После десяти дней во Владивостоке мой путь лежал в бывшую столицу Дальневосточной республики, а ныне неофициальную столицу Забайкалья - Читу. О причинах, побудивших меня посетить этот город, я напишу в соответствующем посте, а пока расскажу о дороге от Тихого океана в забайкальские степи.
Средством перемещения между Владивостоком и Читой был выбран обыкновенный скорый поезд №99, идущий в Москву.
Дальнее (от суток и больше) путешествие по железной дороге, если грамотно подойти к его организации и хотя бы минимально подготовиться, может стать интересным, абсолютно не тягостным и запомниться надолго. Под организацией и подготовкой я понимаю следующее:
1. Выбор поезда с отсечением плохих вариантов (тут в помощь различные интернет-форумы);
2. Выбор вагона (по возможности не плацкартный);
3. Ознакомление с расписанием движения и картой местности, по которой предстоит ехать;
4. Отметка на карте либо в голове наиболее интересных на пути следования географических объектов - гор, рек, больших городов.
Если обобщить, то, на мой взгляд, для того, чтобы долгий железнодорожный путь не был мучением, а, наоборот, принёс много хороших эмоций и расширил Ваш кругозор, необходимы две вещи - здравый смысл (п.1,2) и природная любознательность (3,4).
По дороге из Владивостока в Читу мне посчастливилось вновь увидеть широченные дальневосточные реки, горные системы Сихотэ-Алинь, Хехцир и Малый Хинган, бескрайние приамурские болота и наш "дикий восток" на стыке Забайкалья и Амурской области - наименее населённые места вдоль всей трассы Транссиба. Постов на эту тему будет два, по количеству дней в пути, фотографии я расположил в хронологическом порядке по мере перемещения с востока на запад. Качество фотокарточек иногда оставляет желать лучшего, так как делались они на скорости и через стекло. В первой части доедем от Владивостока до станции Облучье на границе 6-го и 7-го часовых поясов.
От перрона владивостокского вокзала отправились почти что в полночь и к шести утра 9-го мая доехали до станции Ружино в центральной части Приморья.
1. Стоянка здесь 15 минут, можно немного погулять.
2. Ружино - основная станция города Лесозаводска, родины моей бабушки.
3. Памятники Ленину сохраняются ещё на очень многих маленьких и среднего размера станциях Транссиба.
4. В сквере рядом с вокзалом стоит украшенный ко Дню Победы паровоз Еа. Точно такой же паровоз-памятник установлен на станции Владивосток.
5. Ещё совсем раннее утро, поезд (пассажиры, я имею в виду) спит. Ночью в Уссурийске прицепили два вагона сообщением Туманган-Москва. Отстояв положенные графиком минуты, отправляемся на север, а формально - на запад.
6. Река Бикин, один из самых крупных притоков Уссури.
7. Красоты в Хабаровском крае. Это западные предгорья Сихотэ-Алиня, как я понял.
За два часа до Хабаровска - станция Вяземская, большинство поездов останавливается здесь для заправки вагонов водой. Без остановки её проходит только "Океан" Владивосток-Хабаровск, ему столько воды незачем, в пути он всего одну ночь. На Вяземской лет 10-15 назад была налажена продажа пассажирам красной икры, почему именно здесь, относительно далеко от моря - не знаю. В этот раз икру не продавали, а другая "фишка" станции - медовые торты - осталась.
8. Вокзал Вяземской.
9. Через пару минут после прибытия работники станции врубили марш "Прощание славянки", чтобы пассажиры поезда, на некоторое время как бы выброшенные из обыденной жизни, почувствовали атмосферу Дня Победы.
10. Станция названа именем инженера путей сообщения О.П.Вяземского, чей бюст установлен перед зданием вокзала. Внутри вокзала всё очень ветхое и давно не видевшее ремонта, но зато есть "антитеррористические" рамки.
11. Расстояние от Москвы - 8651 километр.
Так как дело было 9-го мая, весь день по поездной трансляции крутили песни военных лет, а утром, ещё до Вяземской, играла какая-то песня (не запомнил, увы, какая), прославляющая Сталина. Думаю, вряд ли такое было бы возможно в поезде московского формирования.
12. Мчимся к Хабаровску.
13. Река Хор, ещё один приток Уссури. Выглядит очень грозно.
14. Местность вдоль железной дороги очень часто была подтоплена весенним паводком.
15. Станция Корфовская. Невысокие горы на заднем плане - хребет Хехцир.
16. Наконец к обеду прибыли в Хабаровск. Стоять здесь предстоит целый час.
