Shikabane Hime: Kuro

Apr 23, 2022 16:43

屍姫 玄



Жанр: экшен, ангст, современность, фэнтези, трагедия, насилие, огнестрел, сёнен
Выходил: январь - март 2009
Английское название: «Corpse Princess: Kuro»
Русское название: «Принцесса < умертвий/немёртвых >: Чёрная хроника»
12 эпизодов + 1 полноформатный и 1 четырёхминутный DVD Special
Оценка: 7 из 10

Хоть до этого додумались…

Непосредственное продолжение «Красной хроники», со времён которой прошло от силы полгода, а скорее - пара месяцев. Ори тренируется на «контрактного священника», слегка прореженный «Клуб Большой Медведицы» вынашивает дальнейшие коварные планы… Понятно, что со всех сторон это лишь тактическое отступление на перегруппировку. И скоро война между сектой Когуто и КБМ вспыхнет снова, а ведущим несколько свою политику Макине и Ори приоткроются новые завесы мироустройства - и придётся отвечать на новые экзистенциальные вызовы.

История просмотра

Хотя я и собиралась приступить к этому сериалу сразу же после первой части, но как-то так получилось, что одним вечером оказалась вне дома, с лаптопом, на который «Куро» не скопировала, зато на нём стоял давно уже Sunrider. А я ж купила его года полтора назад! В общем, пока не прошла всю «космическую» часть - с принцессами вышла пауза. Но теперь - исправляюсь.

Техническое исполнение



Хотя между сериалами зазор просто нулевой, они явно снимались как один «двухсезонный» - что-то, видимо, изменилось. Точнее - я даже знаю подоплёку всего этого. И позиционирования как 13+12, а не одного в 25… и технических изменений. Где-то примерно на этом этапе сериал «догнал» мангу-исходник. И, поскольку манга не особо быстро выходила (насколько я знаю, закончилась она что-то вроде с год назад) - для продолжения экранизации было принято волевое решение делать «вилку». То есть снимать уже по своему сценарию, не дожидаясь и не особо оглядываясь на мангаку. В результате - получилась более ровная по качеству, но, быть может, не настолько шикарная отдельными кадрами картинка. Ну, это очевидно: отдельные кадры - это в том числе и талант мангаки. За его вычитанием - остались таланты художников студии. Сколько бы их ни было, а минус один - это чуть меньше. Зато, поскольку студийные сценаристы работают уже на студию - меньше цейнтнотов, когда скрипт приезжает слишком поздно и промежуточные кадры приходится рисовать в спешке, левой пяткой и руками «набранных по объявлениям».

То есть, суммируя - красивых, имеющих самостоятельную ценность в виде картинки, остановленного кадра - стало поменьше, но и ужасно нарисованных - тоже. Картинка выравнилась.

С музыкой и сейю - очевидно, почти всё без изменений. Акияма Нана и Юки Аой по-прежнему радуют. Ну, понятно, что по причине гибели некоторых персонажей - их голосами уже особо не понаслаждаешься. Один из трёх эндингов (он же основной для сериала) изменился, но, как и в случае первого - хорошая музыка, но такого уж восторга не вызывающая. Опенинг без изменений, и это прекрасно, ибо песня «Beautiful Fighter» ну дивно хороша. Пик творчества Анжелы, Ацуко и Кацу.

То же самое можно сказать и про перевод. Тут, я подозреваю, одна и та же команда изначально нацеливалась переводить оба… и у них получилось.

Так что в целом - хотя некоторые изменения произошли, но по части техники вполне можно рассматривать это как один сериал… с одной и той же оценкой за качество. Чуть иначе скомпанованной.

