Peach Girl

Nov 29, 2021 01:44

ピーチガール



Жанр: сёдзе, школьная жизнь, романтика
Выходил: январь - июнь 2005
Английское название: «Peach girl»
Русское название: «Красотка»
25 эпизодов
Оценка: 8 из 10

Я нашла вам ещё одно прекрасное сёдзе!

Адачи Момо - загорелая, сильная девушка. Ибо пловчиха. К сожалению, загорелые и сильные девушки в Японии (называемые «гяру» от английского «girl») воспринимаются как… «элитарии с рабочих окраин». Не шибко интеллектуальные, грубые во всех смыслах и в силу первого - вынужденные лезть за словом в карман. А потому предпочитающие куда более «доступные» кулаки. На самом же деле - Момо очень слабо соответствует распространённому стереотипу. Очень добра и крайне ранима. И такое несоответствие шаблона реальности немало портит ей жизнь. И без того не простую: любовь.

Ещё один сериал, очень долго лежавший у меня в списке на просмотр и постоянно отодвигавшийся «на потом» чем-то более заинтересовавшим меня в данный момент. Но и его время наступило, когда я в очередной раз захотела чего-нибудь сугубо девочкового, про современность и строго без фантастики. И, желательно, не очень большого по времени. Можно было бы, конечно, в очередной раз пересмотреть замечательное «Дотянуться до тебя» или «Sukitte ii na yo»… но ведь надо что-то и новое пробовать! И оно, знаете ли, получилось. Несколько оригинально, правда: я откровенно завысила оценку по строго личным причинам. Сериал очень интересным образом срезонировал именно со мной.

Одна из причин, почему я подозреваю себя в завышении оценки - это техническое исполнение. В общем и целом - это совершенно классическое сёдзе. То есть натурально - с первого же взгляда понятно, для кого этот сериал (и лежащая в первоисточнике манга) были нарисованы. Стилистику не спутаешь. Но и здесь - целая серия подводных камней. Во-первых, губы. Это, конечно, вопрос вкуса, но мне не очень нравится, как здесь у людей изображены губы. Они большие и рельефные. Не яркие, как если бы накрашены яркой помадой, а именно такие… заметные. Во-вторых, от сёдзе как-то ожидаешь заметного количества интересных кадров, в том числе и стоп-кадров, подчёркивающих переживания героев, их мысли… Но нет. Нельзя сказать, чтобы их не было вообще. И что окружающее вообще не играет на повествование. Пожалуйста, Окаясу, ищущий чехол для мобилки посреди ночного тайфуна - это сильная сцена, и здесь именно ночь с тайфуном и должны быть, очень правильное обозначение того, что с ним собственно происходит. Но всё это выглядит…. Ну, не сёдзево. С другой стороны - девочка-модница во мне практически весь сериал пищала от восторга, поскольку буквально все герои не только постоянно переодеваются (и, надо отметить, почти всегда их вкус радует и меня), но ещё и Момо-тян с одной и той же причёской даже в школу не ходит. Правда, тут один раз мы с ней разошлись: зачем она сделала афро?! Момо-тян, ты марихуану куришь? Или в тауншипе Кейптауна проживаешь? Ну хотя бы просто фанатка Боба Марли? Нет? Зато все остальные причёски - от просто до «очень» симпатичных.

Так или иначе, но в целом - картинка при всех своих безусловных достоинствах - на четыре с минусом. Пять за одежду и причёски и три за всё остальное.

