Futatsu no Spica

Sep 25, 2022 23:35

ふたつのスピカ



Жанр: школьная жизнь, sci-fi, сёнен, фэнтези
Выходил: ноябрь 2003 - март 2004
Английское название: «Twin Spica»
Русское название: «Двойная Спика»
20 эпизодов
Оценка: 8 из 10

Мечта о космосе... о ней снято много прекрасного. Вот и школа космонавтики, в которой исполнение мечты только начинается.

Камогава Асуми с раннего детства мечтала стать космонавтом. Точнее, как она написала в младшей школе - «водителем ракеты». И, будучи девочкой очень целеустремлённой - с того же раннего детства упорно готовилась к реализации этой мечты. Правда, у неё в этом был некий мистический помощник (в прямом смысле мистический, это элемент фэнтези, точнее - традиционных японских верований). Но всё-таки - упорно бегала по утрам, читала литературу - она сама. А когда пришло время переходить в старшую школу - на её удачу Японское Аэрокосмическое Агентство открыло и курс космонавтики в своём «лицее». Да, обучение стоит изрядно дорого. Но отец сказал: «Мы с тобой остались вдвоём в этом мире. Спасибо, что поделилась мечтой!» - и пошёл работать в две смены. А Асуми… ей теперь надо знакомиться с товарищами по курсу и преодолевать непростые тренировки и решать непростые этические проблемы.

История просмотра

Я очень люблю хорошие сериалы про космос, особенно если они позиционируются как научная фантастика. Тот же «Planetes» ведь вообще шедевр. Да и «Лунная Миля» весьма неплоха, а «Ракетные девчёнки» - весьма милы. И все они весьма умны и мудры. Да, ещё есть «Космические братья», которые, безусловно, тоже ждут своего часа. Но их 99 эпизодов, я их боюсь! А тут всего лишь 20. Впрочем, этот сериал тоже лежал в вишлисте довольно долго. Здесь сыграла свою роль несколько неудачная заглавная картинка. С откровенными школьниками (в школьной же форме) и вообще какой-то непонятный товарищ в маске…

Но тут мне захотелось чего-нибудь не слишком сложного, скорее даже лёгкого. Но на приятную тематику. И оказалось, что выбрала я правильно где-то наполовину. Не такой уж он и лёгкий. И не настолько уж про подготовку космонавтов в том смысле, в котором мы ждём от НФ. И вообще с элементом фэнтези. Но при этом, если бы не целый ряд цепляющих глаза огрехов - мог бы и на оценку «шедевр» претендовать. И желанный заряд позитива я получила сполна. Но несколько с другой стороны, чем ожидала. Итак, что же тут на самом деле имеется?



Техническое исполнение.

Собственно, первая неожиданность с этим сериалом - чудовищная неровность в техническом исполнении. В целом он нарисован очень консервативно, я бы даже вспомнила Миядзаки, совершенно точно в его сторону художники посматривали. Это что касается изображения людей. И, так же как у Миядзаки - здесь огромное количество совершенно потрясающих, совсем уж архаично (и прелестно в своей архаичности), детально прорисованных фонов. Пример будет чуть позже. Опять же, видеоряд эндинга - совсем другой стиль, тоже весьма симпатичный. А есть ещё вставки из воспоминаний, совсем из детства героев, иллюстрации к детским сочинениям… В четвёртом и пятом стилях. Но в этом и проблема. Пока нам не покажут очередной великолепный фон или интересную вставку - картинка в общем-то соответствует уровню изображения людей. Весьма простая и даже скудная. И, очевидно, такие перепады несколько печалят. Да, когда красота - то прямо балдеешь. Но вдвойне обидно возвращаться к «обыденной» картинке.

Впрочем, это можно сказать именно о, скажем так, детализации и стилям. На деле же и наши герои много где «приключаются», и с точки зрения композиции - сериал очень сильно нарисован. Да и само разнообразие стилей - тоже на самом деле очень радует. Просто обидно, что «основной» сильно уступает другим.

