Kidou Senshi Gundam: Suisei no Majo [(2023)]

Feb 05, 2024 01:52

機動戦士ガンダム 水星の魔女 [(2023)]



Жанр: sci-fi, меха, экшен, милитаризм, трагедия, сейнен, сёнен
Выходил: октябрь 2022 - январь 2023, апрель - июль 2023
Английское название: «Mobile Suit Gundam: The Witch from Mercury [(2023)]»
Русское название: «Мобильный воин гандам: Ведьма с Меркурия [(2023)]»
12+12 эпизодов со сквозной нумерацией, 5 BD Special (первый - нулевой эпизод, предыстория) к первой части, 3 - ко второй.
Оценка:7,8 из 10

Хороший гандам - это не только специфичные кастрюльки на ножках, но и астрополитика.

В 122м году AS (As Stella), в эру, когда Солнечная система уже довольно неплохо заселена и представляет собой огромную экономическую систему из множества «солярных» корпораций, объединённых в основном в фактически заменяющую государство «Бенедит Групп» - юная девочка с захолустного Меркурия (всё же Человечество как и во всех «Гандамах в основном базируется на Землю, Луну и точки Лагранжа) переводится в Технологическую Академию Атисация. Что не удивительно - академия сия известна своим уровнем, «Бенерит Групп» в первую очередь всё-таки фокусируется на мобильных технологиях, а наша Сюлетта Меркюри как раз пилот мобильного доспеха, да и свой собственный, весьма необычный - имеет. Однако даже обычная жизнь студентки для неё является изрядным вызовом: нынешнее население Меркурия настолько невелико, что там и школ-то нет. И ведь и Академия - не самая обычная школа. А уж когда Сюлетта оказывается посреди астрополитических игр корпораций - мало не покажется никому.




История просмотра

Якабито, конечно, существа с «волшебным» происхождением. Но ваша покорная слуга - большая поклонница науки и технического прогресса. Поэтому три фэнтези подряд, даже в любимом жанре «про девочку-попаданку для девочек» я бы просто не выдержала. Посему решила полистать свой бесконечный список «на просмотр» в поисках чего-нибудь современного или хотя бы условно научно-фантастического (сами понимаете, научность фантастики про кастрюльки на ножках - близка к нулю). Из современного что-то попадалось всё не то. В результате - решила таки оценить свеженький гандам. Каковой, по началу, напоминал мне совершенно безблагодатный Wing и «выезжал» в общем-то из-за картинки. Но мне повезло: в раздаче, которую я скачала - первый спешл первого сезона был обозначен как нулевая серия. И был просмотрен раньше всего. Так что я знала - рано или поздно будет мне и астрополитика и сильные проживания. Не ошиблась. Однако, по порядку.



Техническое исполнение

Есть такое подозрение, что до студии «Санрайз» дошли возмущенные вопли фанатов после крайне халтурно нарисованного «Scarlet Nexus». А может быть просто они, как владельцы франшизы «Гандам» принципиально уделяют своей основной «кормушке» больше внимания. Так или иначе - этот сериал нарисован просто отлично. Да, конечно, в случае тех же кастрюлек на ножках, а в особенности - космических объектов типа кораблей и станций - видна компьютерная графика. Но, признаться, это во-первых, совершенно ожидаемо, а во-вторых - она весьма неплоха.

И в остальном всё тоже - от хорошего до шикарного. Мне нравится изображение людей, они буквально все очень хороши. Очень характерные лица (особенно у взрослых), при этом действительно красивые. Причём очень по-разному. Я не буду говорить про симпатичность девушек, но и с мужчинами - какой шикарный, просто хиджикатистый Деллинг Рембран - и одновременно симпатичный и опасный Кенанджи Авери! Отдельно замечу: в отличие от стандарта девочковых сериалов - тут далеко не все мальчики в «принцевских» статях. Тот же товарищ Авери - весьма упитанный гражданин. Что не мешает ему быть отличным офицером и пилотом. Впрочем, принцы тут, безусловно, тоже есть.