Нарекания по сюжету



А вот по части сюжета изменения куда более заметны. И тоже двояки: что-то стало лучше, что-то - хуже. Но первое «хуже» связано даже не с «вилкой», а с результатами «Ака». Которая уверенно вырулила на развитие сюжета в сторону противостояния КБМ и Когуто. А так же лавирования внутри этого Когуто четырёх основных пар принцесса+священник (Макина+Ори, Акира+Садахиро, Ицки+Такамаса и Саки+Рика) - и взаимоотношений внутри КБМ плюс Акаша.

И, прямо скажем, не могу сказать, что сценаристы так уж хорошо вписались в этот поворот. Все эти взаимоотношения, похоже, оказались трудноваты для них (или же было в определённой степени справедливо решено, что для сёненов это слишком сложно). Придумывать короткие истории про очередное умертвие и причину его сдвига, а так же в той или иной степени креативные методы его упокоения - проще. В результате же сюжет превратился в куда более прямолинейную последовательность «подлянка с чьей-то стороны» - «Макина вляпалась» - «Макина с помощью Ори прорывается». Нет, там тоже есть интересные моменты и я про них расскажу, когда перейду к похвалам. Но в целом сюжет стал восприниматься куда более… тупым и шаблонным.

Второе «хуже» в общем-то я тоже обозначила уже. Даже то, что происходит помимо «дратсинга», внутренняя политика, психология и прочая интеллектуальная деятельность подчас не то, что не вызывает восторга, а вызывает… квадратные глаза.

Вот, например, священники. Ну, понятно, что психологи они просто никакие (я про отношение к принцессам) - это мы уже выяснили в первом сериале. Что вдвойне свидетельствует о невысоком интеллекте. Потому что ладно, вы такие шовинисты, что считаете принцесс не более чем оружием (кстати, все помнят, когда употреблялся термин «говорящий инструмент»?). Но, ёлки, у каждого из вас не тысяча расходных принцесс, а одна! Если у тебя один-единственный пулемёт, или меч скажем - его как, чистить-смазывать надо? Нет? Поздравляю, ты - труп.

Однако ещё хуже другое: четыре серии нас пытаются убедить в том, что принцессы - не люди, мотивируя это тем, что они живучее, жизнь у них отличается от жизни простых людей в силу весьма опасной деятельности… И всё. Аргументаторы из них такие же, как и психологи. Строго говоря, даже приводить в пример обычных шикабане, в которых прослеживается часть бывшего человека - очень слабый аргумент. Что делает человека человеком? Вопрос сложный. Но ответы священников - полная лажа. Неужели аргумент - 108 умертвий? Ла-а-ажа. Впрочем, некоторое интересное из этого таки проистекло, но об этом тоже позже.

Отдельные выходки тоже достойны квадратных глаз. Вы не поверите, но предложения к Ори пожить обычной жизнью следуют и в этом сериале! Равно как и он сам в некий момент предлагает то же самое Макине. Ладно, Ори - парень юный и, мягко говоря, не великого ума. Но остальные-то? Неужели не понятно, что влезание во всю эту кашу уже необратимое изменение. Тем более, если ничего ещё не закончилось. Не сможет Ори жить обычной жизнью - он уже знает про всё вот это. И Макина тем более не может - она вообще принцесса. В лучшем случае они могут мимикрировть под обычную жизнь, как это делали Акира и Садахиро. Но это будет именно мимикрия, с целью… не обязательно как у этой парочки - прикрытие. Но в любом случае - не более чем… взятый выходной. И даже не обязательно потому, что долг зовёт и всё такое. Просто они уже не будут «нормальными людьми». У них жизненный опыт другой.

Впрочем, «на той стороне» идиотии тоже хватает. То Эна вроде бы нашёл слабое место у Макины и Ори, имитируя братца-Кейсея… и тут же обнуляет свой результат, выкатив десятки «Кейсеев», ведущих себя совершенно не-по-Кейсеевски. То есть всё, слабое место не работает: уже понятно, что это НЕ Кейсей.

