ID:INVADED
Жанр: сейнен, детектив, насилие, виртуальная реальность
Выходил: декабрь 2019 - март 2020
Английское название: «ID: Invaded»
Русское название: «ID: Вторжение»
13 эпизодов
Оценка: 8 из 10
Или я тупая, или…
Когда человек теряет сознание - в первый момент возвращения он не знает ничего. «Кто я, где я, что делаю?» - вспыхивают вопросы. «Меня зовут Сакайдо, и я - гениальный детектив.» Затем потихоньку возникает и понимание «где», а дальше и «что делаю». Впрочем, как скоро выясняется - и Сакайдо, и мир, и расследование убийства девушки Каэру - это в некотором смысле фикция. Точнее - визуализация «Колодца» подсознания серийного убийцы, никак с «Каэру» не связанного. Но могущая подсказать какие-то детали по другим, уже реальным делам. А чтобы погрузиться в него - нужно быть Нарихисаго Акихито. Бывшим оперуполномоченным, отомстившим за смерть жены и тем самым - формально превратившегося в серийного убийцу самому.
Но и это - не самый глубинный слой правды.
На этот сериал мне рекомендовали обратить внимание в комментариях то ли к
«Виви», то ли к
«Коп Крафту», то ли ещё раньше… не помню. Мол, и детектив, и вполне современного уровня фантастика, и неглупо. В общем, скачать-то я его скачала довольно давно, но лежал он у меня и дожидался настроения, как часто случается - не один месяц. И вот, звёзды сложились в нужный узор, я посмотрела, причём весьма бодро и увлечённо… и поняла, что ничего не поняла. То ли я совсем тупая стала, то ли какие-то переходы от меня ускользнули… По хорошему - надо бы пересмотреть. Но вот прямо сейчас - не хочется. Поэтому расскажу с позиции хлопающей глазами «блондинко». Шучу.
Что мы имеем в плане техники?
Нарисован этот сериал, прямо скажем - здорово. Но это не обычное «здорово», которое много деталей, тщательная проработка… Нет, как раз с этим всё очень средне - для своего времени. То есть при первом же взгляде на картинку - не ошибёшься, это конец «десятых» - начало «двадцатых», просто по стилистике лиц, по толщине линий прорисовки, цветовой гамме наконец. С приятным дизайном людей (а я очень это дело люблю), но в целом - таки средне. Местами даже вообще плохо. В некоторых ракурсах, например, лица не то, чтобы прямо разваливаются, но в них подозреваешь какой-то объём, а глаза остаются совершенно плоскими. Сразу прошу прощения: скриншотов я не делала и не хочу. Поверьте на слово.
Так вот, это «здорово» - оно лежит в какой-то другой плоскости. Может быть, правильнее будет сказать - «стильно» или «со вкусом». Хотя и это не совсем правильные определения, к стилю и вкусу тоже можно придраться. И тем не менее - даже очень скупые кадры выглядят не только уместно, но и как-то интересно. А различных интересных придумок - да хоть как в первом «колодце» с хаотично парящими рассечёнными на паззлы материальными объектами - очень много. Так или иначе, но при всём вроде бы средненьком исполнении, а то и вообще недоработками - смотреть это ужасно интересно и приятно. Какое-то внутреннее эстетическое удовольствие от картинки практически не покидает.
Гораздо проще рассказать про аудиальную составляющую. Тут всё просто: опенинг и эндинг здесь совершенно не из тех стилей, что мне нравятся, но если пытаться судить беспристрастно - очень хороши. Есть музыка в фоне, что я тоже очень ценю, особенно в нынешние времена… И она тоже если и не шикарна, то как минимум хороша. И, конечно же, сейю. Я не отношусь к таким уж поклонницам Мао, но нельзя отрицать, что это девушка с изрядным количеством песен и ролей, причём не только в анимэ. Известный, востребованный, крепкий профессионал, так сказать. И, на моё счастье - недавно вошедший в список моих любимых сейю мужеска полу Цуда Кенжиро! О,
ефрейтор Огата! Неподражаемым гнусавым, но почему-то ужасно приятным голосом спокойно рассуждающий о том и сём! В результате почти любое появление Сакайдо или Нарихисаго на экране означало просто какой-то праздник для моих ушей.