Красивые фоны - естественно тоже без числа. И, что меня особенно порадовало - огромное количество акцентных кадров. Особенно операторы-художники разошлись с ними во второй половине сериала. Десятая что ли, серия (то есть 22й эпизод) вообще пулемётит ими очередями. Начиная с того, как Миоринэ говорит, как ей стыдно - и показывают её босые ноги и видно - ей стыдно так, что аж пальцы на ногах поджимаются! И дальше - как она говорит (очень мощный, знаковый и поворотный момент) «Нет, я сама открою и выйду к тебе» - и показывают её ноги, делающие шаг и идущие к двери… Красота!

Чуть поменьше красота с аудиальной частью. Да, первый эндинг писал композитор Supercell, коллектива попсового, но довольно симпатичного. Да и вообще опенинги и эндинги здесь весьма неплохи. Но да, довольно попсовые и в результате мною проматывались после первого же прослушивания. Что снова не просто: опять у нас опенинг и эндинг - плавающие. То есть эпизод гарантированно начинается с сюжетно-значимого «пролога», идущего несколько минут. И после эндинга - может быть буквально одна картинка с названием следующей серии. А может быть - опять несколько сюжетно-значимых минут.

Конечно же, симфоническая музыка в фоне. Оомама Такаши конечно не Сахаши Тошихико, но, как говорится, «имеет за собой».

Сложнее всего - с сейю. Да, Миоринэ озвучивает Lynn. И озвучивает неплохо. Но сама Миоринэ при всей моей к ней симпатии довольно регулярно раздражает. Ичинозе Кана-сан, здесь играющая Сюлетту - обладает довольно симпатичным голосом. Но Сюлетта своим стеснительным заиканием и вообще общей дуростью бесит не меньше. Так что опять насладиться хорошим голосом мешает говорящий им персонаж. С другой стороны - с начала и до конца симпатичная мне Ника говорит голосом Шириши Харуки-сан. Так что симпатичный персонаж, говорящий голосом не менее симпатичных Асириппы из «Золотого Камуя» и вообще великолепной Тани из «86» - это вдвойне приятно. И, конечно, буквально все нарекания напрочь забиваются моим незамутнённым восторгом: Просперу Меркьюри озвучивает Ното Мамико-сама. Причём мамиконотит со страшной силой. Да, с возрастом голос у неё стал ниже, но волшебная двухтембровость, великолепный диапазон - остались. Просто всё чуть съехало вниз по частотам. И Просперы, хотя она вроде бы и второстепенный персонаж - довольно много. Так что я была в полном восторге. Ну и персонаж, надо сказать, весьма подходящий под любимое амплуа Ното-сама. Кстати, у неё завтра день рождения! А сегодня - у прекрасной Кобаяши Ю.

И последнее: перевод. Как всегда - меня волновало, чтобы было JAP+SUB, и поскольку в скачанном мной варианте русский дубляж вообще не предусматривался - не знаю, что там творится. Но опять же, см. выше: смотреть это в дубляже по-моему деяние близкое к преступному. Ното-сама не должна быть заглушаема ничем. Субтитры же весьма и весьма неплохи. Без глюков, без ошибок. И переводчики явно задумывались над тем, что пишут. Например, мне очень понравилось, что уже в последней серии, фактически в эпилоге - они абсолютно к месту вспомнили практически вышедшее из современного молодёжного лексикона слово «золовка». Молодцы!

Так что по технике - это, пожалуй, не самый лучший «Гандам», но определённо один из лучших. И… видимо, после объявленного мною в результате всё того же «Скарлет Нексуса» «заката восхода» пролетела ночь и начался новый восход. Что несказанно радует. Однако, пока ещё не всё совсем безоблачно и в техническом смысле, и по сюжету.



Нарекания к сюжету

Первое нарекание оно универсально к любым произведениям из франшизы «Гандам». Идиотские ОЧБР вполне узнаваемого дизайна. Именно потому что сама концепция ОЧБР идиотская. Здесь к тому же я была несколько опечалена: кастрюльки дизайна «Гандам», естественно, наличествуют. А вот дизайна «Заку» - опять нет. Жаль. Я не слишком люблю космонитов из оригинального Гандама, но вот уж ZAFT - это для меня, с моим лунамариизмом - очевидно, очень многое.

