В апреле-мае этого года мне выпало счастье побывать на Дальнем Востоке - во Владивостоке, Уссурийске, Спасске-Дальнем, проехать 3100 километров по Транссибирской магистрали на обычном скором поезде и провести один день в Чите. Описывать путешествие я буду в хронологическом порядке - сначала серия постов про Владивосток и Приморье (6-7), затем пойдёт двухдневный путь на запад по железной дороге, и завершу небольшим обзором Забайкальской столицы.
В первой части я кратко расскажу о том, что сегодня представляет собой транссибирский авиаперелёт, а также опишу впечатления первых часов после прибытия во Владивосток.
Отправиться во Владивосток из Москвы можно в любой день тремя рейсами на выбор - 1700 и 1702 "Аэрофлота" и 123-м "Трансаэро". Так вышло, что я летел вторым, поздним рейсом "Аэрофлота" прибытием в Кневичи в 11 часов дня местного времени (что в переводе на московское даёт 4 утра).
Взлет из Шереметьево в последних лучах заходящего солнца, и, что необычно, на широкофюзеляжном Airbus A330 перегрузки во время разгона и отрыва от полосы ощущаются гораздо слабее, чем на А320, Суперджетах и прочей мелочи, даже в кресло не вдавливает. Всё дело во взлётной массе в 230 тонн и большей инертности.
Забегая вперёд, скажу, что все мои опасения относительно того, что девятичасовой рейс сильно вымотает, не оправдались. Более того - такого интересного и лёгкого дальнего перелёта у меня не было ещё никогда. А ведь много раз приходилось читать ругательные отзывы об 330-м Эйрбасе, но мне он показался вполне удобным, а за встроенный в кресло монитор с возможностью постоянно видеть карту и данные о полёте я бы простил вообще все неприятные моменты, если бы они были.
Ночь на восточных рейсах очень коротка, самолёт носом прорезает тропосферу навстречу восходящему солнцу. Бледно-розовая полоска нарождающегося рассвета появилась ещё над Западной Сибирью, примерно на долготе Томска, а где-то после границы Красноярского края и Иркутской области день (точнее, раннее утро) окончательно утвердилось в своих правах. По Москве тем временем чуть за полночь)
1. За бортом лопасти реактивного двигателя молотят разреженный воздух, в наушниках - концерт Рахманинова, Сибирь встречает новый день.
В спинку впереди стоящего кресла вделан небольшой монитор - можно смотреть фильмы, слушать музыку (и подходящая моменту классика, к счастью, есть), играть в какие-то игры и т.д., но мне больше всего была интересна география нашего полета и почти все 8,5 часов у меня был активирован режим "карта". Почему-то я был уверен, что трасса проходит гораздо севернее, однако основные зауральские центры цивилизации были всего на 500-700 километров к югу от маршрута.
2. Примерно вот так:
3. "Счастье географа" выглядит так - интерактивная карта полёта. Трасса над китайской провинцией Хэйлунцзян - это враньё косяк программы, примерно за меридианом Читы самолёт берёт несколько севернее, и после Могочи-Амазара до самого Хабаровска воздушный коридор проходит между Байкало-Амурской магистралью и Транссибом, ближе к последнему.
4. Спокойный сон пассажиров обеспечивают, в частности, двигатели Роллс-Ройс.
5. Река Бурея и Бурейское водохранилище, несмотря на 28 апреля, ещё во льдах.
6. Амур-батюшка, его невозможно перепутать ни с чем. Где-то по правому борту Хабаровск.
Над Хабаровском очень мягкий и незаметный правый разворот и новый курс - на юго-юго-запад, лететь осталось уже совсем ничего, какие-то 800 км. Немного не верится, что внизу уже часа два как Дальний Восток).
Через восемь с половиной часов после прощания с землёй в Шереметьево, пролетев без малого семь тысяч километров и перепрыгнув через семь часовых поясов, садимся в Кневичах. Вокруг сопки. Погода звенит. В Москве уже утро, а сна ни в одном глазу.