В результате - техническая часть, хотя там и есть кое-что, к чему можно вполне заслуженно придраться, меня крайне порадовала. И да. Я ничего не сказала про перевод. Тому есть две причины. Во-первых, не помню уже, где я это качала, но там были только английские субтитры. Решив же смотреть сейчас - бежать искать более поздний «релиз» мне, естественно, было лень: а зачем, если мне всё равно не интересен дубляж и всё едино, английские субтитры или русские? То есть про русский перевод я знаю лишь то, что он в природе существует. Качество же английского перевода я оценить почти не могу: откровенных ляпов не видно, а что касается смысла… то я не совсем понимаю смысл происходящего, а потому не могу оценить и перевод. Опять же - ничего режущего глаз там точно нет. Но кто знает?
Сюжетные нарекания
Тем самым логично перейти к смыслам. И нареканиям по сюжету. И здесь мне становится очень сложно, поскольку я слишком многое не поняла, а следовательно, не могу сказать: хорошо это или плохо. Впрочем, кое-что можно всё же отметить.
Во-первых, где-то в середине у граждан полицейских возникает необходимость разорвать контакт «пилотов» с «Колодцем» пусть даже и аварийно. И они этого сделать… не могут. Объясняю: всякая сложная электрическая машинерия воизбежание сбоев обязана иметь двойное-тройное резервирование питания и прочую защиту от дурака. Это всё верно. Но полная невозможность чисто физически отрубить питание (при том, что ты «хозяин» инфраструктуры) - это уже бред. Более того, в случае такого вот экспериментального оборудования - защита от дураков и прочих стихийных бедствий как раз предусматривает «аварийный рубильник». Чисто физический. Тоже определённым образом защищённый от дурака, но должен. Его нет. В общем, этот экспериментальный полицейский отдел продуман плохо.
Из той же области - чуть более ранний сюжет. У нас имеется интернет-трансляция, идущая часами. Идущая не первый раз, с перерывами между трансляциями не в один день и даже неделю. При этом трансляция связана с совершенно чудовищным преступлением. То есть добиться содействия буквально всех операторов - не просто «можно», а оно будет однозначно. Извините, при таких условиях никакое динамическое проксирование, туннелирование и шифровка не спасут. Да, это весьма сложная задача. И в большинстве случаев, скажем, посмотреть Нетфликс через VPN будет вполне действенным решением. Но в конкретной предложенной ситуации на источник трансляции выйдут очень быстро.
Равно как и выйдя на преступника (уже пост-фактум, как оно неправдаподобно показано в анимэ) - и на физические источники трансляции вышли бы без его помощи. Хотя тут моя претензия шаткая. Дело в том, что любят у нас некоторые деятели спекулировать вокруг «признание - царица доказательств». Спекулируют же потому, что ничего не смыслят в том, о чём говорят. Да, признание может быть доказательством, но с важной сопутствующей деталью. Нигде, никогда (в XX и позже веках) доказательством не было просто заявление типа «да, я его убила». А вот если ты покажешь какие-то улики, где тело лежит, допустим - то это уже и признание, и содействие следствию. Короче, возвращаясь к анимэ: можно предположить, что полиция решила таким образом помочь гражданке Инами заиметь это самое содействие. Хотя причины такого решения мне не понятны. Но в их головы я залезть не могу, Аллах с ними, с гуманистами.
Во-вторых, так же плохо продуманы и некоторые другие аспекты деятельности. Коль скоро мы заговорили о деятельности полицейских: допрос гражданина Момоки показан как-то очень сомнительно. Не то, чтобы меня сто раз допрашивали или я кого-нибудь… Но из того скудного опыта, что можно получить хотя бы даже из… да я не знаю, хоть рассказов Д. Ю. Пучкова об оперативной работе - складывается впечатление, что как-то оно не так должно происходить.
