Анализ ответа Росстандарта от 27.06.2016

Aug 20, 2016 15:28

Ниже приведён краткий анализ ответа Росстандарта от 27.06.2016 № 999-ОГ/03 (см. http://y-kharechko.livejournal.com/25770.html).
«Управление технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии рассмотрело Ваши электронные обращения по вопросу переиздания/отмены стандартов и сообщает следующее.
Рассмотренные стандарты прошли все установленные процедуры разработки, в том числе публичное обсуждение, рассмотрение и голосование техническими комитетами по стандартизации. Членами технических комитетов являются организации, которые являются непосредственными пользователями разрабатываемых стандартов.
В период пользования рассмотренных стандартов с момента их утверждения, введения в действие и до настоящего времени замечаний от профессионального сообщества пользователей стандартов не поступало».
Росстандарт «рассмотрел» (в кавычках) мои сообщения об ошибках в 39 стандартах и прислал очередную отписку, в которой констатировал, что некачественные стандарты без затруднений проходят процедуры разработки, обсуждения, утверждения и вводятся в действие. Изобилие ошибок в новых стандартах свидетельствует о ненадлежащем выполнении своих обязанностей техническими комитетами и разработчиками стандартов. Росстандарт, в свою очередь, не осуществляет надлежащий контроль за качеством стандартов.
В частности, Росстандарт, технический комитет 337 «Электроустановки зданий» (ТК 337), разработчики - Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ), Всероссийский научно-исследовательский институт электрификации сельского хозяйства (ВИЭСХ) и Московский институт энергобезопасности и энергосбережения (МИЭЭ) были неоднократно информированы мной об ошибках, допущенных в стандартах комплекса ГОСТ Р 50571 и необходимости их устранения. Росстандарт и разработчики - Научно-исследовательский институт энергетических сооружений и ВИЭСХ были информированы мной об ошибках, допущенных в ГОСТ Р 56124.5 (см. http://y-kharechko.livejournal.com/15701.html). Однако ответ Росстандарта не содержит информации об исправлении стандартов комплекса ГОСТ Р 50571, а также о замене ГОСТ Р 56124.5. ТК 337 и разработчики стандартов не ответили на мои замечания.
Отсутствие замечаний по стандартам свидетельствует лишь о том, что пользователи не хотят тратить время зря на бесплодную переписку с Росстандартом и техническими комитетами. Росстандарт присылает отписки, а технические комитеты не отвечают на обращения. Главное - они не устраняют ошибки, допущенные в стандартах.
«Письмом от 27.05.2016 № 835-ОГ/03 Росстандарт информировал о проведении рабочей встречи с Вашим участием, научных институтов при Росстандарте, а также соответствующих технических комитетов по стандартизации.
Учитывая Ваше отсутствие, доводим до Вашего сведения, что в ходе рабочей встречи отмечено, что часть замечаний и предложений (особенно в области терминологии) актуальна и необходима для учета при пересмотре стандартов.
На этом основании принято решение о внесении изменений в часть документов по стандартизации, упомянутых в Ваших обращениях, с учетом текущей работы технических комитетов по стандартизации и реализации программы национальной стандартизации».
Письмом от 27.05.2016 № 835-ОГ/03 (см. http://y-kharechko.livejournal.com/23131.html) Росстандарт информировал меня о проведении рабочей встречи. Однако эта встреча не была подготовлена надлежащим образом. Перед её проведением Росстандарт, технические комитеты и разработчики стандартов были обязаны предоставить ответы по указанным мной ошибкам. Объём этой информации весьма большой - десятки страниц. Для его изучения требуется много времени. Поскольку указанная информация мне не поступила, Росстандарт провёл совещание «для галочки». По этой причине в его письме не приведён перечень «научных институтов» и «технических комитетов по стандартизации», принявших в нём участие.
В ответе Росстандарта отсутствует информация о сроках переиздания исправленных стандартов, подготовки и издания новых стандартов на основе действующих стандартов МЭК взамен некачественных стандартов, подготовленных на основе старых стандартов МЭК. Ничего не сказано об отмене старых стандартов, действующих одновременно с новыми стандартами и др. Всё это свидетельствует о том, что Росстандарт не планировал рассмотреть по существу мои обращения.