Или Акаша болван тоже… Извините за спойлер, но история в том, что его принцесса упокоила положенные 108 умертвий, но на небо автоматом не отправилась, а наоборот поехала рассудком. Какой вывод он делает? Что после 108 умертвий принцессы не отправлются на небо, а атоматом двигаются рассудком. М-м-м, а элементарная мысль, что твоя принцесса слетела с катушек именно из-за того, что ей в голову вбили эту прямую зависимость 108 умертвий - автоматическая отправка на небо, а зависимость вдруг не сработала. То есть банальное разочарование от неисполнившихся ожиданий.

Мне тут скажут, мол, в конце же было прямым текстом, что после 108 принцессы действительно автоматом превращаются в бессмертных разрушителей. Но я отвечу, что это - полная лажа. Такое же глупое постулирование, как и предыдущая форсируемая легенда про отправку в рай. Непродуманное, необоснованное утверждение, ограниченно годное только для маленьких детей (угу, сёнен же). Ничем не подкреплённая нотация и доктринёрство. А если подумать… то принцесса - она, ёлки, уже! - бессмертное существо, очень неплохо умеющее разрушать. Я понимаю, вообще вся эта песня про 108 - это такая именно что доктрина, призванная с помощью сказки удержать принцессу в… человечном состоянии. Но, как и должно быть - такой лажей можно кормить какое-то время, но не вечно. Что дальше? А дальше по идее весь вопрос в том, чтобы принцесса удерживалась на высоком уровне человечности (привет, Vampire the Masquerade!)… каким-то более интеллектуальным образом. И всё. Но вся секта, за все годы своего существования даже не задумалась о поиске какого-то разумного решения вопроса. Нет, зачем. Можно же полоскать мозги обоим (и принцессе, и священнику), а потом тупо секретно запечатывать принцесс. Идея о том, что как бесконечно полоскать мозги, так и бесконечно запечатывать (что либо, информацию в том числе) - невозможно в принципе. Рано или поздно возникнет прорыв. Но никакой стратегии на случай прорыва, не говоря уже о стратегии избегания прорыва при которой прорываться нечему - у них нет.



Кстати, что приводит нас к ещё двум вопросам дурости как героев, так и сценаристов. Помните, я говорила, что Ори предлагает Макине жить нормальной жизнью. Как он себе это представляет, если Макина - уже вечно молодая девушка. Несколько лет на одном месте - и уже все заметят, что она не взрослеет. То есть… это уже не есть «нормальная жизнь». Впрочем, я понимаю. Это ж Ори. И ум у него не ахти (что он делает во время боевых эпизодов - это как раз уму-то и не постижимо), и в принципе - он очень юный мальчик. Для него несколько лет - почти вечность. Но всё равно, дурдом.

Гораздо интереснее другой вопрос. Пожалуй, вот как раз в этом смысле я соглашусь с частой претензией, что финал слит (то, что он весьма открытый - в целом ничего страшного). Но он слит вот в каком ключе: собственно, прорыв таки случился. Причём не единичный, а массовый. О том, что «автомат 108» не работает и об истиной сути связки между принцессой и контрактным священником (пусть и не в полной мере) узнало очень много народу. Две тайны, доселе известные паре-тройке человек стали достоянием очень многих. Причём опять же - не только людей, но и принцесс. Что с этим будет делать Когуто? Ни намёка. Точнее - один намёк есть. Они таки частично осознают, что «у них ситуация». Но по всему - кажется, что они будут пытаться вернуть всё как было. Угу, особенно гениальное решение, поскольку один из ключевых и уникальных механизмов «как было» - необратимо разрушен. Впрочем, определённый оптимизм я всё же испытываю, поскольку новым начальником местного КГБ становится Акира… то есть, простите, Садахиро. А у этой парочки взгляды на реальность весьма далеки от предыдущей доктрины.

И я уж не говорю о прямом противоречии, когда сначала нам утверждают, что принцесс, пошедших рвзнос, надо запечатывать, потому что их невозможно убить, а через пять минут выясняется, что очень даже можно.