А уж история с бочками, в которые ведут кабели - это вообще глаза на лоб. Нет, вы представляете? В подвале у преступника стоят бочки, в которые идут кабеля. Что делают бравые полицейские? Вызывают сапёра? Нет. Хорошо, они до идиотизма беспечны и мысль о минировании им в голову не приходит. Они берут ломики и открывают бочки, считая, что кабеля - это просто… ну, проводка к датчику, скажем. (Не к датчику, если по сюжету размышлять, но я не буду спойлеры делать). Так что, ломики? Тоже нет! Они зачем-то начинают резать эти кабели! Зачем?! Если там мина - то это просто нельзя. Если там, как вы считаете, датчик - то это просто бессмысленное действие! Но нет. Режут. Полный привет.
Ну и с заходом гражданина Момоки в опасное здание тоже дурдом. Из серии «слышали звон, да не знают, где он». Вот услышали авторы, что при непрямом массаже сердца можно рёбра сломать. Ну и сломали. Спецкостюмом. Вообще там этот спецкостюм, сочетающий в себе удалённую реанимацию и доспех космодесантника - полный атас. Но в определённом смысле я с него тащилась просто завывая от восторга. Потому что он ещё и… шапочка из фольги!
В завершение же я скажу о том, почему всё же сомневаюсь в своей тупизне и высказываю предположение о некоторых непродуманностях в сюжете. Все предыдущие нарекания всё же касались каких-то недостатков в профессиональных знаниях, но в общем сюжете выглядели логично. То есть сюжет на входе подаёт какую-то ситуацию, она обработана непрофессионалом - и то, что получилось на выходе идёт в дальнейший сюжет. Однако в одном моменте я засомневалась именно в ключевом для сюжета повороте. А именно: гениальный детектив может пропускать мелкие улики, может идти по ложному следу, может даже ошибаться в рассуждениях - но тогда признавать, что ошибся. Но не игнорировать вещи, напрямую связанные с его текущей задачей.
Был там довольно таки в начале эпизод на падающем островке. Чем непосредственно занят Сакайдо? Выясняет, как устроен этот мир, ищет точки, в которых происходит что-то явно не укладывающееся в логику. И вот рассуждение: остров падает. Соответственно, на нём невесомость. Это подтверждается парящими вазами. Соответственно и кровь не должна разливаться лужей, а парить облаком шарообразных капель. Казалось бы - вот она, странность, не вяжущаяся с происходящим. А так ли она не вяжется? Сакайдо, случайно, не обратил внимания, что он сам по этому острову ногами ходит? Нет, это не отменяет несоответствия лужи с невесомостью. Но это отменяет «общность» невесомости, тем самым лужа не является уникальным нарушением логики мира. Я уж молчу о том, что рассуждения о том, могла ли она возникнуть до начала падения - просто отсутствует.
Понимаете, какая тут получается штука? Нет ничего плохого в том, что лужа оказалась той самой ключевой странностью. Плохо то, как к этому выводу пришли. Детектив выдал явно ошибочное поспешное обобщение - но оно оказалось верным просто в угоду сценаристам. Что означает… да! Что в сюжете могут быть и другие натяжки.
Серая зона
Вот собственно в серую зону попадает вся финальная арка с Ваней-пешеходом. Я не буду вдаваться в подробности, но мне там видится сразу две логические дыры. Во-первых, крайне хлипкая общая теория мироустройства. Если у нас каждая ID-частица является синхронизированной копией всего человеческого мозга (с его состоянием), то, зная, что из себя представляет ядро этой «машины колодцев» мы получаем конфликт порядков. То есть машина может обрабатывать бесконечное число «миров»-ID и бесконечное число функционирующих сознаний. При этом являясь сущностью того же порядка.
Во-вторых, теряет смысл затея Вани-пешехода. Хорошо, пусть он более не интересуется происходящим во «внешнем» мире. Хотя это уже конфликтует с заявленным комплексом бога. По каким-то причинам ему достаточно быть богом в песочнице, хотя он и знает, что это - песочница. Хорошо, пускай. Или же он, предположим, собирается влиять на внешний мир через подсознание. Это уже более похоже на правду, т.к. постепенно все подсознания окажутся синхронизированы с «машиной». Но как он собрался жить вечно? И он, и мы (к этому моменту) уже знаем, что из себя эта машина представляет. Никакой вечностью тут не пахнет, более того, чётко заявлена её конечность.
