Отчуждение у Антуана де Сент-Экзюпери

Dec 31, 2016 20:33



Перед Новым годом попалась на глаза книга Антуана де Сент-Экзюпери "Планета людей". Советским издательством книжка рекомендована для школьников, но мысли, изложенные в ней, актуальны и для взрослого человека. Хотя с момента издания книги прошло без малого 80 лет (книга вышла из печати в 1939), многое в ней описывает как будто сегодняшний день.

Главный герой книги перед своим первым ночным вылетом в качестве пилота почтового самолета (что в то время было достаточно рискованным мероприятием) по дороге в аэропорт вслушивается в разговор случайных пассажиров:

Я прислушивался к разговорам вполголоса. Говорили о болезнях, о
деньгах, поверяли друг другу скучные домашние заботы. За всем этим вставали
стены унылой тюрьмы, куда заточили себя эти люди. И вдруг я увидел лик судьбы.
Старый чиновник, сосед мой по автобусу, никто никогда не помог тебе
спастись бегством, и не твоя в том вина. Ты построил свой тихий мирок, замуровал наглухо все выходы к свету, как делают термиты. Ты свернулся клубком, укрылся в своем обывательском благополучии, в косных привычках, в затхлом провинциальном укладе, ты воздвиг этот убогий оплот и спрятался от ветра, от морского прибоя и звезд. Ты не желаешь утруждать себя великими задачами, тебе и так немалого труда стоило забыть, что ты - человек. Нет, ты
не житель планеты, несущейся в пространстве, ты не задаешься вопросами, на
которые нет ответа: ты просто-напросто обыватель города Тулузы. Никто вовремя не схватил тебя и не удержал, а теперь уже слишком поздно. Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то.

На мой взгляд, Экзюпери очень точно описал содержание современной уже нам эпохи. Нет сейчас той эксплуатации человека, которая имела место в 19 веке и была основным способом отчуждения человека от его природы.
Сейчас отчуждение приобрело другой, внутренний характер. Раньше причину отчуждения можно было охарактеризовать глаголом "не могу" - у обычного человека не было времени на то, чтобы заниматься собственным развитием, он был занят банальным выживанием.
Сейчас такой эксплуатации уже нет, и, на мой взгляд, отчуждение приобрело другой характер. Описать его можно глаголом "не хочу".
И смысл этого "не хочу" как раз и уловил Экзюпери. Основная мысль - что человек сам отчуждает себя от собственной природы.
Кто-то - отказываясь от своей мечты и превращаясь в "обычного обывателя Тулузы", кто-то - закрываясь от внешнего мира в своем "тихом мирке" и забыл, что "он - человек".

Эта мысль напомнила мне книгу Рея Бредбери "451 градус по Фаренгейту". Один из персонажей книги - профессор Фабер в разговоре с главным героем так описывает причины забвения книг в обществе:

"Люди сами перестали читать книги, по собственной воле... Я знаю человека, который полвека тому назад печатал газету нашего колледжа. Это было в тот самый год, когда, придя в аудиторию в начале нового семестра, я обнаружил, что на курс лекций по истории драмы, от Эсхила до Юджина О’Нила, записался всего один студент. Понимаете? Впечатление было такое, будто прекрасная статуя изо льда тает у тебя на глазах под палящими лучами солнца. Я помню, как одна за другой умирали газеты, словно бабочки на огне. Никто не пытался их воскресить. Никто не жалел о них. И тогда, поняв, насколько будет спокойнее, если люди будут читать только о страстных поцелуях и жестоких драках, наше правительство подвело итог, призвав вас, пожирателей огня.”

Самоотказ от развития одних людей и поощрение этого самоотказа со стороны других - и есть тот вызов, который сейчас стоит перед человеком и обществом.
И это "само" одновременно и трагично и обнадеживающе. Трагично, потому что это происходит добровольно, а обнадеживающе - потому что в этом содержится и выход.
Но для этого человек должен "пробудиться".

И задача современного человека - преодолеть в себе это самое самоотчуждение.
И в этом, на мой взгляд, главный посыл произведений и Экзюпери и Бредбери.

отчуждение, коммунизм, экзюпери

Previous post Next post
Up