Ну, и напоследок. Как раз в «Санрайдере» несколько раз звучали прекрасные фразы типа «Кое-что никогда не меняется, а тебе бы следовало попытаться измениться». В отношении, конечно же - бесконечных монологов в момент, когда надо стрелять. И если, говоря про «Ака» я вспоминала оригинальную фразу Туко, то здесь уместнее именно «Санрайдер». Кое-что не меняется. Они снова, в леденящий душу китайский раз заводят длиннющие речуги… в результате чего и получают закономерное. И это раздражает страшно.

О хорошем в сюжете



Как можно было уже заметить - ругаясь на скудоумие секты я уже обозначила один из ключевых интересных вопросов. Которые уже тем радуют, что были подняты. То есть собственно - что делает принцесс принцессами, чем они отличаются от безумных умертвий?

Вопрос человечности, наверное. И да, опредённая саморефлексия тоже нужна. Как чистота сознания. Что, кстати, наглядно демонстрирует нам «Клуб Большой Медведицы», у которых человечность на нуле. И если «обычные» умертвия - это в сущности опасное природное явление, то КБМ - это именно враг. На данный момент - для человечества даже экзистенциальный. Но именно враг. В текущем составе - долженствующий быть уничтоженным почти полностью, за содеянное, за принятую у них в данный момент анти-человеческую философию. Да-да, именно «почти». Хокуто и Тоя имеют неплохие шансы на смену философии, при котором конфликт с человечеством у них как минимум перестаёт быть экзистенциальным.

Кстати, о Хокуто и Тоя. Вот это было действительно сильно. Когда нам вскрываются их истории - обеих невозможно не пожалеть. И в общем-то даже до того нельзя было назвать их поступки, линию поведения по-настоящему отвратительными. У них очень своеобразные рассуждения, основанные на крайне специфическом жизненном опыте. Но Хокуто убивает просто потому что вообще ничего кроме этого не умеет. Да, и здесь как раз гениальная находка в финале (правда, реализуемая очень странным образом): не умеет, потому что не научена! Значит, всего лишь - надо научить. А Тоя вообще, удивительным образом - доброжелательна к людям. Да, в рамках своих крайне своеобразных рассуждений… но откуда бы у неё быть другим? И, обратите внимание - она как раз уже обнаружила, что в её рассуждениях есть ошибка. То есть - она даже готова уже учиться.

И вдвойне было жалко Хокуто, когда её предал Акаша. М-да, предавший раз - предаст и два. Впрочем, этот кадр к финалу второго сериала предал уже трижды. А кадр с Хокуто, протягивающей руку - один из тех, которые за душу берут даже в статике.

Но я отвлеклась. Я же рассуждала о человечности. И здесь очень здорово было с историей Ицки и Такемасы. Здорово ещё и тем, что здесь был шикарный переход в моём собственном отношении к происходящему. Как же я на стенку лезла от совершенно идиотских его рассуждений! Люди - это то, кто живёт жизнью обычных людей. В этом его, видите ли, философия, получается! Разницы между «чудовищем» и «нормальным» он не понимает. (Да и они никто не понимают). И вдруг… в сюжете наступает поворот. И оказывается, Такемаса всё же понял эту разницу и принял её (и Ицки). Но говорить настолько не умеет, что кошмар. Это он сначала пытался отговорить Ори, пересказывая свои собственные убеждения и переживания на первом этапе. А когда убедился, что, сюрприз, нормальные люди на этом этапе не останавливаются - выдал и вторую половину. Впрочем, повторюсь, они там все такие риторы, логики и психологи, что лоб болит. Мой. От непрекращающихся фэйстэйблов.