Сюда же можно отнести и наличие уникального пилота (не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что это Сюлетта), который умеет рулить оными кастрюльками на качественно другом уровне. И наличия искусственных людей-пешек, выведенных чтобы хоть как-то сравнимо это делать. А так же появления к финалу у одной, а лучше - двух конфликтующих сторон какого-нибудь гигантского супер-орудия типа «луч Звезды Смерти». Которое наши герои всё равно превозмогут. Но и первое, и второе, и третье - это закон жанра. Часть из списка необходимых сюжетных и технических деталей, необходимых для того, чтобы произведение вошло в франшизу «Гандам». Как в «сорокатоннике» нельзя без Империума, космодесанта и варп-переходов. Хотя бы в упоминаниях. Повторюсь, условие франшизы. Так что «сбрасываем счётчик».

А вот дальнейшие нарекания - уже касаются данного сериала как самостоятельного произведения.

Итак, во-первых. То, про что я уже писала выше: где-то две трети первой части вызывали у меня печальные ассоциации с безблагодатным Wing-ом. И ещё невесть чем. Боёвка - какие-то совершенно дурацкие дуэли по правилам «обломи вражине рог». И какая-то типичная школоло с налётом межнациональных трений. Да, боёвка нарисована красиво, динамично и захватывающе. И межнациональные трения в школе - это тоже в принципе бывает интересно. Но всё равно, какая-то муть. Не будь это красиво - за одно это у меня первая половина схлопотала бы 6 баллов, если не 5. Но красота вытянула до 7.

Во-вторых, и про это я уже говорила тоже: школоло. Раздражающе тупящая и цундерящая Миоринэ. Сюлетта, чудовищно смущающаяся вплоть до заикания (причём заикание у неё случается до десяти раз за эпизод!) И тоже весьма тупящая. Понимаете, это две самые главные героини. И хотя за обоими признаёшь огромный список положительных качеств - фактически, только успеваешь проникнуться симпатией, как они выкидывают что-нибудь раздражающее, а то и бесящее.

Вообще, здесь получилась довольно своеобразная и печальная вариация на тему, за которую я «гандамы» вообще-то обычно просто обожаю: смена отношения к сторонам и персонажам. Здесь она происходит настолько быстро, буквально по несколько раз за серию, что в результате не получается ни звереть, ни влюбляться ни в кого. Почти ни в кого, будем уж честны.

И это будет уже в-третьих. Которое продолжается и в более глобальном смысле, но в обратную сторону. А вот со сменой отношения к сторонам - как-то плоховато. Разворотов практически нету. Все движутся строго в одну сторону: кто-то становится чем дальше, тем более отвратительным, у кого-то вскрываются интересные причины на первый взгляд весьма мерзкого поведения, и они становятся более симпатичными. Или даже весьма симпатичными. Но и здесь всё как-то кривовато. Ну, положим, что Гуэль просто запрограммирован на перевоспитание и превращение в строго положительного персонажа - было как-то очевидно изначально. И что Сыддык (Шаддик) с Эланом - уж слишком идеальные принцы, чтобы не оказаться теми ещё кадрами - мне как-то тоже было понятно с самого начала. Что забавно - Сыддык при всех негодяйствах у меня каких-то резких отрицательных эмоций так и не вызвал, мне в некотором смысле слишком понятна его логика и вообще поступки. А вот Элан как оправдал мои подозрения - так меня как-то и никак не развернули реально печальные и даже страшные факты его биографии. Да, жуть, да. Но с гнильцой персонаж. Так что поголовная толстовщина и всепрощение меня откровенно коробили. М-да, это я ещё про труса и иуду Мартина не сказала. Вот уж точно дрянь человечишка! Хотя есть и приятно удививший меня момент. Но о нём - в своё время.

С фракциями же всё совсем плохо. Прогрессировала «Бенерит Групп» именно как трест. Со сменой управления начала прогрессировать Джетарк Корп. А все остальные - либо падали в рейтинге симпатии, либо оставались на неизменном уровне всю дорогу. Как, например, при всей моей нелюбви к террористам - у меня не было никаких особо отрицательных чувств к земным боевикам ни сначала, ни в конце. Абсолютно негодные методы, а людей понять можно.

