Большие поселения, расположенные у моря, редко бывают скучными и сонными, и Владивосток исключением в этом ряду не стал. Город в сравнении с равными ему по значению (административно, то есть центрами больших территорий) Читой, Иркутском или Хабаровском живёт и соображает раза в два быстрее, и ритм жизни здесь напоминает столицу. Сто лет назад всё было ровно так же, но тогда различие с "сухопутными" городами бросалось в глаза ещё сильнее. Большой постоянно работающий порт, перевалка иностранных товаров с кораблей в вагоны, консульства азиатских стран, множество китайских и японских лавок, парикмахерских и развлекательных заведений - такая активность и не снилась патриархальным Верхнеудинску или Томску. Владивосток и море - две сущности, друг друга дополняющие и вне этой связи не рассматриваемые.
Прежде чем начать рассказ, будет полезно немного вспомнить историю. Заливы и гавани Южно-Уссурийского края не давали покоя русским морякам со времен самой первой экспедиции (1851 год), посланной из Петербурга на Дальний Восток и доказавшей, что Сахалин является островом, а Амур не "теряется в песках" (таково было тогда высочайшее мнение, да). Её начальник капитан-лейтенант (впоследствии адмирал) Геннадий Невельской и генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьёв сумели сделать практически невозможное - победить неповоротливый бюрократический аппарат тогдашней Империи (наполовину состоявший из немцев) и присоединить к России земли по левому берегу Амура. Конечно, все эти гигантские территориальные приобретения вынес на своих плечах русский мужик, казак, но, если бы не эти два человека - Невельской и Муравьёв, Дальнего Востока у нашей страны с большой долей вероятности бы не было. Позже Муравьёв получил за это титул графа и стал Муравьёвым-Амурским. Прибрежные территории нынешнего Приморского края были гораздо более благоприятными для русского военного присутствия в стратегическом отношении, да и климат здесь мягче, чем в северных Аяне, Охотске и Петропавловске-на-Камчатке. Однако активные действия по освоению этих мест начались лишь под конец десятилетия.
1. Бухта Золотой Рог.
Днём основания Владивостока принято считать 20 июня (2 июля по новому стилю) 1860 года, когда на берега бухты Золотой Рог с военного транспорта "Маньчжур" высадились сорок солдат под командованием прапорщика Комарова. Им было предписано "занять и укрепить два пункта для небольших команд в заливе Петра Великого, крейсировать около него и описать все берега его от границ Кореи с юга до бухты Ольги к северу со всевозможной точностью и подробностью". А за несколько лет до этого в залив входили моряки Её Величества и назвали его Port May, но официальная историография об этом вспоминать не любит)
2. Название "Золотой Рог" дали заливу по аналогии с одноимённой бухтой в Константинополе. Есть тут и свой пролив Босфор, с приставкой -Восточный.
3. Самый боянный вид, который существует во Владивостоке. Перед днём Победы в створе Золотого моста (это официальное название) выстроились надводные и подводные корабли Тихоокеанского флота и репетируют отдачу воинского приветствия адмиралу Авакянцу.
4. На место кораблей ТОФа, готовящихся к параду, пришвартоварись два учебных парусника - "Паллада" и "Надежда".
5. Снова тот же мост, но уже с другого берега. В мою бытность ребёнком моста не существовало даже в мечтах, и через бухту в центральную часть города часто ходили паромы и катера. Теперь надобности в них нет и они потихоньку ржавеют у причала.
6. Тут же и расчётная схема причала имеется, с пририсованными уточнениями специалистов в области гидромеханики)
7. Ещё один вид на "центр" с "Чуркина". Мыс Чуркина на полуострове Черкавского распространил своё название на весь жилой район, на этом полуострове расположенный. При этом, где находится тот мыс, никто толком не знает.
8. Морской фасад "Чуркина". Белая высотка (по местным меркам это небоскрёб) у правой границы кадра была построена в 90-е по северокорейскому (!) проекту и в те годы была однозначной доминантой района. Теперь и наши созрели для того, чтобы переплюнуть чучхейских гениев строительства.
9. По берегам Золотого Рога сплошные склады, предприятия, погрузочные площадки, постоянно что-то выгружается, загружается, пересыпается и перетаскивается из трюмов кораблей в товарные вагоны и наоборот. Порт живёт.
10. Вот буксир помогает развернуться автомобилевозу "Сунгари". Новые джипы с завода Sollers, расположенного во Владике, ждут отправки куда-то, а ещё лет 10-15 назад подобные площадки были забиты подержанными праворульками.
11. Плавучий завод "Всеволод Сибирцев". Поймали рыбу, тут же обработали, красиво упаковали, положили в холодильники, пришли в порт - и на прилавки (или в вагон-рефрижератор).
12. Идёшь себе по мосту на железнодорожный вокзал, и тут на тебе - подводная лодка в степях Украины! На седьмой день пребывания во Владике это уже не удивляет.
13. Она же, но уже в парадном строю и с экипажем на палубе. Видны береговые опоры Золотого моста.
14. В сухом доке стоит на ремонте ещё одна, вроде такая же, систершип, если это слово применимо к военным кораблям.
15. "Сибирцев", за ним какой-то танкер и краны, краны, краны... На заднем плане весь покрытый лесами Русский остров.
