шерсть кота. Начал развиваться отёк Квинке. Скорая помощь еле-еле успела и уже применила «тяжёлую артиллерию». Чтобы вернуть состояние здоровья в правильное русло папа, который был специалистом в восточных системах, отвел меня к одному из старейших наставников йоги в Советском Союзе, в Москве. И я ходил к нему заниматься примерно с семи лет до армии, до 18 лет. Когда в 1991 году я вернулся из армии этот человек уже не преподавал никому, только самостоятельно занимался, он был уже очень пожилой.

Лет в 14-15, когда у меня уже пошёл осознанный интерес в боевых искусствах, когда уже я сам включился, а не папа заставлял тренироваться, то в йоге я стал искать источник силы, потому что не хватало физической мощи, мышечной массы, а во времена запретов не было никаких весовых категорий, была просто школа боевых искусств и как хочешь, так и выживай там, работай всеми возможными способами.

Естественно, когда ты более подвижен, возможностей у тебя больше, больше можешь проявить себя, и это всё сказывается на твоём росте, поэтому йога у меня начала в таком ключе развиваться. Причём она сразу начала давать свою другую сторону, не классическую сторону с концентрациями и расслаблением, а открылся огромный потенциал с точки зрения «как тело сделать гораздо более сильным», подобные элементы есть в шаолиньском цигун. Когда уже позже мы стали более подробно интересоваться вопросами истории, анализировать с Алексеем Горбылёвым, известным японоведом и знатоком традиционных боевых искусств, то выяснилось, что Бодхидхарма (кит. Пути Дамо, яп. Бодай Дарума, в иероглифической записи 菩提達摩) был определённым импульсом для развития шаолиньского ушу, основателем традиции. Также считается, что он принёс из Индии всю эту традицию на территорию Китая, какие-то техники, не только связанные с религиозным опытом, с дзэн-буддизмом, но также связанные с традиционным индийским боевым искусством и с методами подготовки тела. Потом это пошло трансформироваться и видоизменяться. На протяжении своей жизни я встречаюсь с интересными мастерами йоги…

Е: С отечественными и зарубежными?

В: Да.



Е: И с индийскими?

В: Индийские как-то меня не особо радуют, так как есть люди вне Индии, которые исследуют это более серьёзно, потому что в Индии сейчас упадок традиционных вещей, и индусы все всеми силами рвутся на Запад. Хоть и говорят, что Индия - родина йоги, вроде бы, но там сейчас ориентация на Запад, на коммерцию, компьютеры и тому подобное. Совсем другие желания и стремления у людей, чем ранее. В США же йоге уже более ста лет! Первый широкое освещение йоги в США было, когда Вивекананда выступил в 1893 году на всемирном парламенте религий в Чикаго, в Европе живёт огромное количество мастеров и вся эта традиция передавалась ещё перед войной. Тогда был очень мощный импульс индийской мысли в эти регионы.

Е: Вот как раз тут у меня лежит великолепная книга Теоса Бернарда о хатха-йоге. Просто и ясно!

Справка: Теос Бернард (1908-1947) - энтузиаст-исследователь традиции йоги, много путешествующий по Индии и Тибету, изучавший традиционную йогу. Был убит в междоусобной стычке местных племён. Его книга «Хатха-йога» издана в России в 2005 году.

В: Да. Хорошая книга. Интересно, что выполнение асан в этой книге совершенно отличается от современного подхода, про который мы поговорим чуть дальше. Автор великолепно выполняет асаны. То есть традиция индийской мысли на Западе была уже давно и глубоко, она была вывезена во времена колонизации. Поэтому люди уже давно занимались и исследовали.

Е: А сейчас, именно для себя как ты видишь цель йоги?

В: Йога растёт и развивается, и меняется вместе со мной. Она живая. Соответственно эти цели также постоянно меняются. Но при этом это всё одна и та же йога, которая развивается. Она же и терапия, она же источник силы для боевых искусств и инструмент подготовки тела. Когда уже возраст за 40 лет, начинаешь понимать понимать плоды, связанные с самоуглублением внутрь, самоисследованием тонких структур и сама практика становится более концентрированной, это становиться больше похожим на йогу, чем на вещи, которые можно с ней перепутать, типа гимнастических форм. Становиться для меня более глубинной, более осмысленной.



Е: Какой мы можем использовать критерий для того, чтобы определить: человек занимается йогой или он занимается просто гимнастикой, просто физкультурой? Где мы можем провести разделение? Как определить - вот это просто человек стоит в йогоподобной позе, а этот йогой занимается?

В: Здесь очень тонкий вопрос. Потому что всё зависит от уровня понимания. Вначале, когда человек приходит, его интересует какая-то внешняя история, связанная с йогой, какие-то символы красивые, одежда, разноцветные коврики. Человек приходит, начинает заниматься. И постепенно, постепенно начинает понимать, что йога даже на таком уровне начинает его питать. Питает его тело, питает какие-то внутренние структуры, связанные с эмоциональной жизнью.

Е: Потом он обнаруживает, что есть какое-то сознание…

В: Да. И еще осознание. Всё это ему становиться очень интересным и он постепенно развивается. Поэтому трудно грань провести - где йога, а где не йога. Часто люди «западного мышления» склонны всё делать в виде таких строгих, замёрзших и неизменных поз. Так и идут от формы к форме, а когда живая йога, она обладает таким понятием как энергия, перетекающая и меняющаяся.

Е: Энергия в смысле движение, а не в смысле некоего тонкого излучения.

В: Да. Энергия - греческое слово (др. гр. ἐνέργεια), обозначающее действие, работу. То есть это процесс. Йога развивается в процессах. Поэтому нельзя сказать: это йога, а это - не йога, только лишь из-за того, что человек чуть не туда наклонился. Йога - это не форма и надо понимать, что она всегда должна быть индивидуализирована в зависимости от структур человека, от его антропометрии, от массы факторов. Важно понимать, что она должна базироваться на ряде старых принципов, которые и составляют магистральное направление, по которому необходимо развиваться, а не только на формах, которые могут быть похожи или не похожи на йогу…

спорт, Влад Фадеев Дарума-тайсо учитель, Восток

Previous post Next post
Up