Со звуковым оформлением всё намного лучше, хотя тоже немного неоднозначно. Отличный, великолепно попадающий по смыслу (я имею в виду не только текст, но и музыку) опенинг, очень милый, напрямую связанный с сюжетом эндинг, некоторое количество сюжетной музыки внутри… Но, как мне показалось, фоновая музыка отсутствует как класс. Что обидно.

Ещё интереснее с сейю. Да, естественно, я с первых слов узнала своего любимого гнусавого красавчика Мю ЛаФрагу… то есть Коясу Такехито, который здесь великолепно озвучивает «дядю Лиона». Того самого мужика в маске льва, который так долго мешал мне решиться смотреть это. (Зря мешал, история там очень красивая). Так же я точно понимала, что неоднократно слышала Юкиту Марику. То есть Кимуру Акико. И да, я неоднократно встречала Кимуру-сенсея начиная с её первой роли в оставившем разноречивые впечатления классическом «Outlaw Star». Но всегда на довольно второстепенных и не запоминающихся ролях. А вот голос - да, голос запомнился. Впрочем, здесь справедливость таки восторжествовала. Марика - великолепная! Впрочем, о героях мы поговорим позже. А вот остальных сейю как-то совершенно не узнаю. Хотя потом смотрю на их списки ролей - ведь встречались десятки раз! Но либо роли второстепенные, либо как-то в душе не отозвались. В общем, да, если не считать Коясу-сана, здесь все сейю - крепкие, просто крепчайшие профессионалы, но не звёзды. Что, естественно, не помешало, а наоборот - вполне закономерно обеспечило, что все роли сыграны более чем достойно.

В результате, техническая часть получилась дивно хороша, и во многом по-хорошему неожиданна… но с обидными «просадками». За что я снимаю пол-балла. А полтора балла сериал теряет потому, что есть преизрядные



Глупости в сюжете

Честно говоря, у меня иногда просто глаза на лоб лезли от очередных сюжетных поворотов. В таком, «техническом» плане. Не буду перечислять все, разберу только один сюжет. Который просто изобилует странностями. Понятное дело, далеко не все сюжеты там таковы, скорее наоборот, это исключение. Но когда вдруг выпрыгивает подобное - то разве что лбом об стол не колотишься.

Итак, будущих космонавтов собирают на внеочередное (не по расписанию) занятие по физкультуре. Методом явления тренера в учебную аудиторию и сообщения: переодевайтесь в спортивную форму и пошли.

И здесь уже проблема номер один. Нет, не внезапная смена расписания. У нас заявлено, что космонавты вольны выбирать предметы, важно набрать определённый балл в конце семестра. То есть? Правильно, тренер бродил по десятку аудиторий и собирал будущих космонавтов. Ладно, положим, это был какой-то урок из обязательных для всех. Но уже шероховатость.

Зачем он их собирает? А у них, оказывается, будет тренировка на выдержку и клаустрофобию: имитация аварийного покидания корабля в спасательной капсуле. Странности посыпались потоком. Во-первых, о таких тренировках предупреждают сильно заранее. Потому что у нас задача вырастить космонавтов, а не разогнать курс. И имитация внезапной аварии, мол вы должны быть готовы ко всему и в любой момент - здесь не объяснение. Да, космонавтов тренируют и на это. Но не так.

Во-вторых, что за странная история с этими капсулами? Изначально учащимся это преподают как некую идею капсулы с 18-часовой автономностью, которая будет болтаться на орбите, пока не подберут. И на то они вполне похожи. Что же, при сильно развитой пилотируемой космонавтике, на которую вполне явно рассчитывают (и прямо о том заявляют) в Агентстве - идея вполне здравая. Если на орбите много всего одновременно находится - то и какой-нибудь из сотни Союзов сможет изменить орбиту и подобрать капсулу. А то и вообще чисто орбитальный челнок, типа ToyBox незабвенной Фи Кармайкл из уже упоминавшегося «Planetes» прилетит. Однако… эта капсула оказывается спускаемым аппаратом! Ладно, оставим в стороне, что у неё нет совершенно никаких приспособлений для собственно спуска: парашютов там, маневровых двигателей… Ладно, это прототип, парашюты и прочее разрабатывает другая лаборатория, потом всё объединят. Но тогда - где в этой капсуле приспособления фиксации?! Её ж при спуске так мотать и дёргать будет, с такими перегрузками, что без фиксации, какие бы мягкие стены ни были - вы получите не спасённого космонавта, а кожаный бурдюк с фаршем. Тьфу!

