Михайлівський Золотоверхий
(фото кликабельно)
Автор:
RbrechkoОб архитектуре украинского барокко периода Мазепы известно достаточно много - изучено развитие и основные черты, показаны её украинские и европейские истоки. В то же время интересным является выяснение взаимных культурных влияний между Западной Европой и Украиной.
Есть все основания полагать, что период наибольших достижений в украинской культуре (особенно в архитектуре), которые обычно связывают с именем гетмана Мазепы, на самом деле начался гораздо раньше, во второй половине правления гетмана Самойловича, в 1680-х годах. Именно тогда закончились опустошительные войны и началась общая стабилизация политических экономических и социальных условий, что нашло своё отражение и в развитии культуры и искусства.
Гетман Самойлович стал одним из первых инициаторов новых идей в искусстве, и он был в этом не одинок, пользуясь поддержкой таких видных государственных и церковных деятелей, как черниговский полковник Василий Дунин-Борковский, архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, настоятель Мгарского монастыря в Лубнах Макарий Русинович. Можно предположить, что среди них был и один из ближайших помощников и советников гетмана, генеральный есаул Иван Мазепа, будущий гетман.
Культурный расцвет времён Мазепы не закончился в 1708-1709 годах. Он пережил не только Полтавскую катастрофу и смерть своего покровителя, но и все разрушения, причинённые Украине московскими войсками после Полтавской битвы. В первой четверти XVIII века, во времена гетманов Ивана Скоропадского (1708-1722) и Павла Полуботка (1722-1724), Украина жила наследием эпохи Мазепы.
Двумя величайшими и прекраснейшими образцами украинского барокко были знаменитые киевские соборы Свято-Никольский ("Великий Николай") в Пустынно-Никольском монастыре, и Богоявленский в Братском Богоявленском монастыре. Оба созданы по инициативе, под патронатом и руководством гетмана Ивана Мазепы и несут определенный отпечаток художественного своеобразия украинского барокко гетманской эпохи. Построенные в одном и том же городе, в одно и то же время (1690-е годы), по идентичному архитектурному плану оба встретили и одинаковый конец - вандальное разрушение в 1930-х годах.
Свято-Никольский собор ("Великий Николай"). Фото 1918 года
Вопрос о том, чьи это творения, обсуждается и сегодня, но большинство исследователей приписывают их архитектору Осипу Старцеву. Однако окончательно остаётся неясно, был ли он настоящим создателем двух киевских соборов, или только их строителем. Сторонники второй точки зрения обращают внимание на то, что оба собора построены по образцу Спасо-Преображенского собора Мгарского монастыря. Последний занимает выдающееся место в украинской архитектуре и его автором является архитектор Иван (Иоганн) Баптиста, ставший создателем нового стиля барокко в церковной архитектуре, что повлекло революцию в стиле архитектуры украинского барокко.
Богоявленский собор Братского Богоявленского монастыря в Киеве
Южный фасад
(по обмерам 1840-х)
Западный фасад
(фото кон. XIX в.)
Западный фасад
(по обмерам 1840-х)
Личность Ивана Баптисты представляет большой интерес, но, к сожалению, сведений о нём очень мало. Известно только, что где-то в конце 1670-х или в начале 1680-х годов он работал в Вильно и оттуда по приглашению черниговского полковника, известного покровителя искусств Василия Дунина-Борковского, отправился в Чернигов для восстановления собора Черниговского Троицкого монастыря. Можно предположить, что Иван Баптиста хорошо показал себя, поскольку в 1684 году Дунин-Борковский рекомендовал его как опытного архитектора гетману Самойловичу, который в то время искал по всей Украине и Беларуси человека для строительства собора во Мгарском монастыре.
Строительство собора было начато весной 1684 года, 23 апреля в торжественной обстановке был заложен первый камень. На церемонии присутствовали сыновья гетмана, Семён и Яков Самойловичи, многие высокопоставленные представители государства и церкви. Сам гетман уделял большое внимание ходу строительства этого здания и помогал ему деньгами и материалами. Точная дата завершения строительства неизвестна, но, по-видимому, 1687-1688 гг. В "Летописи Мгарского монастыря" есть следующая запись за 1687 год: "Мѣсяца октоврия 27 дня церковъ мурованая домуровалася и дотинковалася и посадку въ нои положили, и баня деревяная на олтари станула, и верхи пошаліовали и пулъбанъки веръхнiе бѣлымъ желѣзомъ побили; прочее зимою року 1687 мирно препроводихомъ". Таким образом, можно не сомневаться, что строительство Спасо-Преображенского собора было полностью завершено до 1692 года, когда он принял останки святого Афанасия Пателлария, патриарха Константинопольского, который умер (1654) и был похоронен во Мгарском монастыре.