Звук получше. Момо озвучивает Чиба Саеко, которую я весьма уважаю, да и вообще девушка довольно известная. А вот главную антагонистку Саю озвучила Насу Мегуми, у которой и ролей-то не так уж много. Но здесь - отлично сыграла, я даже удивилась: почему у так хорошо играющей сейю так мало ролей? Да и парни не подкачали, хотя ни один из них не относится к моим любимым. Однако и здесь есть некий подводный камень: как-то сюжет так расписан, что прямо так уж захватывающе дух сыграть голосом тут особо и негде. Опять же - полно эмоциональных фраз и неглупых смыслов. И да, они произнесены именно так, как и надо. Но вот так, чтобы там было пространство для сложных интонаций - нету. Но самое главное и прекрасное здесь - музыка. Это да, это середина «нулевых», так что музыкальное оформление здесь как раз не подкачало: оно есть, музыка всегда подчёркивает происходящее на экране… Кстати, забавно: я сейчас параллельно играю в «Scarlet Nexus» (сериал буду смотреть как довыйдет) - и пара мелодий здесь мне очень напоминают пару мелодий там. Плюс опенинг и эндинг. Да, их всего по одному. Но больше и не надо. Приятные, мелодичные, красивые и нежные. Особенно эндинг «Asunaro Ginga» в исполнении Sonim. Вообще замечательная нежная и тихая колыбельная!

В целом же получается, что в техническом смысле сериал просто хороший. В нем есть шикарные находки, причём системные, то есть не случайные удачи, а постоянно радующие глаза или уши. Но в целом - довольно-таки средненький.

И ещё, по части техники: перевод, прямо скажем, очень слабый. Временами - откровенно позорный. Например, в оригинале, когда Момо объявляет Окаясу о своём решении его завоевать, коль скоро он её хоть как-то любит: «ни-бан ии-йо, нэ?» Тут смысл типа «пусть я и вторая, но любимая, так?» А в переводе: «Второе лучше.» Похоже, переводчик расслышал все слова правильно, но вообще никак не соотнёс их с предыдущими и последующими фразами, а так же происходящим на экране. В общем-то если постоянно держать в голове, что мы видим/слышим именно перевод, то всегда можно догадаться, что было сказано на самом деле. Но сам перевод сделан просто левой пяткой правой ноги.

Но хватит о технике. Поговорим о сюжете. Причём, традиционно, начав с плохого. Ибо его тут много, причём, к чести сериала - довольно необычного. Скажите честно, что первым делом приходит в голову, если мы говорим про школьную романтику? Конечно же рояли в кустках, выражающиеся в том, что кто-то не вовремя зашёл или позвонил. И, ещё более конечно - упрямое желание использовать в качестве признания в любви слово «с(у)ки» (нравиться) одной стороной и желание трактовать его в строго «дружеской» коннотации другой. Что же, я приятно удивлена: хотя признаются они всё время именно этим словом, но в кои-то веки оно понимается верно.

А вот с роялями хитрее: вот этих несвоевременных звонков тут есть, но в целом очень мало. А вот роялей типа «внезапно и в самый неподходящий момент оказался(лась) где-то и увидел(а)/услышал(а) что-то» - вот этого очень много и оно в результате уже начинает раздражать. Особенно раздражать потому, что есть и третье любимое нарекание к школьным сериалам.

Идиотизм героев. Вообще-то здесь и с этим нареканием всё очень сложно. Можно очень много чего сказать об умственных способностях Тоджи-куна, как он поддаётся на шантаж Саи. Но по хорошему говоря - не стоит. То, что Сая «берёт его на пушку», и то, как противостоять шантажу - он не понимает. Ему банально неоткуда это понимать. Он глупо ведётся не потому, что дурак (хотя он дурак и скотина одновременно с тем, что прекрасный парень), а потому что он никогда не вставал перед такой задачей и не соображает даже с какой стороны пытаться подойти к её решению.

Нет, идиотизм героев раздражает в другом аспекте. В первую очередь в том, что Момо-тян зря делала себе афро. Они там все - просто патентованные белые люди. Только белый человек способен четыре раза наступить на одни и те же грабли. Казалось бы, уже всё понятно: Сая мастерски распускает слухи. И явно не питает добрых чувств к Момо. То есть как только она тебе что-то говорит - надо немедленно устраивать полный обмен информацией со всеми задействованными участниками. Раз таким образом её интригу разрушили, второй… и всё равно ведутся третий, четвёртый, пятый!