Думаете, на этом гениальный полёт авторской мысли остановился? Конечно нет. Раз спускаемый аппарат, то… все догадались. Тренировка на клаустрофобию объединяется с тренировкой на выживание. Отлично, пять дней пути до точки сбора. Сориентироваться и дойти с исходным запасом еды и воды на день. Прекрасно! Первая тренировка подобного рода, и сразу такие условия. Опять же - о таком предупреждают. И почему первая? А потому что по всем дальнейшим действиям всех учащихся ясно: ни малейшей, даже теоретической подготовки они не проходили. Рыбу ловить не умеет никто. Костёр разводить умеет только Шу… Асуми в первый же день без особой нужды режет единственную имеющуюся у неё верёвку, какие ягоды съедобны, а какие - нет она так же не знает… В общем, подготовки у них просто ноль.

Да, там было ещё две странности, но их я как раз прощаю: Шу почему-то добывал огонь трением. Что в наборе выживания не было спичек? А Асуми очень долго тормозила с ориентированием на местности из-за того, что у неё не было компаса. (Вообще-то у меня есть опыт использования карты без компаса в течении нескольких дней, не настолько это сложно, но для того, чтобы это было «ненастолько сложно» надо как раз иметь неплохой опыт, которого у Асуми нет). Но это мы спишем на имитацию случайных некомплектов или непредвиденных потерь. Хотя то, что у Асуми компаса не было - меня сначала удивило. А потом, когда выяснилось, что компаса нет только у неё одной - стало откровенно противно. Она и так очень мощный человек, чтобы ей давать такой гандикап, такой рояль в кустах «так она ещё и без компаса дошла, какая крутая!» Вот зачем это было?

В общем, дурдом с этим выживанием. Но что самое ужасное - этим дурдом не заканчивается. Итак, на пятый день, практически к дэдлайну, Асуми выходит на точку сбора. При этом путём радикальной голодовки сумев сэкономить половину от их аварийного рациона (рассчитанного на день, напоминаю). То есть мы все понимаем, в каком состоянии она. И дальше начинается шоу бреда.

Она спрашивает: все ли вышли? Вышли все, кроме Марики. Есть ли раненые? Раненых нет. Асуми разворачивается и убегает обратно: на второй день она наткнулась на покинутую капсулу с уводящим от неё кровавым следом. (След оборвался, быстро найти раненого не удалось и Асуми решает добраться поскорее до точки сбора и привести помощь). Что спрашивает при этом вроде как вполне умный Фучуя-кун? «А с чего ты взяла, что это - Марика?» Это как?! Ты только что сказал, что вышли все, кроме неё! И ещё добавил, что среди вышедших раненых нет. Мальчик - ты идиот? А нам тебя подавали как умного… Но на этом всё не заканчивается! До капсулы Марики все добегают… за пару часов. В одну сторону шли четыре дня, обратно, после пятидневной голодовки добежали за два часа. Прелесть какая!

Ну, и вишенкой на торте: вся компания инструкторов - просто наблюдает за происходящим, просто триангулируя пеленги индивидуальных маячков. Не делая ни попыток прекратить безобразие, ни даже понять - а что, собственно, происходит.

В общем, организация там на примерно той же высоте, что и умение сценаристов хоть немного подумать. Что в общем-то и не удивительно: сценаристы же всё это придумывают из головы. А если голова такая - то и придуманное будет соответствовать.