Да, о логике. Как меня раздражал Акаша в своих рассуждениях о причинах бешенства своей принцессы - так меня и порадовало изящество поворота: ведь действительно, в доктрине секты есть обман. Но как изящно: обман не в том, что у них рассудок удерживается на 108 убиений, а в том, что… на 108 убиений. Мы понимаем (и секта пестует именно такую трактовку), что шикабане слетает с катушек, или же можно на 108 упокоений слетание с катушек притормозить, сделав некоторых из них принцессами. Кстати, очень приятно, что потрудились, пусть и довольно «рояльно» объяснить, почему именно принцессы, а принцев, королей и королев не бывает. А можно (и это как раз настоящее положение дел) применить технологию, которая заметно снижает вероятность слетания с катушек в течении 108 упокоений.

И тоже к вопросам мироустройства - очень порадовала меня совершенно напрашивающаяся концепция: связь между контрактным священником и принцессой - может быть и инициируется принудительно, но в процессе работы принудительный канал уже не нужен. Они - друзья… и нечто больше. Всё как у людей: да хоть где - ставят тебя в пару «приказом сверху». Но проходит время - и вы уже притёрлись и помогаете друг-другу не потому что обязаны, а по собственному хотению. Ну, если исключить случаи фатальной несовместимости - но в случае формирования пар принцесса-священник это исключено, причём сразу по двум причинам. Вторая показана в спешале про Минаи. (Ура! Больше Минаи! И какая же всё-таки характерная для Ното Мамико-сама роль, трагичная, красивая и с потрясающей внутренней честностью. До сих пор удивляюсь, что не ею сыграна). А первая… честно говоря, я подозревала нечто подобное уже давно. Но когда это было озвучено прямым текстом - просто с радостной ухмылкой хмыкала. Потому что мне эта идея ещё и сама по себе страшно нравится и кажется внутренне правильной. Всё дело в вопросе: «кто кого выбирает». (Ничего уточнять не буду, смотрите сами, если хотите).

И страшно порадовал философский поворот. Как в «Ака» что я, что другие - постоянно вздыхали от тематики принятия смерти… Так здесь внезапно всё перевернулось и зазвучала куда более продуктивная идея: стремления к жизни и борьбы со смертью. (И даже в какой-то мере жизни как процесса борьбы со смертью). Вот это другое дело!

Закругляясь, добавлю ещё пару слов. Конечно же, как дурацких моментов было много, так и шикарные тоже встречались регулярно. Естественно, Макина выдаёт нечто шикарное постоянно. Но и Акира тоже не отстаёт. Особенно мне понравился сюжет близко к финалу:
Поставили это Акиру с Садахиро охранять… кое-что. Не пропускать ни живых, ни мёртвых. А тут приходят Макина с Ори. И вроде бы их так по уму как раз надо бы пропустить, но приказ ведь! Что делает эта парочка? Естественно, Акира стреляет в Макину. Та уворачивается… ага, от пули из Акириной снайперской винтовки. Акириной, Карл! Садахиро что-то втирает Ори, тот бьёт волшебной силой по Садахиро и попадает. И тут циничная ветеран спец.операций Акира бежит к лежащему Садахиро, типа оказать помощь, и укоряет: «Ты же мог увернуться?!» Ага-ага. Просто как по нотам. И укорила, и побежала спасать (как типа и положено принцессе), и нечаянно промахнулась. Всё она прекрасно понимает. Они изо всех сил пытались выполнить приказ! Но такое стечение обстоятельств… прорвались супостаты! Я хрюкала от восторга.



Резюмируя: не знаю (да и не особо хочу знать) как там сюжет развивался в манге после развилки с экранизацией. Но со мнением, что после развилки экранизацию «слили» - я всё же не согласна. Получилось вполне неплохо. С уточнением - неплохо относительно того, что уже было. То есть с учётом того, что изначально это был сериал на семёрочку. Может быть - капельку хуже первого. Так что поначалу я склонялась поставить не 7, а 6 баллов. Но многое из того, что появилось ближе к финалу настолько меня порадовало, что всё-таки снова 7.

tragedy, fantasy, angst, shounen, action, anime

Previous post Next post
Up