И Сая. К ней у меня сразу две претензии. И первая - вполне очевидная, хотя и тоже с нюансом. Ну абсолютно же отрицательный персонаж. Завистливая и пустая лживая интриганка. Нюанс же здесь в том, что это сёдзе. Если в условно-мужских сериалах наличие какого-то постоянно отрицательного персонажа как-то нормально и он бесит ну просто потому что мерзкий человек, то в девочковых жанрах отрицательные персонажи всё-таки в процессе сериала растут над собой и в результате каких-то событий перековываются. Ну, какой-нибудь мерзкий дядька может оставаться плохим до финала, но девушки обязаны становиться хорошими просто по закону жанра. В случае Саи этого ждать пришлось возмутительно долго. Впрочем, тут есть кое-что и хорошее, но об этом чуть позже.

Второе же нарекание связано не только с ней, но на примере одной истории с Саей - очень хорошо иллюстрируется. Это наличие совершенно неправдоподобных сюжетных ходов. И я не говорю о такой очевидной нереальщине как, допустим, какие-нибудь школьники, распутывающие преступления, о которых зубы сломала вся полиция с ФБР и КГБ вместе. Это переводит историю сразу в разряд сказок, ну и «так у них всё». Здесь нереальщина менее бросающаяся в глаза, вроде бы более реалистичная - и за счёт этого больше раздражающая. Как пример - Сая. Точнее не сама она, а гражданин Рё, сосватавший её сниматься в порнухе. Да-да, в порнухе, вы прочитали верно. Вообще с довольно «возрастными» темами тут всё в порядке, это уже не для суровых японских школьниц «девяностых», но и не для «сахарно-ванильных» десятых. Но сюжет кривой до безобразия. Да, порно в этой жизни бывает. И даже бывает так, что актрисы - школьницы (подчас задирающие себе возраст, чтобы не попасть под строго криминальный ярлык «детское»). Но сам Рё никак не может не понимать, что если Сая не знает, на что идёт (а он ей не сказал!), то вероятно уйдёт в отказ, история всплывёт - и он-то как раз окажется известен как человек, осознанно участвующий в съёмках конкретно детского порно. То есть - срокЪ. В результате - получается история, вроде как состоящая из кусочков, которые в жизни бывают. Страшная, причём особенно страшная именно для тех, кому рассказывается (не мальчики же аудитория этого сериала!) Но в результате настолько не лезущая ни в какие ворота, как… всемирный еврейский заговор. Что дополнительно раздражает - это что не покидает ощущения, что этот еврейский заговор именно состряпан автором. Покупатель хочет заговор - сейчас мы ему распишем. Страшенный! Напечатаем на пяти разных машинках для достоверности и загоним за миллионы денег.

В общем - есть там такие моменты, ни в какие ворота не лезущие. С другой стороны - и с ними не всё так просто.

Даже в этом сюжете есть целая куча совершенно замечательных моментов. Ну, начиная с того, что мне вообще всегда приятно видеть в сёдзе какие-то неожиданные, нехарактерные моменты. В данном случае - что порнография в сюжете оказывается чем-то выходящим за рамки «чего-то такого, что у мальчишек, предположительно, под кроватью хранится». А ещё там шикарнейшее разрешение всей ситуации с заказом пиццы и, как это нынче называется - флэшмоба. У младшего Окаясу - креативный и неортодоксальный ум, было откровенно смешно. Не буду пересказывать в деталях, сами смотрите.

Вообще, здесь мне очень понравилась вся тематика вокруг секса и его последствий. Во-первых, последствия. Беременность, дети. Ответственности, связанной с этим - и как оно бывает, когда мальчику её не хочется. И что об этом думают девушки - и сама будущая мама, и окружающие. Передано очень точно, вот здесь как раз один из тех случаев, где визуальная часть на высоте: с обоих сторон (и мужской, и женской) - целая плеяда очень точно подмеченных выражений лиц, жестов… Ну, и вообще мне понравилось, что именно история с ребёнком хоть немного вправила мозги гражданину Рё. Видать, и правду говорят, что мужчины взрослеют (могут) когда на горизонте возникает их ребёнок.