Как я уже говорила, вот этот детальный разбор одного сюжета - наглядный, но, увы, не единственный пример творящихся по ходу действия дуростей. За которые суммарно сериал лишается ещё полутора баллов. А почему только полутора? Потому что в нём чудовищно много совершенно замечательного. И вообще он, в сущности, о другом.



Прекрасное в сюжете.

Дело в том, что это сериал не столько о подготовке космонавтов, не научная фантастика в таком хардкорном понимании - здесь у нас ЖРД, там у нас невесомость… То есть какие-то элементы всего этого, конечно, есть. Тренировки в скафандрах в бассейне, объяснения концепции торможения об атмосферу и многое другое. Но в первую очередь - это сериал о мечте. Мечте о космосе. Откуда она у каждого возникает, ведь люди все разные, и почему в космос хочет Марика - совершенно не похоже на причины Асуми, а их причины так же не похожи на причины Шу.

И это сериал о том, «как сказку сделать былью» - в смысле переживаний и труда людей, превращающих одно в другое. Кстати вот сразу не могу удержаться и не высказаться на актуальную тему. Этот сериал - довольно интересный пример семейного вопроса в анимэ. Да, здесь у нас вроде бы все пятеро главных героев живут кто в общежитии, кто в съёмной квартире, поскольку учатся далеко от дома. То есть вроде бы - родители могут присутствовать только за кадром. Однако даже в сериале (надо полагать, в исходной манге все персонажи раскрыты более полно) - краем присутствует отец Шу, довольно много посвящено конфликту между Марикой и её отцом… И - Сузунари-сенсей (классная руководительница Асуми) в финале выходит из состояния непонимания себя, «отпускает» погибшего жениха - и выходит замуж. А главное - Асуми. Всё-таки она здесь абсолютно ведущая главная героиня, поэтому всё вращается вокруг неё. Так что же с ней? А у неё семейный лейтмотив - огромная часть истории. Да, у неё неполная семья. Но потому, что мама погибла в аварии. А что отец? Плюнул на дочь и пьянствует? Да ни в коем случае! Наоборот, здесь такая правильная, до трогательности семья, что просто всем бы поучиться! Ах, какие там сюжеты! И размышления Асуми о том, что если она уедет в школу космонавтики - то бросит отца одного. И отец… да-а-а… одна из мощнейших сцен:

Асуми сдаёт вступительные экзамены в школу космонавтики, но из-за уже упомянутых сомнений - не решается показать успешные результаты отцу. В результате - отец находит результаты сам и очень сильно на неё обижается. Вопрос: за что? И мудрый дядя Лион (или это была Сузунари-сенсей) объясняет: он обиделся не за то, что ты его бросаешь. И не за то, что у вас денег нет. И даже не за сам факт, что ты от него что-то утаила. А за то, что не поделилась, не пустила его в свою мечту…

Вот пример самого настоящего глубинного доверия, уважения и заботы между отцами и детьми, в обе стороны, так, как это и должно быть. Вы серьёзно говорите, что в анимэ не бывает нормальных семейных отношений? Бывают. Даже не «нормальные», а «всем учиться быть такими!»

Вообще, надо сказать, очень правильных, трогательных и моментов, и сюжетов - так что прямо и переживаешь, и кулаки сжимаешь, и болеешь за кого-нибудь, а потом счастливо и растроганно прямо плачешь - тут очень, очень много. Я довольна.