Что выводит нас и на «в-четвёртых». Какая-то очень загадочная картина мира. Не будет каким-то спойлером заявить, что здесь непонятным образом земляне оказались в роли южноафриканских негров середины двадцатого века, а космиты - там же белых. Что выглядит просто абсурдно. Да, конфликт землян и космитов - это тоже необходимое условие франшизы. Космиты могут быть даже более технически продвинутыми, чем земляне. Но не с таким чудовищным разрывом (что нам и показано), чтобы была возможна реколонизация десятком тысяч продвинутых испанцев миллиона инков. Или, скажем, голландцы и зулусы. Не настолько чудовищен разрыв. Но нет: каким-то непонятным образом вся власть уплыла с материнской планеты в руки довольно малочисленных (относительно) космитов. Глаз режет.

И в пятых. Само мироустройство. Опять же, в «гандамах» принято объяснять особые способности пилотов, которые «супер» какими-то свойствами их организма. Но если в «оригинальном Гандаме» и в «СИД» - способность включать режим НеоТайпа или входить в СИД-режим объяснялась неким специфическим набором генов, а в «Сиротках» - специфической хирургией, то здесь решили пойти по дурацкому пути так же безблагодатного «Даблнолика», придумали какие-то частицы, какой-то материал, неразбери-поймёшь. Который точно так же ничего не объясняет, и почему у всех получается по-разному тоже. Но тут ещё хуже. Здесь ещё и навернули какую-то лютую ахинею про зацикливающуюся информацию (ну, я понимаю, что бесконечным циклом можно завесить компьютер, но как это применимо здесь?). И как минерал связан с передачей данных?! А что самое главное: какой-то полный бред с распадом этого минерала. Ну, хорошо, вот он принялся распадаться. Механизмы, работающие с его использованием - исчезли. Почему? Там не было вообще ничего, кроме этого минерала? С чем связана и ещё одна непонятность в финале. Но тут уж получится спойлер, так что ничего не говорить не буду.

Право слово, хотели придумать понаучнее - получилось только хуже. Остались бы в парадигме практически не объясняемой комбинации генов! Это как с Силой в «Звёздных Войнах»: пока это была просто Сила - было вполне нормально. Некий необъяснимый, практически сказочный элемент данного мира. А как ввели эти дурацкие медихлорианы - стало тупо до тошноты.

Н-да, и туда же отнесём сюжет с фразой, зашифрованной в ДНК. Ох, история-то в результате красивая, но какой маразм!

Впрочем, поговорим о хорошем.



Хорошее в сюжете

Пока я ругалась - упоминала и несколько приятных исключений. Например, относительно разворотов отношения.

Действительно, несколько неожиданно, но и приятно было поймать себя на том, что мне всё более и более небезразлична судьба «Бенерит Групп» и «Кафедры», хотя по нулевому эпизоду, да и по части первого сезона - никаких тёплых чувств они вроде бы не должны были вызывать. И тут даже играет не то, что с моим лунамариизмом, я склонна симпатизировать космитам. Здесь целый комплекс. И то, что в результате выяснилось, какие идеи были в головах организаторов этого дела. И то, что за удержание (с некоей интересной целью на следующем шаге) этих организаций впряглась крайне симпатичная, несмотря на все её дурости, Миоринэ с «перековавшимся» Гуэлем.

Кстати, вот у Гуэля действительно дуга характера очень неплохая получилась. Это что он хорошим станет - было предсказуемо. А вот почему и как - поди догадайся. Получилось очень интересно и вообще даже красиво.

Да, возвращаясь. И то, что вообще-то прекращение существования «Бенерит Групп» - это чудовищное потрясение, потеря рабочих мест в таких масштабах, что как бы война не началась. Полномасштабная и гражданская. Так что пусть лучше будет.

И примерно в том же стиле меня удивил Деллинг. Опять же, гражданин с весьма негодными методами, но не самыми плохими мечтами. И внезапно принявший открываться с совершенно других сторон начиная с момента основания Мионринэ компании. Как-то незаметно превратившийся в результате в эдакого стрёмного, но одновременно классного и харизматичного Хиджикату… где-то в стиле уже поминавшегося «Золотого Камуя».