Центр Владивостока имеет прямоугольную планировку (в целом тут это большая редкость), улицы, идущие перпендикулярно к бухте и вверх - это бывшие просеки, прорубленные в лесу той самой командой с "Маньчжура". Главные две "перпендикулярные" улицы центра - Алеутская и Океанский проспект.
16.
17. Тут хорошо видно, как Океанский проспект упирается в Тихий океан.
18. Полуостров Шкота (народное название "Эгершельд" дано по тому же принципу, что и "Чуркин", такая вот интересная городская особенность) и гражданские суда на рейде.
19. Очень много кораблей не заходят в порт, а стоят на рейде, дабы сэкономить на портовом сборе. Попадаются и такие исполинские контейнеровозы. У него же из-за контейнеров рубку не видно!
Самое атмосферное место Владивостока, откуда совершенно не хочется уходить, зовётся Корабельной набережной. Рядом есть более цивильная недавно открытая набережная Цесаревича, но она больше тусовочно-хипстерская (как Парк Горького в Москве), и для этих целей, собственно, и создавалась) На Корабельной же всё серьёзно и без гламура - какие-то рельсы, штаб флота, его главный причал, вид на выход из Золотого рога и, как нигде больше, смесь естественного запаха моря и запаха мазута. В общем, точка на карте очень примечательная. Ниже несколько кадров с неё.
20. Паром, раз в неделю совершающий рейсы в Японию и Корею, у причала Морского вокзала.
21. Корабли ТОФа на главной стоянке.
22. Флагман флота - крейсер "Варяг", видимо, ушёл в океан охранять чей-то спокойный сон в рейсе, а за него во Владивостоке отдуваются "Маршал Шапошников" и "Адмирал Виноградов".
23. "Это же боевой корабль, "композитор Юрий Шостакович"!. Музейный "Красный вымпел" и учебная "Паллада".
24. А рядом с брутальными противолодочниками стоит вот такое чудо. Что-то типа водной маршрутки)
Оставим Золотой Рог и посмотрим на другие объекты морской топонимики, благо их хватает.
25. Бухта Аякс на Русском острове.
26. Второй мегамост, построенный к Саммиту'12, соединяет материковый Владивосток с Русским островом. Ванты, то есть металлические тросы, соединяющие пилоны с пролётными строениями, окрашены в цвета флага, на фото этого почти не видно, так что поверьте на слово)
27. Так он выглядит с противоположной стороны, если смотреть с Токаревского маяка. Маяку как культовому месту города будет посвящён отдельный пост.
28. Стоянка ледоколов Дальневосточного морского пароходства у самого выхода из Золотого Рога. А в центре кадра - телевышка, согласно городской легенде, в советские времена глушившая "Голос Америки".
29. Чайки, куда ж без них.
Владивосток формально занимает почти весь полуостров Муравьёва-Амурского, но на городские кварталы приходится процентов 20-25 его площади, всё остальное - большая рекреационная зона, и ездить на пляж (в сезон) можно хоть каждый день после учёбы/работы, никаких проблем с транспортом нет, количество машин на семью в среднем превосходит единицу. Правда вот отношение к природе оставляет желать много лучшего, всё побережье со свободным доступом сильно замусорено.
30. Угловой Залив. Массовый шашлыкинг на майские праздники.
31. Воспетая "Мумий Троллем" знаменитая бухта Шамора. Официальное название уже больше сорока лет как сменено на нейтральное "Лазурная", но Шамора по сей день в народе зовётся исконным китайским именем. Удивительно. Летом тут хорошо, но очень многолюдно, социофобам не рекомендую.
32. Спортивная гавань, десять минут ходьбы от центральной площади.
В каждой семье здесь обязательно есть кто-то, чья профессия или просто деятельность связана с морем, пусть даже косвенно и "по касательной". Постсоветские реалии вытолкнули значительную часть населения в торговлю и сферу услуг, но формулу "море кормит" это до конца не убило. Знаю, о чём говорю, ибо в моей семье было именно так - дедушка механиком ходил в рейсы на кораблях советского торгового флота, позже вместе с бабушкой работал на судоремонтном заводе, по выходным управлял собственным небольшим катером, а в близких друзьях у них был настоящий капитан дальнего плавания. Кстати, свой маленький катер во Владивостоке, в общем, такое же обычное дело, как и машина, разве что расходы на его содержание больше и матчасть знать нужно не в пример лучше автомобилиста. Это не значит, что катер есть в любой семье, но сам по себе факт владения им никого не удивляет.
33. Гаражами для лодок и катеров утыкано всё побережье Амурского залива вдоль последних километров Транссиба.
34. Под конец покажу один примечательный образец владивостокского стрит-арта. Его, как и новых памятников, в городе в последние годы появляется много, но именно этот - со смыслом. Солнечные часы на площади перед Морским вокзалом. Тень, которую отбрасывает кнехт, падает на циферблат и показывает время. Только вот из-за введения постоянного зимнего времени часы безбожно отстают)
На этой то ли смешной, то ли грустной (для перфекционистов) ноте я заканчиваю свой рассказ, по моим меркам и так получился беспримерно длинный пост) Надеюсь, вы прониклись этой атмосферой, услышали крики чаек, гудки необъятных сухогрузов и маленьких буксиров и представили себе запах Корабельной набережной.
Спасибо за внимание!
34.