Но возвращаемся. Собственно, подобные вопросы и поиск ответов на них и составляют почти весь сюжет. Точнее - все сюжеты, поскольку поначалу сериал выглядит вообще как набор не слишком увязанных сюжетов по одной-две серии в длинну. Типичный такой «срез жизни», «слайс». Но, конечно, сюжет здесь вполне очевиден. И хотя у сериала, к сожалению, нет внятного финала - «а дальше читайте мангу, дурные отаку!» (что я жутко не люблю), но всё же он вполне себе хорошая точка в конце даже не главы, а книги. «Дядя Лион» наконец может уйти… но самое главное - у нас сформирован готовый отряд космонавтов. Не группа из пяти будущих космонавтов, а именно отряд, команда. Кстати, если рассматривать не индивидуальные полёты, когда в отряде Титов подменит Гагарина если что, а групповые полёты примерно как на американских Шаттлах, то в этом отряде уже и бортовые должности примерно можно просчитать. Именно потому, что все пятеро - очень разные люди и пошли в космонавтику совершенно по разным причинам. Очень интересным и подчас неординарным. Собственно, вот и резон немного рассказать про героев.

Как я уже и говорила, Асуми у нас самая главная героиня, про которую нам рассказывают больше всего. Поэтому я не буду особо на ней останавливаться, смотрите, как говорится, сами. Тем более, что ничего плохого, кроме хорошего я о ней сказать не хочу, но при всём моём огромном уважении к ней - она мне наименее интересна и созвучна. Очень классическая супер-целеустремлённая, потрясающе сильная, абсолютно доброжелательная девочка. Извините за цинизм - великолепный, прекрасный человек, но ужасно шаблонный персонаж.

Хотя в результате её шаблонность парадоксальным образом ведёт к далеко не шаблонным результатам. Ну, ровно потому, что она шаблонная анимэ-героиня, а людей такой незамутнённой доброты в жизни встречается мало, и столкновение с ними ведёт к очень необычным последствиям. Вот, например, какая же отличная история с Сано-сенсеем! Отличная ещё и в том, что в ней совершенно внезапно выскочила ещё и довольно неожиданная история с внутрикорпоративной конкуренцией, завистью и перекладыванием вины на чужие плечи. И в общем-то нервов этот завистливый карьерист успел потрепать и зрителям, и самой Асуми (чуть было не сломав её). Но… даже если мы уже ориентируемся в анимэшных шаблонах и таки ожидаем, что и в нём окажется что-то в хорошем смысле человеческое… то всё равно не догадаемся - что, как это в нём вытащит на поверхность Асуми, и чем это закончится. Закончилось, скажу вам, действительно неожиданно и очень красиво.

Впрочем, её одноклассник с младых ногтей гражданин Фучуюя Шинноске - в определённой степени не далеко от неё ушёл. Интерес, как персонаж, он вызывает скорее тем, что это редкий пример цундере мужского пола. Как и положено цундере - тотально не честный сам с собой, постоянно шпыняющий и обзывающий объект своей любви, но всегда готовый прийти на помощь. Плюс ещё и страшный нытик. Что забавно - хотя нам пытаются внушить, что он умный не только потому, что в очках, но и ещё потому, что умный… На самом деле - он именно что в очках. В интеллектуальном плане он хорошо если равен Асуми. А та к тому же ещё и мудрая такой непрошибаемой доброжелательностью. Так что в сумме - явно уступает.

Куда интереснее Оми Кей, первая подружка Асуми в школе космонавтики. Вот если Асуми - такая идеальная и несколько в результате «не от мира сего» девочка, то Кей - яркий пример доброй, заботливой и в хорошем смысле нормальной. У неё всё совершенно понятно. И мечта возникла очень по-человечески (и даже в некотором смысле больше по-девчачьи). И ведёт она себя очень понятно - что-то очень быстро просчитывает, что и положено быстро понимать. Ноет тоже в понятном смысле, сколько ж можно марафон бежать и всё такое. Да, она очень простая, но при этом совершенно понятная. И в общем-то если бы не её некоторые опять же простецкие и эмоциональные реакции - я легко бы смотрела весь сериал её глазами. Нет, реакции-то вполне человеческие и правильные. Просто не мои.

К сожалению, в анимэ её история не раскрыта совсем. Всё, что мы знаем - это род занятий её родителей и её причину желания стать космонавтом. А по некоему косвенному признаку (опытные анимэшники догадаются по какому) - я подозреваю, что у неё история тоже не очень-то ванильно-радужная. И что-то то ли было, то ли будет не слишком весёлое. Надеюсь, что «было». Она хорошая, не хочу, чтобы в будущем у неё была беда.