«Дополнительно сообщаем, что правила пересмотра и отмены национальных стандартов установлены ГОСТ Р 1.2 2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены» (далее - ГОСТ Р 1.2 2014). Ознакомиться с порядком соответствующих процедур и их сроками можно, обратившись к пунктам 5.3 и 6 указанного национального стандарта.
В дальнейшем при подготовке обращений просим учитывать, что замечания и предложения поступают в технические комитеты по стандартизации в порядке, установленном пунктом 4 ГОСТ Р 1.2 2014».
В последней своей части ответ Росстандарта отсылает к ГОСТ Р 1.2. Однако ссылка на этот стандарт не корректна, поскольку в моих обращениях речь идёт о подготовке некачественных стандартов, что стало системой. То есть Росстандарт получил большой объём фактов, на основе которых он должен обязать технические комитеты и разработчиков стандартов за свой счёт исправить стандарты и переиздать их.
Рассмотрим некоторые требования ГОСТ Р 1.2. В п. 3.4.2 стандарта указано: «Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны быть увязаны с требованиями стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.2) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов), а также со сводами правил.
Если требования действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов устарели и противоречат требованиям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с разработкой нового стандарта целесообразно проводить работы по обновлению (изменению или пересмотру) этих стандартов в соответствии с 5.2 или 5.3 или их отмену в соответствии с разделом 6. Аналогичные работы в отношении действующих в Российской Федерации межгосударственных стандартов осуществляют в соответствии с пунктами 7.2, 7.3 или разделом 8 ГОСТ Р 1.8-2011».
В новых стандартах, например - комплекса ГОСТ Р 50571 использована разная терминология. Она не согласована с терминологией ГОСТ 30331.1 (см. http://y-kharechko.livejournal.com/4077.html), которую при издании исказили относительно окончательной редакции проекта стандарта (см. http://y-kharechko.livejournal.com/7044.html). Таким образом, ТК 337 проигнорировал главную проблему, которую следует решать при подготовке стандартов - создание терминологии. В результате требования стандартов комплекса ГОСТ Р 50571 не согласованы между собой. Требования последних, тем более, не согласованы с требованиями стандартов на электрооборудование.
Росстандарт не организовал проведение работ по созданию единой терминологии, применяемой во всех стандартах на электрооборудование и электроустановки. Он не обязал технические комитеты руководствоваться единой терминологией при подготовке стандартов и не проконтролировал её использование в стандартах, которые вводил в действие. Более того, Росстандарт проигнорировал моё сообщение о некачественном выполнении работ (см. комментарии к http://y-kharechko.livejournal.com/21429.html). ТК 337, в свою очередь, не проводил работы по координации терминологии с другими техническими комитетами. В результате вместо качественных стандартов в действие вводят документы, не пригодные к применению.
Наглядным примером терминологического хаоса является ГОСТ Р 56124.5, который содержит десятки терминологических ошибок, искажающих смысл рекомендаций первоисточника - технической спецификации МЭК 62257 5:2005. В частности, характеристику устройства дифференциального тока «номинальный отключающий дифференциальный ток» заменили пятью разными словосочетаниями «номинальный дифференциальный ток отключения», «номинальный дифференциальный ток срабатывания», «номинальный рабочий ток нулевой последовательности», «номинальный ток нулевой последовательности», «номинальный ток срабатывания нулевой последовательности».