Да, конечно, всё это можно списать на то, что Ваня - псих. Мало ли какие у него завихрения в голове? Но это как-то очень… неаккуратно. Портит впечатление.
Кстати, туда же можно отнести и весь сюжет о колодцах в колодцах. Откуда они взялись? Откуда Момоки знает, что это ловушка (и чья)? Так же меня огорчило, что на весьма артикулированной точке остановился, но не завершился сюжет с девушкой Кики. И здесь хотя бы понятно - это завязка на продолжение, второй сезон. Который я бы, кстати, посмотрела, но пока анонсов нет. А вот насчёт колодцев в колодцах - не понятно. Или это тоже затравка на второй сезон? По хорошему - как раз это-то должно было быть объяснено в первом. Но нет. Или авторы просто не потрудились задуматься?
Но так или иначе - это действительно «серая зона». Странно, непонятно, натянуто - но как-то. Или, в случае с затравками - тут всё же почти соблюдена та самая правильная система открытия и закрытия сюжетов, делающая произведение вполне законченным, но пригодным к продолжению. Почему «почти»? Потому что здесь все сюжеты остановлены на хорошей точке в конце главы. Но нет завершённости произведения как такового, поскольку не завершены сюжеты, заданные в самом начале. Завершены только внутренние, промежуточные. Да, убийцы пойманы. Да, с Ваней-пешеходом разобрались. Но появившийся с самого начала вопрос об убийстве Каэру - почти не сдвинулся с мёртвой точки… да простят мне такую игру слов. Всё, что было сделано - это в некоторой степени стало понятно, кто она такая. И то не полностью. И да - сюжет с Кики.
В скобках: я уже говорила не раз, идеальным примером бесконечной серии, состоящих из законченных произведений я считаю «Амберский» цикл Р. Желязны. Вот там всё как надо: в первой книге сразу же перед героем встаёт вопрос самоидентификации - книга заканчивается с решением этого вопроса. В процессе самоидентификации возникает вопрос, что для достижения цели, идентифицировавшему себя как Корвина требуются пушечки - с начала (не раньше) второй книги Корвин приступает к решению задачи их обретения, а к концу - их раздобыл и применил с тем результатом, которого и добивался. Но в процессе…. Здесь же один сюжет заявлен сразу и не закончен, а второй - уже успел получить хорошее развитие, дошёл до конца «главы», но не до финала. Немного печально.
Хорошее в сюжете
И плавно повышая настроение - перейдём к хорошим вещам. Плавность же заключается в том, что начну я с момента, который мне откровенно понравился, но с определённой точки зрения можно отнести и к «серой зоне». Я о том, про что, собственно говоря это анимэ - и как оно смотрится. А смотрится оно очень легко и даже увлекательно. При этом сказать, что оно какое-то лёгкое по смыслу или даже детское - ни один язык не повернётся. Ведь если подумать, то здесь же натурально «убийцы, садисты, подонки, маньяки» - и не просто заявленные таковыми, а буквально прямо сейчас вытворяющие совершенно жуткие, непредставимые даже для здравого рассудка вещи. Это даже не скрывается почти. И вот тут - как посмотреть?
Можно сказать, что такая лёгкая подача такой, в сущности, жути - это плохо, зритель не понимает, насколько ужасно происходящее. Обесценивает. Или наоборот - не солидно как-то. Происходит ужас, а ужаса не чувствуешь. Но мне как раз понравилось, что в результате удержались от просто-таки напрашивающегося тошнотворного гуро, дикого саспенса и не менее дикого скрима. Потому что на мой взгляд - как раз тогда бы, за всеми этими нервами интеллектуальная часть сюжета просто затерялась бы.