Продолжая о приятных неожиданностях: опять же, когда я говорила, что в отношении большинства даже положительных героев они чего-нибудь отчебучивают только-только начинаешь к ним проникаться… но есть и несколько исключений. При всей моей неприязни к причёскам афро (тем более в таком гипертрофированном варианте) - мне изначально была довольно симпатична Чучу. А с течением времени - больше и больше. Когда чуть-чуть научилась ладить с людьми и обуздала свой чудовищно взрывной характер.

И сразу же, и бескомпромиссно мне были ужасно симпатичны Ника и Кенанджи (Авери). Забавно, кстати, что по вскрывающимся по ходу действия фактам их биографий - они являются представителями чуть ли не самых крайних диаметрально противоположных политических полюсов. Однако я сразу чувствовала, что эти товарищи хотя и относятся вроде бы к наиболее радикальным партиям, но в целом они, в сущности, вообще-то о чём -то третьем, лежащем в совсем другой плоскости и, как ни странно - в общем-то именно там - на практически одной позиции.

Кстати, отвлекусь. Интересный момент: когда я смотрела SEED - там наши, космитские названия были крайне подозрительны на аббревиатуры. То есть ZAFT - это аббревиатура и есть: Zodiac Alliance for Freedom Treaty (вот же я фанатка, сколько лет прошло, а расшифровку помню!), и, соответственно, PLANT я как минимум подозревала тоже в аббревиатурности. Однако - в этом сериале все станции размерами в десятки километров в поперечнике - снова называются PLANT (в дубляже вы этого скорее всего не расслышите за голосом переводчика), но я-то слушала оригинал и малость обалдела. Может быть в Sunrise решили, что это тоже элемент франшизы, и в «гандамах» крупные обитаемые станции принципиально должны называться не station, а PLANT?

Но вернёмся. При всём моём ворчании на общую картину мира - здесь очень неплохо показано, как в современном мире разные государства (а в сериале - корпорации) вроде бы объединяются в ООН (трест «Бенерит Групп») и единым фронтом выступают против распространения опасного оружия, которое к тому же опасно даже для тех, кто с ним работает. Кстати, неплохо проехались и по «зелёной повесточке», если помыслить ещё немного шире: ведь два варианта применения GUND-технологии практически неотличимы от дуализма атомная бомба \ атомная электростанция. И как тихой сапой - все активно работают над этим «которое совсем-совсем никак-никак нельзя!» И, конечно, грызутся между собой любыми самыми грязными и неэтичными способами.

Правда, тут всё несколько хитрее. Всё-таки «Бенерит Групп» - это не ООН, а именно трест, причём занимающийся в основном именно мобильными технологиями. А над всем этим стоит Космический Совет, который тоже имеет свои зубки. И вот эти-то граждане как раз выглядят настоящей бесполезной политиканской говорильней как ООН… которая вообще-то иногда таки может против чего-то нормально объединиться и оные зубки показать. Не уверена, что современная нам порядком выродившаяся ООН будет способна на такое, но раньше иногда получалось. Впрочем, любые аналогии и аллюзии всегда ложны как минимум отчасти.

Также следует вспомнить про другую важную штуку. Всё-таки мы смотрим кино или анимэ, или читаем художественные книги не только для того, чтобы подумать, но и для эмоций, чтобы почувствовать, испытать эмоции. И с этим всё хорошо. И опять же - соблюдён закон жанра. Не только в том, что здесь люди гибнут, и не только фоновые персонажи, но и вполне заметные. Впрочем, закон жанра соблюдён и на более детальном уровне: никто не сомневался, что как минимум одна из парочки Софи и Нореа должна погибнуть. Но если Софи мне было совершенно не жалко, то вот как-то надеялась я, что Нореа таки выживет. Но нет. Здесь у нас в результате максимально полное повторение сюжета Стэллы и Шина. (Кстати, мальчик, «исполняющий здесь роль Шина» - бесит меня ничуть не меньше, да и поганую историю за спиной имеет не хуже). В общем, очень грустных моментов здесь есть, это всё-таки «Гандам», то есть отнюдь не ванильно-картонная война. С другой стороны - не трагедией единой. Очень милые и трогательные, добрые моменты тут есть в числе. Так что и с этим аспектом всё хорошо.

