Абсолютное большинство туристов, посещающих Кунгур, приезжают сюда с целью увидеть знаменитую ледяную пещеру, и я не был исключением. Но и сам по себе город, если сравнивать с другими, сопоставимыми по размеру (население - 60-70 тысяч человек), довольно интересен, имеет свой колорит и немало особенностей, и достоин отдельного рассказа. Под катом - некоторые мои наблюдения и заметки.
Жил я в историческом центре, в единственном городском хостеле. Место отличное, с очень домашней атмосферой, ни в одной гостинице или хостеле я такого не встречал, и, думаю, ещё долго кунгурский будет в моём мысленном рейтинге держать первую строчку. А ещё совсем рядом находится Тихвинская церковь, так что просыпаются постояльцы под колокольный звон - это одно из самых ярких впечатлений от поездки (я серьёзно!). В Подмосковье, конечно, жить неплохо, но таких ощущений и близко нет!
1. Вот в этом здании на втором этаже он и находится. Улица Октябрьская, 21Б.
2. Общий вид на Октябрьскую. Можно составить первое впечатление о застройке.
Официально история города насчитывает больше трёхсот пятидесяти лет (примерно как Иркутск), а самое раннее упоминание датируется и вовсе 1623-м годом.
В Кунгуре (если говорить о его центральной части) благодаря практически полному отсутствию современной "прогрессивной" архитектуры сохранилась удивительная атмосфера дореволюционного уездного города. Здания выше трёх этажей - редкость, процент малоэтажных домов я бы оценил в 80-85. Одна из причин этого - геология, а именно карстовые явления, попросту говоря, пустоты в грунте, вследствие чего этот самый грунт, получая нагрузки, просто проваливается. Это проблема не только кунгурская, она имеет место на всём Среднем Урале, достаточно вспомнить мега-провал в Березниках.
3. Виды со смотровой площадки у Тихвинского храма совершенно патриархальные:
4. Если закрыть глаза на некоторые современные детали, то можно представить, что сейчас 1905-й год, а я - Прокудин-Горский :D.
5. Спасо-Преображенская церковь на другом берегу Сылвы. Построена в 1763-1781 годах.
6. Уже дважды упоминавшаяся Тихвинская церковь (1758-1763):
7. Находится она в "нагорной части" (по аналогии с Нижним Новгородом). Вид вполне сойдёт за дореволюционный.
8. Улица Гоголя, в створе виднеется Свято-Никольский храм, находящийся в ближайшем географическом соседстве с исправительной колонией.
Обычно (по крайней мере, очень часто) города стоят на двух сопоставимых по размеру реках - так, например, построены Иркутск, Благовещенск, Улан-Удэ и Чита. В Кунгуре же рек сразу три - Сылва и два её притока - Ирень и Шаква. Экскурсовод в пещере говорил, что речек и вовсе четыре и весной часто бывают наводнения. Через Сылву и Ирень в центре города перекинуты необычные автомобильные мосты.
9. Это Сылвенский. Не совсем ясно, зачем автомобильному мосту металлические фермы.
10. Небольшая пробка собралась. В местном автопарке бросается в глаза большое количество вазовских машин и почему-то "Рено".
11. Второй суровый мост - Иренский.
12.
13. Есть небольшой пешеходный маршрут, охватывающий все достопримечательности центра.
14. Железнодорожный вокзал находится на окраине города, по дороге к ледяной пещере. Построен в 1905-1909 годах и выдержан в стиле пермь-екатеринбургского участка Транссиба, с обязательной башенкой.
15. Пассажиры проходящих поездов видят его таким.
16. 105 лет назад пассажиров было побольше.
17. Привокзальная площадь с водонапоркой и обязательным памятником Ленину.
Кунгур располагает к себе. Не чем-то конкретным - общей атмосферой. Прогулки по берегу Сылвы под звон колоколов я буду помнить ещё долго. Самое главное - у города есть своё уникальное и запоминающееся лицо. А ведь очень часто небольшие города похожи друг на друга, одинаково скучны и унылы панельные пятиэтажки и частный сектор, и тогда главной достопримечательностью становится единственный светофор.
Кунгур - исключение из этого ординарного ряда. Он стоит того, чтобы задержаться на несколько дней.
В следующей части наконец дойдём до пещеры.