И во-вторых, опять же совершенно нехарактерно: обычно даже в сёдзе героини просто воспринимают секс как нечто если и существующее, то где-то совершенно за горизонтом. Даже в уже упоминавшемся «Sukitte» хотя одна героиня и «делала это», но оно остаётся фактически за кадром даже мыслей и разговоров. Здесь же Момо вполне отдаёт себе отчёт, что это случится. Но очень хорошо раскрыто женское отношение. Почему девушки так «динамят» своих парней и хотят, чтобы сначала гулять, потом за руки держаться и всё вот это. Потому что для неё это имеет значение. Почему имеет? Потому что для женщины вся эта дорога куда более безвозвратна. Более… сакральна. Хм, знаете, я сейчас могла бы разразиться пространным сочинением о том, как это всё выглядит для женщины, сваливаясь то в физиологию, то в социальные вопросы, то ещё во многое… Но, пожалуй, не буду. Просто повторюсь: в этом сериале этот аспект очень здорово раскрыт именно с точки зрения юной девушки… именно тогда, когда она всё ещё юная девушка, но уже вполне женщина.

И не о сексе, а просто о разном отношении. Вот, например, когда Окаясу уехал подумать (очень, кстати, мудрый шаг с его стороны) - Момо-тян поставила ему условие: когда вернёшься, поедем вместе на Окинаву. Я буду ждать тебя на станции пять минут. Если ты не придёшь - значит таково твоё решение. Казалось бы - классический женский шантаж. Но если вдуматься, то на самом деле здесь Момо-тян на кон ставит свою жизнь. Она не может продолжать болтаться в подвешенном состоянии и просит чёткого и неоспоримого, доказательного «да» или «нет».

Что ещё? Очень сложная картина у меня получилась с Момо. Ясное дело, я в принципе по жизни-то поопытнее буду. И, думаю, что поумнее. Особенно в тех моментах, где Момо ведёт себя как откровенная дура. (Ну да, и по граблям разгуливает). И во многих случаях я даже в школе повела бы себя совершенно не так. И оба парня мне вроде бы как не интересны. Вроде как я не влюбляюсь ни в таких как Тоджи, ни в таких как Окаясу. Но при всём при этом - я совершенно точно её понимаю, что она думает, как, почему, что почувствовала и чувствую это вместе с ней… То есть вроде бы я довольно отстранённо смотрю на это - она не я, эти парни - не герои моего романа… И одновременно совершенно внутри Момо-тян, смотрю её глазами, радуюсь и переживаю с ней, и с полным раздвоением личности могу себя представить влюблённой в одного из них и даже «делающей это» с удовольствием. То есть при всей непохожести - какое-то совершенно глубинное попадание… что-то совсем-совсем в глубине у нас с Момо-тян, видимо, очень похожее кроется. Очень странное, но и замечательное ощущение!

Ну, и коль скоро я заговорила про ощущения - вообще, я по ряду причин смотрела этот сериал довольно медленно. Но медленно, потому что с перерывами на несколько дней. Каждый раз, когда включала - совершенно не могла остановиться до окончания очередного сюжета и проглатывала по 4-6 серий за вечер. Потому что при всей дурости героев - сюжеты увлекательные.

Впрочем, насчёт дурости, я уже говорила - тут всё не просто. Строго говоря, иногда меня хотя и дико бесили какие-то выходки героев (а уж последние серии четыре я просто бегала по потолку, потому что то Окаясу совершенно не понимает, что за дурь творит, то Момо вообще я не знаю)… но. Но, пожалуй, мне даже нравилось, что весь этот сериал пудовым молотком постоянно, методично вколачивает в дубовые головы одну мысль. Редкую и в анимэ и вообще где бы то ни было.

Я же выше писала, что, мол, надо обмениваться информацией. Прямо скажем, анимэ, где проблемы в сюжете возникают от того, что кто-то в очередной раз решил не делиться информацией, не загружать других - не очень много, но всё же есть порядочно. А вот где расшифровывается почему каждый из этих идиотов решил всё делать самостоятельно - мало. Здесь же мотивация каждого подобного случая раскрыта полностью. Что уже как бы постоянно подталкивает нас к идее: неплохо бы задумываться, а почему кто-то делает… то, что делает. Как это стыкуется с тем, что он (или она) делал раньше? Какие причины резкого торможения - желание впечатать тебя лбом в стекло или может быть бабушка под колёса выскочила?