Однако и без этого сериал далеко не детский. К примеру, интересные вопросы выживания в пустыне - это был тоже своего рода шок-контент не для самых маленьких. Кстати, справедливо всё сказано, так и есть. М-да…
А интеллектуальная часть сюжета там всё-таки очень хороша. Честно говоря, вот буквально самые первые минуты - сразу же привели меня в восторг. Мне понравилось буквально всё. Герой приходит в себя после потери сознания - ощущения, вопросы, поиск ответов на них - всё как надо. Я сама имела подобные неприятные опыты и свидетельствую: именно так, именно в такой последовательности оно и происходит. Плюс ещё герой сразу покорил: мгновенно справился с паникой (а она неизбежна, но так и надо!) и стал спокойно рассуждать. Просто образец! Затем сразу же - очень странный мир… и снова - мало того, что мир придуман довольно интересно, но и герой опять - вспышка неизбежной паники обуздана мгновенно, обдумал, собрался (хи-хи, и в прямом смысле!)… и более того: начал пользоваться необычной особенностью мира! Как он открыл дверь - я просто рукоплескала!
Вот это как я люблю. Отличная фантазия у авторов в придумывании мира. Грамотное описание чувств героя. Великолепное поведение самого героя. И снова фантазия, уже теперь (условно, понятно, что это тоже авторы придумали) героя - соображающего, как извлечь пользу из текущих, довольно непривычных условий. Ещё раз - образец для подражания. Пусть потом он и начал совершать несколько алогичные поступки.
Какие-то мелкие детали - тоже постоянно радовали. Начиная с того самого Вани-пешехода. Ну действительно, как ещё назвать дядьку с тросточкой, в сюртуке и цилиндре? Это же ведь явно (покосилась на стоящую рядом бутылку виски) Johnny Walker!
Или вот сюжет с молниями в колодце самого Нарихисаго. Прямо скажем, что гражданин Вакашика определил в последовательности квадратов, куда ударяет молния, кусочек числа π - немного притянуто за уши. Именно «немного»: поскольку они ищут совершенно случайные детали в «колодцах», то мог и догадаться, что молния бьёт в плитку с определённым номером не зря, и попытаться «загуглить» последовательность. И то, что Хиджиридо смогла дойти до терминала - тоже несколько натянуто: Да, она знает, что молния никогда не бьёт в одну и ту же плитку. Но она не может предсказать, в каком направлении она ударит в следующий раз: поле бесконечное (а мы с вами знаем доподлинно, что бесконечное, т.к. в основе - иррациональное число), значит удара по плитке в нужном ей направлении она тоже может ждать бесконечно.
Кстати, вот ещё вопрос, я чего-то не поняла: а почему прекратилась гроза? Опять же, поскольку в основе - иррациональное число, гроза не может идти «пока не наберёт всё значение». То есть она закончилась от того, что нечто изменилось в Нарихисаго. Он не умер. Так что изменилось? Это не претензия, тут наверняка была идея, но именно я её пропустила. Или она таки не была озвучена?
Да, так вот. При всех этих натяжках - насколько интересный сюжет с этой молнией придумали! Задумались о последовательности - определили число. Заметили частоту ударов молнии - высчитали момент начала грозы. А что у нас происходило в это время? У-у-у!
Что ещё хорошо - опять же классика детектива. Когда у нас наступает неожиданный поворот - и сначала зритель недоумевает с чего бы. Но все детали у него есть и можно догадаться. И чуть-чуть подождав - получить подтверждение (или опровержение) правильности своей догадки. Опять же мне очень запомнился один сюжет, когда Нарихисаго отправляют в колодец (не скажу кого), которого арестовали в подозрении, что он и есть Ваня-пешеход. И вдруг оказывается - что это собственный колодец Нарихисаго! Вот сначала я не поняла, это как?! А потом поглядела: ага, гражданина арестовывают как Ваню не на основании данных из колодца, а по другим, сугубо «мирским» уликам. При этом ID-частицы атрибутировать они не умеют. То есть считают, что частицы принадлежат кому-то исходя из того, что этот «кто-то» здесь бывал и наследил. То есть для показанной нам ситуации необходимо, чтобы Нарихисаго побывал в этом доме и испытал жгучее желание кого-нибудь грохнуть. Интересно, а почему? С горячо любимой (без шуток) женой застал гражданина? Или вообще частицы каким-то образом были подброшены. Смотрим дальше - ну так и есть, правильно я сообразила.