Безусловно, прямые доказательства что именно Иван Баптиста был архитектором киевских соборов найти вряд ли возможно. Однако это очень вероятно. Он находился на службе у гетмана и сложно представить, что Мазепа не обсуждал с Баптистой план строительства здания. Однако самым важным фактом является то, что оба киевских собора были построены по образцу Мгарской монастырской церкви Баптисты. Ещё более интересно то, что они не были точными копиями Мгарского собора, а отличались некоторыми новыми деталями, которые были более "барочными" по стилю. Таким образом, они показывают развитие тех архитектурных концепций, которые впервые проявились в Мгарском соборе. Вся их композиция и художественная красота отражают индивидуальность Ивана Баптисты. Даже если он не был фактическим строителем этих двух киевских соборов, он, несомненно, был их создателем-проектантом.
Спасо-Преображенский собор
Мгарского монастыря
Костёл Святых Петра и Павла
в ВильнюсеОтмечается также сходство между Мгарским собором и некоторыми барочными церквями в Вильнюсе, особенно костёлом Святых Петра и Павла в предместье Антоколь, построеном в 1668-1684 годах. Этот тип барочной церковной архитектуры был создан по образцу знаменитых римских базилик
Chiesa del Gesù (1584) и
Chiesa di Sant'Ignazio (1621-1623), и привнесён в Украину Иваном Баптистой через Вильнюс.
Установить этническое происхождение и полное имя Ивана Баптисты сегодня сложно. В некоторых документах он назван "немцем", однако это вряд ли следует воспринимать буквально. Не исключено, что его возможно приняли за немца потому, что он приехал в Вильно из Германии или из Северной Италии, находившейся тогда под немецким (австрийским) владычеством. Важно здесь то, что Иван Баптиста принёс с собой не немецкое, а итальянское барокко, хотя и изменённое различными влияниями в Вильно.
Участие итальянских архитекторов и художников в развитии украинской архитектуры имело долгую историю. В частности, на рубеже XVI-XVII веков они построили ряд зданий во Львове и Киеве. Известно также, что при дворе гетмана Мазепы находились некоторые итальянские мастера. Поражение Карла XII и Мазепы под Полтавой в 1709 году на некоторое время прервало в Украине развитие искусства, особенно церковной архитектуры. Разрушение Батурина и разграбление московскими войсками городских церквей не предвещало итальянским художникам светлого будущего на этой земле, и они были вынуждены покинуть Украину и уехать в Западную Европу.
В начале 1720-х годов два итальянских архитектора, братья Джованни Баттиста и Себастьяно Аллио (или де Алио), появились в Верхней Австрии, а затем в Баварии. В 1720-1722 годах они работали над реконструкцией и украшением в стиле барокко бенедиктинского аббатства Нидералтайх (
Niederaltaich Abbey) на Дунае в Нижней Баварии. Их учеником был австрийский архитектор Франц Йозеф Хольцингер, который в 1722-1724 годах помогал украшать знаменитое бенедиктинское аббатство Меттен (
Kloster Metten), а позже стал архитектором многих церквей в Нижней Баварии и Верхней Австрии.
Церкви, построенные Джованни Баттистой и Себастьяно Аллио, сохранились и, за исключением небольших особенностей, продиктованных различными местными традициями, очень напоминают Мгарский собор и его виленские прототипы. Это произведения одной школы, возможно, даже творения одной семьи архитекторов (Джованни Галли - Иван Баптиста - Джованни Баттиста и Себастьяно Аллио).
Историки украинского искусства сходятся во мнении, что барокко эпохи Мазепы отражает синтез западного барокко с местным традиционным стилем старых украинских каменных церквей и деревянной церковной архитектурой того времени. Украинское барокко охватывает домонгольские церкви в Киеве и Чернигове, реконструированные во времена Мазепы, а также вновь построенные церкви, в частности такие как Мгарский собор или два собора в Киеве.
Стиль барокко не был чужд традиционным национальным тенденциям украинской архитектуры. Построенные здания не представляли собой импортированных иностранных форм, а были ассимилированы со старой византийской архитектурой в Украине на основе общих исторических архетипов. Однако проблема культурных влияний не сводится только к заимствованиям и прототипам.
Украинское барокко не было замкнутым в себе и не ограничивалось только Украиной. Последняя в те времена играла главную, если не решающую роль в европеизации Восточной Европы. Получив западные влияния, украинское искусство и архитектура передали их дальше. И если рассматривать культурное развитие Украины как составной элемент общеевропейской культуры, то, несомненно, более поздние влияния украинского барокко следует искать в Западной Европе, куда они внесли свою украинскую долю того, что было общеевропейским наследием.