Но, прелесть не только в этом. А в бабушке. Которая на дорогу выскочила. Всегда в анимэ (ну, что я видела) сюжетные проблемы если возникают из-за недостатка информации, то это недостаток прямой. Условно говоря, мы либо вообще не знаем, почему один герой пытается убить второго, либо в крайнем случае знаем, что он пытается потому что на другой стороне, но не знаем, что его на ту сторону привело. Здесь же все сюжеты построены на менее явном недостатке информации. На поспешных обобщениях, на построениях на неполных фактах. Вот Окаясу неровно дышал к медсестре и мы видим, как он заботливо усаживает её в такси и садится сам. Что это значит? Что он до сих пор её любит и сделал выбор в её пользу. Здесь, кстати, вылезают ещё два важнейших лейтмотива этого сериала - доверие. И… совершенно не понятная многим людям идея доброго отношения к бывшим. Но суть-то в том, что её в больницу везут после покушения на Рё и её саму. И любой нормальный человек на месте Окаясу поступил бы так же. (Правда, нормальный человек по телефону бы объяснил, что случилось - но и у Окаясу была вполне понятная логика НЕ объяснить. Дурацкая, но была). Да, так вот, здесь почти все конфликты возникают из-за ложных построений на недостаточной фактуре. И вот о вреде подобных построений я сериалов не видела ни одного, а эту мысль засунуть через «маленькую трещинку в голове» очень полезно. Ах, какой изящный и прямолинейный там пример с лапшой был, как раз на эту тему!

Кстати, о неполной информации. Помните, я сказала, что с Саей тоже всё не однозначно. Да, это довольно неприятная девица, а по началу - вообще редкая мерзость. Но уже интересно - как же она перекуётся? Сёдзе ведь, закон жанра. Замечу, что шансов было несколько, но сработал только последний. То есть интрига в сюжете. Затем была новая интрига, уже несколько злорадного характера: когда встретились Сая и Рё. Про которого Окаясу совершенно справедливо сказал, что это Сая в мужском обличье. Стало, так сказать, интересно, какой из двух драконов второго сожрёт? Тоже интрига сюжета, кстати, закончившаяся весьма неожиданно. И в-третьих, при чём здесь неполнота информации? Интересно то, что хотя Саю все обвиняют в том, что она постоянно врёт, но по факту врёт она не так уж чтобы много, хотя и не мало. Гораздо больше она именно манипулирует информацией. Говорит столько, в таких красках и тому - кому надо для развития её интриги. Кстати, что я отдельно оценила - это то, что после того, как Сая перековалась, отпустила себя - она не стала другим человеком, как это бывает обычно в анимэ. Нет, Сая осталась такой же интриганкой, манипуляторшей, врушей и любительницей посмотреть на спектакль из жизни. Но из злонамерной и завистливой - в доброжелательную. То есть за это авторам жирный плюс: они умудрились сохранить характер героев до конца, хотя в случае с Саей это было действительно трудно и «не по канону». И особенно я хихикала в финале. Опять же закон жанра: в сёдзе ведь как? Когда изначально не самый приятный персонаж наконец становится условно хорошим - он начинает героям помогать. И мне было, конечно, интересно: а как и в чём будет помогать Сая? О, это было великолепно! Она помогала именно там, и именно так, где и как никто другой не мог бы. Как прожжённая интриганка, манипуляторша и вруша. Причём как любительница спектаклей - сама решила всё это делать, а не её попросили.

Вообще, здесь очень интересные персонажи. Мне сложно что-то более развёрнуто сказать про Момо, про Саю я уже здоровенный абзац накатала… А ведь ещё есть два мальчика. Тоже очень неоднозначных.