Но самые интересные - это Марика и Шу. Самые неординарные (и, кстати, самые умные) личности в пятёрке. И, за счёт неординарности - сложные для восприятия, казалось бы. Но для меня - при полной несхожести, насколько тяжёлый человек Марика и насколько Шу эдакий easygoing - наоборот, самые лёгкие. Что они думают, что чувствуют, как видят ситуацию - мне всегда было понятно, и их глазами я как раз смотрела легче всего. Извините, что я тут всё о себе, да о себе, но так объяснить проще. Мне страшно импонирует это легкое, доброжелательное, но немного отстранённое отношение товарища Шу, меня приводят в восторг его красивые и интеллектуальные ассоциации (например, почему он зовёт Асуми чайкой), мне страшно нравится его мечта сделать то, что ему не дано от рождения, а что он сделает сам, такое, чего ещё никто не делал. Пожалуй, именно поэтому мне всё же чуть легче было смотреть глазами Марики: всё же я не настолько амбициозна и… пожалуй, он интересует меня как мужчина. С ним было бы легко и одновременно по-интересному сложно.

А Марика - тоже весьма умна. Собственно говоря, за весь сериал по-моему только эти двое и объясняют остальным, для чего и от чего нечто придумано, то есть разбираются в устройстве. И тоже всегда приходит на помощь. Правда, если Шу это делает просто потому что симпатизирует остальной компании и помощь ему вроде как ничего не стоит, то Марика - потому что у неё мощное внутреннее «так надо». Ну, Асуми приходит на помощь, потому что хочет всем добра, Кей - потому что это естественный человеческий порыв помогать друзьям, то Марика в друзьях почти до конца сериала никого не числит, но действует исходя в общем-то даже неосознанного понимания, что «я-то не свинья!» Впрочем, как раз её история в сериале более-менее раскрыта (хотя, я читала на АниДБ, что в манге раскрыта намного полнее), поэтому - тоже предложу смотреть, а не ждать от меня дальнейшего рассказа. Только повторюсь, что Марика - в общем-то очень тяжёлый человек, но очень умный, сильный и на удивление симпатичный.

Вообще, это тоже один из огромных плюсов сериала: здесь все пять героев от «довольно» до «чудовищно» сильные и симпатичные. Но настолько по-разному симпатичные! И настолько по-разному сильные. Хотела было написать «несгибаемые», но поймала себя на том, что это не так. И это тоже очень интересно: Асуми - да, вот она абсолютно несгибаема, легка и оптимистична. А Кей - наоборот, сгибается как лоза, но тоже настолько оптимистична, что согнувшись - мгновенно разгибается. А Шу - он вообще и не гибкий, и не «несгибаемый». Он вне давления, жизнь по нему не бьёт, потому что попасть не может, у него совершенно нестандартный набор болевых точек. А Марика, четвёртый «наоборот» и несгибаема, и с бесконечной способностью снова подниматься - но за счёт какой-то даже мрачной решимости. Но да, и обеих несгибаемых девушек пару раз чуть было не сломали, а за гибкую Кей иногда бывало страшно - разогнётся ли? Но не сломались и всегда вставали и шли. Ибо, слегка переиначивая известную песенку - «таких и берут в космонавты!»



Очень интересный сериал. Интересный в первую очередь, что он чуть менее, чем полностью не о том, о чём мы ожидаем. Во вторую - кругом поднятых вопросов, неожиданных даже после того, как мы понимаем, что это сериал «совсем о другом». А он, оказывается, в целом «о другом», но ещё и о третьем, четвёртом и пятом. Но в первую очередь - это всё же сериал про мечту о космосе. Очень красивую, добрую и позитивную мечту, к сожалению почти забытую современным человечеством. А стоило бы вспомнить. Так что рекомендую.

school, shounen, sci-fi, anime

Previous post Next post
Up