7. Airbus A330-300 "Александр Бакулев", аэропорт Владивосток (Кневичи).
Аэропорт во Владике совсем новый, один из проектов саммита АТЭС 2012 года. Стекло и металл, чисто и аккуратно, в общем, ничего особенного, однако дальневосточный колорит присутствует:
8. Тот самый магазин "Рыбный островок", в витрине которого недавно устроила себе праздник живота кошка, впоследствии наречённая Матроскиной и назначенная талисманом хоккейного клуба "Адмирал". (фото сделано вечером дня прилёта)
9. Ещё из той же оперы.
До центра города на машине ехать минут 45, если без пробок, аэропорт расположен достаточно далеко, это вам не Ростов с Иркутском. Дорога петляет, сменяют друг друга подъёмы и спуски, иногда между сопок появляется синяя полоска моря и тут же снова исчезает. Я не был во Владивостоке почти 8 лет, и, хотя ориентируюсь в городе прекрасно, есть странное чувство, будто бы я тут впервые. Отчасти так и есть, в 2007-м году здесь был в моем теле и с моими документами (у меня тогда даже паспорта не было) немного другой человек.
10. Ну здравствуй, дорогой и любимый! Давно не виделись.
11. Герб города Владивостока - тигр, поднимающийся на сопку.
Глаза с первых минут начинают искать и подмечать разницу с тем, что видишь каждый день дома. Первое, и, пожалуй, главное большое различие - парк автомобилей: несмотря ни на какое повышение ввозных пошлин и открытие завода Sollers, доля праворульных японских машин так и осталась на уровне 90-92%. С левым рулём разве что "Фокусы" Тихоокеанского флота, китайские грузовики и южнокорейские автобусы (основной городской общественный транспорт). Китайские легковушки Geely, Lifan и прочие тут считают, мягко говоря, третьим сортом, и новой китайской машине в 99 случаях из 100 предпочитают десятилетнюю "японку". Здесь абсолютно в порядке вещей ездить на машинах 15-20-летней давности, причем выглядят они как новые, что совсем удивительно при тяжёлом климате, сложном рельефе, традиционно для нашей страны плохих дорогах и эксплуатации "в хвост и в гриву". Боюсь, никакая "Приора" бы столько не протянула. Не знаю, какие сейчас машины делают японцы, но те, ещё не испорченные глобализацией "Тойоты" и "Ниссаны" 90-х годов - просто верх надёжности и неприхотливости, и при всём этом ещё и красивы (не все, конечно, но большинство).
12. Уже редко, но всё же иногда ещё попадаются вот такие эпические экземпляры. Toyota Chaser примерно 1986-88 года выпуска (!), интересно, сколько экваторов составляет её пробег?
Механические коробки передач не в почёте, 95% частных машин - "автоматы". Связано это, думаю, с уже упоминавшимся тяжёлым горным рельефом местности. Трогаться в горку с хорошим уклоном (очень часто больше, чем на незабвенной "эстакаде"), когда за тобой стоят другие машины, не слишком приятно, а кому-то и вовсе невозможно. Как это делать зимой, в гололед, я не представляю совсем. Редкие фанаты "механики" приклеивают на заднее стекло наклейки с изображением рычага КПП, которые как бы предупреждают: "держи дистанцию, я могу откатиться!". Правила дорожного движения в основном соблюдаются, но на мелочи иногда кладётся болт - типа обгона через сплошную и без поворотника.
13. Очень характерая картинка. Океанский проспект со стартующими с перекрестка японцами.
Таковыми были впечатления первых суток моей поездки, что пост вышел "авиационно-автомобильным". В следующей части поговорим о главной сущности, об основополагающей части истории и географии Владивостока и о том, что долгие годы формирует его философию и менталитет жителей. О море, конечно.
14. Как анонс второй серии, "тупиковая" часть бухты Золотой Рог.
Спасибо за внимание! Дальше, думаю, будет интереснее.