17. Хабаровск-I, как обычно, заставлен товарняками и пассажирский поезд принимают к дальней платформе.
Немного погулял по привокзальной площади, было очень ветрено и как-то неуютно (может, так казалось, потому что до дома больше восьми тысяч километров?). Хорошей фотографии хабаровского вокзала, увы, не получилось.
18. Флаги России, Хабаровского края и знамя Победы.
19. От вокзала можно за 16 рублей уехать автобусом в Сингапур, ажиотажа не наблюдается :)
20. Причина столь долгой стоянки поезда заключается в том, что здесь в голову состава добавляют почтово-багажные вагоны, а маневровые работы с отцепкой-прицепкой локомотива - процесс небыстрый.
Сразу же после Хабаровска Транссибирская магистраль пересекает Амур. Начальник поезда сказал мне, что, несмотря на постройку второй очереди моста, поезда всё же иногда пускают по тоннелю. Хотелось по нему проехать, так как это с большой вероятностью был бы последний раз (будущее тоннеля очень туманно), но, увы, наш поезд направили по "обычному" пути - на мост. Фотографии Амура с моста я, конечно же, делал, но все они получились такого уровня, что вставлять в пост мне их не хочется. На другом берегу реки начинается Еврейская автономная область, пожалуй, самый странный на сегодня регион России, в том смысле, что "титульной нации" - евреев - там осталось около одного процента от всего населения. Тем не менее автономия сохраняется и к Хабаровскому краю её присоединять вроде как не планируют.
21. Первые километры по ЕАО, вдалеке большое антенное поле.
22. Транссиб тут проходит рядом с автодорогой М58 "Амур". Район посёлка Ольгохта.
Небольшое видео, поезд соревнуется в скорости с машинами.
Click to view
23. Рельеф в восточной части "еврейки" представлен болотами.
24. Первая остановка после Хабаровска - станция Ин (посёлок Смидович).
25. Водонапорка в Ине.
26. И снова залитые водой болота.
27. В Биробиджане, несмотря на пятиминутную стоянку, проводница выпустила немного подышать.
28. Столица ЕАО, 75-тысячный Биробиджан. Пока до него не добрался, хотя карта дома лежит.
29. Едем дальше. Здесь на горизонте появляются горы, это отроги Буреинского хребта.
30.
31. А с юга - хребет с замысловатым названием Щуки-Поктой.
32. В пять вечера - станция Бира. 15 лет назад стоянки поездов тут были большими, теперь же, после смещения тяговых плеч, не превышают двух минут.
33. Можно разглядеть фиолетовые пятна на склонах сопок, видимо, зацвёл багульник.
34. После Биры к югу от железной дороги продолжаются дальневосточные красоты.
35. Сутарский хребет. Дорога тут проложена по долине реки Биры.
36. "Слава труду!". Станция Тёплое озеро.
37. До Москвы 8260 километров.
38. А вот и Бира, давшая название посёлку (фото 32) и частично столице "еврейки".
39. После станции Известковой с севера к Транссибу подходит река Кульдур. Она, сливаясь с Сутарой между Известковой и Теплоозёрском, даёт начало Бире.
Последней большой остановкой в этот день была станция Облучье. Станция эта и подходы к ней, на мой взгляд - самое живописное место на дальневосточном участке магистрали, посёлок находится, можно сказать, в ущелье, железная дорога проложена по горам (Малому Хингану), восточное и западное направление здесь разветвляются и очень сильно петляют. Но к концу дня я настолько устал бегать от одного окна к другому и "наелся" красивейшими видами из окон, что на Облучье просто не хватило моральных сил. Немного поснимал только на самой станции.
40.
41. Вокзал расположен значительно выше путей, табличку с названием куда-то дели. Внутри, как и в Вяземской, минимум изменений с 70-80-х годов.
42. И здесь Ленин присутствует.
43. Наш поезд в Облучье.
44. Тут хабаровская локомотивная бригада меняется на белогорскую (и наоборот). А этот ЭП1, не меняясь, тащил нас от Владивостока до Чернышевска-Забайкальского, то есть двое суток.
После Облучья мы покинули Еврейскую АО и въехали в пределы Амурской области, переведя время на один час назад. Проснулся в этот день я очень рано, поэтому к вечеру обычный пассажир стал побеждать во мне путешественника и исследователя, фотографировать уже не хотелось, и после Архары я лёг спать. Завтра предстояло проехать по местам гораздо более суровым. Но об этом - в следующей части, а тем, кто героически дочитал пост до конца, спасибо за внимание!