ТК 337 не инициировал своевременное исключение раздела 556 из ГОСТ Р 50571.29 (см. http://y-kharechko.livejournal.com/6477.html), поскольку новые требования изложены в ГОСТ Р 50571.5.56 (см. http://y-kharechko.livejournal.com/14915.html). До сих пор не отменены устаревшие ГОСТ Р 50571.2 (см. http://y-kharechko.livejournal.com/10494.html), ГОСТ Р 50571.6 (см. http://y-kharechko.livejournal.com/10664.html) и ГОСТ Р 50571.17 (см. http://y-kharechko.livejournal.com/10878.html), новые требования и рекомендации которых содержат ГОСТ Р 50571.5.51 (см. http://y-kharechko.livejournal.com/13505.html), ГОСТ Р 50571-4-44-2011 (МЭК 60364-4-44:2007) «Электроустановки низковольтные. Часть 4-44. Требования по обеспечению безопасности. Защита от отклонений напряжения и электромагнитных помех» и ГОСТ Р 50571.4.42 (см. http://y-kharechko.livejournal.com/14735.html). Тем самым ТК 337 усугубил неопределённость в применении нормативных требований.
Рассмотрим также требования подраздела 5.3 и раздела 6 ГОСТ Р 1.2, на которые ссылается Росстандарт:
«5.3 Проведение пересмотра национального стандарта
5.3.1 Пересмотр стандарта осуществляют при необходимости значительного изменения его содержания, структуры и/или наименования стандарта, а также при установлении в нем новых и/или более прогрессивных требований, если это приводит к следующим последствиям:
- нарушению взаимозаменяемости с продукцией, изготовленной до введения этих требований;
- нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту до введения в него новых требований;
- оказанию влияния на метрологические характеристики результатов испытаний (измерений), проводимых по пересмотренному стандарту и действовавшему ранее стандарту. …»;
«6 Правила осуществления отмены национальных стандартов
6.1 Действующий национальный стандарт отменяют в следующих случаях:
а) при утверждении и введении в действие взамен данного стандарта другого национального стандарта, в том числе при включении положений данного стандарта в другой стандарт;
б) при принятии (утверждении) и введении в действие в Российской Федерации межгосударственного стандарта (свода правил), который распространяется на тот же объект и аспект стандартизации;
в) при полном прекращении выпуска продукции, проведения работ или оказания услуг, которые осуществлялись по данному стандарту;
г) в других случаях, когда стандарт утратил свою актуальность в связи с изменением направлений работ по национальной стандартизации в данной области. …».
Требования п. 5.3.1 ГОСТ Р 1.2 не предполагают проведение пересмотра стандартов по причине наличия в них ошибок, поскольку установленные процедуры разработки, обсуждения и экспертизы нацелены на получение качественных стандартов. Устранение ошибок предусмотрено требованиями подраздела 5.4 «Внесение поправки в национальный стандарт». Однако из-за большого числа ошибок объём поправки может превысить объём стандарта. Применять такую поправку и стандарт будет сложно. Поэтому проще исправить и переиздать стандарт. Если стандарт подготовлен на основе старого стандарта МЭК, его следует отменить, заменив новым стандартом, подготовленным на основе действующего стандарта МЭК.
Требованиями п. 6.1 ГОСТ Р 1.2 предусмотрена отмена стандартов при введении новых национальных или межгосударственных стандартов. Однако, как указано выше, ТК 337 не инициировал процедуру отмены нескольких стандартов, а Росстандарт своевременно их не отменил.
В ГОСТ Р 1.2 не предусмотрена отмена стандартов из-за наличия в них ошибок. Однако стандарты, изобилующие ошибками, например - ГОСТ 31612 (см. http://y-kharechko.livejournal.com/19761.html), ГОСТ Р 50571.5.54 (см. http://y-kharechko.livejournal.com/729.html), ГОСТ Р 56124.5 и др., следует отменить, поскольку ими нельзя пользоваться. Кроме того, наличие таких стандартов свидетельствует о привлечении Росстандартом к работе лиц, не имеющих надлежащей квалификации.

Заключение. Письмо Росстандарта не содержит ответов по существу вопросов, следующих из моих обращений, а именно: когда будут исправлены стандарты, в которых допущены многочисленные ошибки;
когда будут отменены старые стандарты, которые действуют одновременно с новыми;
когда технические комитеты будут подготавливать качественные стандарты?
Нет ответа на основной вопрос: когда Росстандарт начнёт предъявлять санкции к техническим комитетам и организациям-разработчикам стандартов, выпускающим некачественные стандарты?

ГОСТ Р 50571.5.51, электроустановка здания, ГОСТ Р 56124.5, ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 50571.5.54, ГОСТ Р 50571-4-44, ГОСТ 30331.1, ГОСТ 31612, ГОСТ Р 50571.4.42, ГОСТ Р 50571.5.56, Росстандарт

Previous post Next post
Up