Кстати, о законах франшизы. Интересно здесь вышло с тремя другими. Получилось очень «притянуто за уши», но тем и здорово:
  1. В «Гандаме» должен быть минимум один Харо. Здесь Харо полным-полно, это, судя по всему - некая стандартная упаковка для хиленького ИИ. Как колонка с Алисой. Бесконечными «Харо-харо!» не достают, говорят строго по делу и вообще не раздражают.
  2. Миролюбивая принцесса, с которой у главного героя-суперпилота возникают романтические чувства, явно ведущие к браку. Всё миролюбие Миоринэ заключается в брошенном Сюлетте «Убийца!» (в чём она весьма быстро раскаивается) и переживаниям, что из-за её недосмотра, точнее - того, что она не просчитала возможность одного варианта развития событий, развязалась бойня. Но вообще-то это не столько о миролюбии, сколько о реакциях обычного исходно мирного человека. И отдельно забавно: закон жанра соблюдён. У миролюбивой принцессы романтические чувства с главным героем-суперпилотом. Это именно ей, Миоринэ, кое-кто говорит, мол золовку надо слушать. Хи-хи, кто у нас главгерой-суперпилот?
  3. А ещё в «Гандаме» должен быть блондин в маске. Который со своими идеями вызывает даже некую симпатию, крайне умный и хитрый, и вообще стоит за сценой, готовя что-то глобальное… но наглухо долбанутый. В безблагодатном «Даблнолике» оный блондин, правда, был наглухо не только долбанутый, но и тупой, и ни за какой сценой стоять был не способен. А вот здесь - полная инверсия. Вместо блондина - брюнетка. Но зато с очень мрачной историей за спиной, коварство измеряется в килорэбах, умна, добра, обаятельна, настоящая любящая мать, вызывает дичайшую симпатию невзирая ни на коварство, ни на долбанутость (выясняющуюся, как водится - в самом конце), ни на полную неразборчивость в средствах. Ну, Ното Мамико-сама опять играет образцовую умную яндере. То, что она любит и умеет. Извините, но я это за спойлер не считаю: характеристики гандамовского человека в маске - это часть франшизы, чего ожидать от него все знают
.

Вообще-то можно было бы пробежаться и по персонажам. И немного получше раскрыть интересные аспекты астрополитики. Но… не буду. Во-первых, например, про Миоринэ и Сюлетту я как-то рассказывать не могу. Они очень разные, на самом деле заслуживающие уважения и симпатии, но за счёт того, что их настолько быстро и часто бросает в разные стороны - ничего кроме общих слов сказать и не получится. Ну скажу я, что они на самом деле очень добрые и сильные девушки (причём стопроцентно девушки), но очень по-разному. А то вы раньше не догадались?

Во-вторых, лучше смотрите сами. Повторюсь, это не лучший из «гандамов», но явно один из лучших. Номер три, от силы четыре в моём личном рейтинге. Пусть и местами слабоват.

В-третьих, я и так уже расписалась на восемь страниц (без картинок).

Так что завершу я обзор упоминанием одного забавного факта. Забавного в том числе тем, что это вроде бы никак с основным сюжетом не связано, однако вокруг этого дела - очень много маленьких сюжетов, важных и для основного. Факт же в том, что автор сценария, как и я, - обожает помидоры!



И снова студия «Санрайз» одарила нас «Гандамом». На сей раз - начинавшийся как «ой, ну ещё очередное гандам», но закончившийся как «А знаете, весьма себе гандам!» В очередной раз - есть над чем подумать. Есть что себе запомнить и взять на вооружение. И не только великолепную присказку Просперы и Сюлетты: «Сбежишь - получишь одно. Пойдёшь вперёд - получишь два.» Есть над чем попереживать и грустно, и радостно. И я думаю, что буквально все в нём найдут что-нибудь для себя. Хотя, повторюсь, в моём личном рейтинге это третье место среди «Гандамов». Но третий - не значит «плохой». Он очень даже хороший в результате. Просто «СИД» и «Сироток» я люблю больше.

tragedy, school, mecha, shoujo ai, military, shounen, sci-fi, seinen, action, anime

Previous post Next post
Up