Почему ещё я запомнила этот эпизод - это потому, что с него я ещё и хихикала преизрядно. Как он был раскрыт в «обычном» мире? Ну совершенно логично: после того, как выяснилось - чей это колодец, Того Сарина-сан посылает Мацуоку проверить: а что Нирахисаго делал в этом доме, нет ли чего необчного? И, глядя на потоковое видео с очков Мацуоки, именно она определяет, что именно здесь не так. Чего же здесь смешного? А то, что вся ситуация мне сразу же напомнила горячо любимый «День Радио». Как там это:
- Я ей говорю: «Ну ты хоть встань с постели, яичницу приготовь…»
- А ты, Миша, молоде-е-ец!
Вот, Миша… то есть Маша… то есть Сарина красиво спалилась. И все так на неё посмотрели, что реально, это «А ты, Сарина, молоде-е-ец!» прямо таки читалось.
Вообще, очень много таких вот приятных - когда интеллектуальных, а когда и откровенно забавных мелочей. А некоторые - ещё и с философской нагрузкой. Из более мелких - мне очень понравилось, как Ходомачи предложили поплакать сколько надо над Фукудой, а она ответила: «Одной слезы будет достаточно.» Это на самом деле очень правильно: он - монстр. И по всем законам заслуживает смерти. Но что-то и хорошее успел сделать. Так что слезу о нём пролить можно и нужно. Одну. Большего не заслужил.
Или как тот же Фукуда выдал прекрасную сентенцию о том, что любой… Вот тут, кстати, интересных лингвистический вопрос. Фукуда использует хорошо известное мне слово «джигоку» (地獄). То есть перевод как «ад» здесь вполне уместен. Однако по контексту здесь имеется в виду капкан, болезненная ловушка. В общем-то логично, что японцы воспринимают ад как место, в котором не только больно, но и не гарантированно, что навсегда. Так вот, он говорит, что в любом аду чем больше рыпаешься - тем тебе больнее и (причём там прямая связка) тем сильнее он тебя засасывает. Ну, классический пример с силками: чем сильнее бьёшься - тем туже стягиваются, тем больнее… А если действовать плавно, не дёргаясь - может что и получится. Мысль мудрая. А в приложении к зыбучему песку - мудрая и практичная. Мне понравилось.
А есть и побольше. Очень было интересно посмотреть на мотивации бомбиста. Она с самого начала затрагивала не самый распространённый сюжет: Деноминация человеческой жизни. Равнодушие. Вся эта в целом равнодушная людская толпа, делающая фоточки людской трагедии, подхлёстывающая свои эмоции чужим горем. Проблема нашего века телевидения с интеренетом. Уже хорошо, что её подняли. И от этого вполне может поехать крыша. Но, оказывается, у бомбиста в самой основе - совсем другая мотивация! Тоже, кстати, абсолютно логичная (и безусловно сумасшедшая). Какая - спойлерить не буду. Только намекну - она тесно связана со вторым перечисленным занятием толпы.
Ну и отдельно порадовали финальные серии. При всём том, что в них количество различных «а с чего бы это?» достигает максимума - они весьма интересны другим. Давненько, наверное с великой и ужасной «Тетради Смерти» я не припомню анимэ, в котором один из героев подхватывает комплекс бога. Как это выглядит. Как он себя ведёт. И, безусловно, чем это неизбежно заканчивается.
Резюмируя: при всей лёгкости и увлекательности просмотра - анимэ строго для взрослых. Даже если не вдумываться в то, что происходит на экране - не слишком-то детских моментов там предостаточно. А если действительно задумываться… то и думать надо действительно уметь, да и додумаешься до таких пониманий, что не для особо нервных личностях. Да, есть целый ряд, так сказать, косяков. Но тем не менее, я считаю, что свои 8 баллов из 10 этот сериал честно заслужил.