Древний Сучжоу известен своими культурными традициями, восходящими к культуре царства У периода Вёсен и Осеней (примерно со второй половины 8 в. до н.э. до первой половины 5 в. до н.э.). С момента основания город постоянно рос, превратившись в один из крупнейших к югу от Янцзы. С 9-10 веков город стал известен как «земной рай», в основном благодаря обилию воды (теперь Сучжоу иногда называют "Венецией Китая", что, честно говоря - чистый образчик европоцентризма), и садам. В династию Мин (1368-1644) город оставался крупнейшим культурным центром Китая, и сады, сохранившиеся до сего дня, являются в основном памятниками ландшафтного искусства и архитектуры именно этого периода.
Сад скромного чиновника
Этот сад располагается на Северо-восточной улице за воротами Лоумэнь. После своей отставки в 1509 году, императорский ревизор династии Мин - Ван Сяньчэн (Wang Xianchen) - вернулся в Сучжоу и построил резиденцию на месте бывшего монастыря Дахун. Название резиденции (Сад скроменого чиновника) было навеяно строками поэта и Пань Юэ (247-300 гг.) из его «Эссе о праздной жизни»: «Жить свободной и простой жизнью, возводя павильоны и сажая деревья - это образец скромной жизни».
В 1533 г. Ван Сяньчэн создал 31 рисунок парковых видов, озаглавленных им "Виды сада скромного чиновника": каждому рисунку было предпослано стихотворение и небольшое эссе, комментирующее изображение сада. Вообще, в классической живописи Китая жанр "фантастических имений" был довольно распространённым, часто эти пейзажи были своеобразными иллюстрациями поэтических описаний идеальных поместий, домов и ландшафтов, таких как описывали Пань Юэ или Бо Дзюйи(772-846). Сад, таким образом, был задуман как "программный": он должен был представлять как всеобщую гармонию мира, так и все аспекты характера и быта "благородного мужа".
Этот сад много раз менял владельцев, был частью княжеской резиденции с 1860 по 1863 годы, некоторое время был в запустении, и был открыт для публики после реставрации в 1952 г.
Общая площадь - 52,000 кв.м., сад считается одним из лучших образцов минских садов в Сучжоу. Вместе с кварталом резиденции, располагающейся в южной части, сад разделён на три части: Центральную часть, западную и восточную.
К сожалению, есть план только центральной и западной части, но они и наиболее красивы, фотографии - видов и павильонов этих садов.
Три четверти Центральной части занимают пруды, вокруг них высажены рощи и выстроены павильоны.
К югу от главного зала ("Зал Изысканных (удалённых) Благовоний") находятся высокие холмы, изрезанные потоками с элегантными мостами. К северу от главного павильона через пруд видны зеленеющие острова и холмы, на которых располагаются Павильон Снега и Облаков и Павильон Ожидания Холодов. К востоку от главного зала располагается холм с Павильоном Вышивания на вершине и садом Мушмулы, Пристанью Диких яблонь и кабинетом Слушания Дождя у подножия. К северу по коридору располагаются Павильон наклонной радуги и Павильон бамбуковой хижины, и пагода храма Принесения благодарности, расположенная поодаль.
Одним из принципов рукотворного ландшафта периода Мин - так называемый "взгляд издалека". Несмотря на то, что Сад скромного чиновника - один из самых больших в Сучжоу, здесь используются те же приёмы, которые характерны для маленьких садов, где необходимо было искусственно раздвинуть пространство. Сад обычно состоит из нескольких садов, разделённых/соединённых стенами, галереями, мостами и водными пространствами. При этом необходимы проёмы в стенах, хорошо просматриваемые лёгкие галереи, стены павильонов, позволяющие смотреть "сквозь" постройку - это создаёт эффект проникновения одного пространства - в другое, их связи.
"Лунные окна":
Стены, посадки и постройки также создают своеобразные "кулисы", которые визуально углубляют пространство, задают планы перспективы (такое кулисное построение, как известно, использовалось и в европейской живописи, для создания глубины пейзажей).
Объекты, находящиеся вне сада - также учитываются при создании ландшафта, "вписываются" в пейзаж: пагода находится вне сада, но она, как одна из вертикальных доминант, учтена при планировке.
Дорожки и мосты прокладывались таким образом, чтобы дать возможность оценить разные точки зрения и открывающиеся перспективы, обогатить непосредственное впечатление поэтическими, живописными и философскими ассоциациями, удлиннить путешествие по саду.