Взять того же Тоджи-куна. Он, безусловно - абсолютный дуб. Более того, временами ещё и с омерзительными стереотипами. Ну что это такое за женщина всегда виновата? Не сумела сопротивляться значит хотела? Ну и вообще за ним целый хвост гадостей. Честно говоря, я ему отказала ещё до того, как треугольник полностью сложился, и сказала себе «уж лучше бы Окаясу в Момо влюбился и она в него». Ну, ожидаемо, Окаясу влюбился. Но при этом совершенно нельзя забывать о том, что Тоджи-кун действительно хороший парень и Момо-тян любит. Старается радовать и защищать (правда, как у него выходит - отдельный стон, зовущийся песней). И в общем-то я понимала Момо-тян в последней истории. А за слова Тоджи-куна на пороге гостиницы в последней серии - простила ему почти всё. И пожелала всего самого хорошего. Потому что хороший он парень. При всех его закидонах.

Куда сложнее и интереснее Окаясу. Наоборот, персонаж вызывающий некоторую неприязнь своим шутовством и вроде бы как разгильдяйством. Но почти мгновенно, как только я увидела, как он единственный умно и как-то даже по-взрослому легко противостоит интригам Саи, я вдруг осознала, что парнишка не просто неоднозначный, а кое-что ещё. Неожиданно, но в отличие от всех остальных героев - он герой с глубоким мифологическим архетипом. Это, ёлки-палки, Царь Обезьян! И дальше я была готова терпеть его хихикания и дурацкие шуточки бесконечно. Его позитивная стратегия (в противовес негативной у Саи) - это очень круто. Вообще редко встретишь такого умного, сильного и самоотверженного человека. При том, что явно можешь оценить только ум, а силу и самоотверженность чаще понимаешь лишь постфактум. Когда уже всё свершилось. Постоянно защищающий и помогающий дорогим людям - часто почти незаметно, часто в ущерб себе, иногда вроде бы даже по-дурацки… Но если выбирать мужа - защитника, руку, на которую всегда можно опереться - это он. Хотя, конечно, Окаясу тоже редкий болван в нескольких моментах (всё по тому же поводу - не пытается подумать, как происходящее воспринимается другими людьми). Но всё равно - здесь я строго болею за него.

И, конечно же, это ведь сёдзе? А значит - полный шторм переживаний со слезами в три ручья то от радости, то от грусти, беганием по потолку и размахиванием кулаками, погрызанием оных кулаков, и всего другого, что только можно испытать. И надо ещё раз - романтика и умение верить дорогому человеку.

Интересно, что здесь практически нет темы гамбаримаса. То есть классического для сёдзе «если долго стараться, то всё получится». Точнее - в некотором смысле есть, в основном у обоих мальчиков (что тоже нехарактерно для сёдзе). Но в довольно неявной форме. И несколько более явно - в обратном утверждении: «не надо опускать руки». И очень правильная мысль о честности с самой собой. Тоже очень хорошо и красиво развитой. Кстати, Сая ровно на этом и «перековалась»: ответила себе на вопрос «чего я хочу и чего я делаю». И… отпустила то, что ей на самом деле не нужно.

В результате, довольно неординарный сериал. Я бы сказала, что это откровенное сёдзе… но по статистике мужская аудитория его оценивает в среднем чуть выше, чем женская (подозреваю, что девушек раздражает дурость Момо-тян и постоянство Саи как действительно очень мерзкой антагонистки). Да и при всём формальном попаданию в жанр, школа-любовь-морковь-треугольник-переживания-метания - поднятые темы и особенно их освещение достаточно нехарактерные. И как-то вроде всё характерно для жанра довольно глупо, но неожиданно умно. И нарисовано вроде так себе, но с некоторыми неожиданными приятностями. Всё настолько странно, что я даже не могу себе ответить: буду я это пересматривать или нет? То, что посмотрела - точно рада. Но, не смотря на рейтинги… всё же это очень для девочек.

P.S. und_arch, Мак, помнишь, ты пенял мне, что описанный мною в одной из глав "Не-игры" подход "так не доставайся никому" - совершенно не японский? Вот тебе совершенно японское сёдзе, где один из персонажей не только принимает это решение, но впрямую его объявляет и проводит в жизнь. Вполне успешно.

school, shoujo, romance, anime

Previous post Next post
Up